Обобщение опыта по теме: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования
учебно-методический материал (младшая группа)

Айзатуллина Татьяна Владимировна

Представлен опыт работы по теме " Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством элементарного экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_10_sad_ayzatullina.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №10» г. Алексин

Обобщение опыта по теме:

Развитие познавательной активности у детей         раннего возраста посредством элементарного экспериментирования

Подготовила воспитатель:

Айзатуллина Т.В.

Алексин, 2024

Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,

дай попробовать и я пойму.

Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребѐнок познаѐт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребѐнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в

 которых раскрывается содержание данного объекта. Учѐные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приѐм пищи, игры, прогулку, водные процедуры, сон. Маленький ребѐнок сам по себе уже является исследователем.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

  • воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать
  • развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
  • учить малыша выражать словами свои впечатления.

Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности и поэтому все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать. Также для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться в процессе работы.

Интеграция сенсорного и познавательного развития помогает лучшему усвоению и пониманию у детей свойств явлений неживой природы.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть образовательной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Я считаю, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний,

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Для детей раннего возраста в экспериментальном уголке должны быть:

  • Центр «Песок-вода»: ѐмкости различного размера, лейки, формочки, камешки, песок, глина, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведѐрки, предметы из природных материалов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки
  • Центр «Воздух»: воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки
  • Манипулятивный центр: мелкие предметы для группировки по разным признакам, цветные геометрические фигуры, шнуровка, логико-математические игры, верѐвочки.

Для того, чтобы сформировать мотивационные основы познавательного развития детей необходимо систематично и планомерно проводить опытно-экспериментальную деятельность в последовательности, предложенную перспективным планом.  

Перспективный план по организации опытно экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста

месяц

Направление экспериментальной деятельности

Тема

Цель

Октябрь

1

Наблюдение за

погодой

Наблюдение за

состоянием погоды.

Показать разнообразие

погодных условий.

2

Экспериментирование

с песком, глиной, камешками

Песок. Свойства

песка. Изготовление куличиков.

Познакомить детей со свойствами песка.

3

Экспериментирование с водой

Вода льѐтся из крана.

Познакомить со свойствами

воды; воспитывать бережное отношение к воде.

4

Наблюдение за

погодой

Наблюдение за

солнцем.

Учить замечать изменения,

происходящие с солнцем.

Ноябрь

5

Экспериментирование

с водой

Вода жидкая - она

может течь.

Познакомить со свойством

воды - текучестью.

6

Экспериментирование

с песком, глиной, камешками

Наблюдение за

природными материалами.

Сравнить свойства сухого и мокрого песка.

7

Экспериментирование с воздухом

Надувание мыльных пузырей.

Научить пускать мыльные

пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

8

Экспериментирование с песком, глиной,

камешками

Глина. Лепка

«печенья» для кукол.

Закрепить знания о песке и его свойствах; познакомить с

глиной и еѐ свойствами.

Декабрь

9

Экспериментирование

с предметами

Сокровища природы

Развивать мелкую моторику.

10

Экспериментирование с водой

Свойства воды.

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая,

горячая, холодная.

11

Экспериментирование с песком, глиной,

камешками

Песок и глина. Свойства песка и

глины.

Познакомить со свойствами песка и глины.

12

Наблюдение за жизнью насекомых

Насекомые.

Учить узнавать насекомых, изображѐнных на картинках, развивать наблюдательность,

вызвать интерес к живой природе.

Январь

13

Экспериментирование с водой

Узнаѐм, какая вода.

Помочь выявить свойства воды.

14

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Камни.

Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

15

Экспериментирование с водой

Вода бывает холодная и горячая.

Учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; воспитывать аккуратность.

Февраль

16

Экспериментирование

с воздухом

Ветер по морю гуляет.

Помочь детям обнаружить

вокруг себя воздух.

17

Экспериментирование с песком, глиной, камешками

Сравнение глины и камня.

Закрепить знания о свойствах глины; познакомить с камнем, со свойствами камней.

18

Экспериментирование

с водой

Вода прозрачная.

Познакомить со свойством

воды - прозрачностью.

Март

19

Наблюдение за жизнью растений

Посадка лука.

Познакомить со свойствами лука; научить сажать

луковицы в землю и воду.

20

Экспериментирование

с водой

Вода не имеет формы.

Дать представление о том, что

вода не имеет форму.

21

Экспериментирование с предметами

Играем на бобах

Развивать умение оценивать предметы и события.

22

Экспериментирование с водой

Растворимость вещей в воде.

Раскрыть понятие о том, что одни вещи растворяются в

воде, а другие нет.

Апрель

23

Наблюдение за

жизнью растений

Маленький цветочек.

Познакомить с растениями и с

тем, как они растут.

24

Экспериментирование с водой

Разноцветная вода.

Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное

отношение к воде.

25

Экспериментирование с предметами

Потрясающая игра.

Способствовать развитию чувства ритма.

26

Экспериментирование с воздухом

Познакомьтесь, одуванчик.

Познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития.

Май

27

Наблюдение за

жизнью насекомых

Интересные

насекомые.

Развивать внимание и

наблюдательность.

28

Экспериментирование с воздухом

Знакомимся с одуванчиком

Закрепить характерные особенности строения одуванчика.

29

Экспериментирование

с водой

Искусство дождя.

Развивать воображение.

30

Экспериментирование с воздухом

Одуванчиков много - они разные и

красивые.

Организовать наблюдение за стадией развития

одуванчиков.

Июнь

31

Экспериментирование с предметами

Лето.

Формировать представление о времени года – лете.

32

Экспериментирование

с водой

Забавы жарким летом.

Вызвать положительный

эмоциональный настрой.

В итоге, если с детьми раннего возраста постоянно разговаривать, играть,

наблюдать и экспериментировать, объясняя все на доступном по возрасту ребенку уровне и всѐ делать вместе, то в результате у детей сформируется познавательный интерес к

природе, будет развиваться наблюдательность, любознательность. А это и есть нерушимый фундамент успешности личности ребенка во всей его дальнейшей жизни!

Список литературы

  1. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду//Методист №8. 2006 - 60-64 с.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет //Волгоград Издательство «Учитель», 2015 - 3-88 с.
  3. http://rom31.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_chast/poznavatelno_issledovatelskaja_dejateln ost_detej_rannego_vozrasta/2-1-0-10
  4. http://www.slideshare.net/mtetelev/ss-31747511


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....

Консультация для родителей на тему: Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

В последние годы в нашей стране наблюдается рост числа детей с речевыми проблемами, что делает развитие речи младших дошкольников важным направлением педагогической деятельности. Современные дети мень...