Конспект интегрированного занятия "День Российского герба"
план-конспект занятия (старшая группа)
ООД в старшей группе "День Российского герба" .Одна из задач в патриотическом воспитаниии дошкольников - пробщение детей к государственной символике РФ. В ходе мероприятия дети продолжали знакомиться с символикой России, узнали историю появления герба, узнали, почему герб имеет форму щита. Играли в такие игры, как: "Собери герб России", "Найди герб России", игра - экспериментирование с манетами "Нарисуй герб", читали стихи и др. Это занятие помогло детям приобрести новые знания, воспитать в них патриотический дух, уважение к символам России,чувство гордости и любовь к своей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_den_gosudarstvennogo_gerba.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лесная полянка»
Конспект интегрированного занятия
по патриотическому воспитанию
в старшей разновозрастной группе
«День государственного герба»
Подготовила: Куркина Е.А.
воспитатель первой квалификационной категории
п. Нижегородец
2024 г.
Программное содержание:
1. Формировать у детей представления о российской символике: о функциональном назначении герба, символическом значении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр);
2. Расширять знания и представления детей об истории появления государственного герба;
3. Развивать положительные качества личности дошкольников, познавательные способности, навыки взаимодействия в команде; обогащать словарный запас.
4. Воспитывать уважительное отношение к государственному гербу России;
5. Воспитывать патриотизм и гражданственность, чувство гордости за родную страну, стремления защищать любимую родину от врагов, уважения к российской государственности.
Форма занятия: игровое, познавательное, интегрированное.
Предварительная работа: рассматривание государственных символов России, беседа о государственных символах; слушание Государственного гимна РФ; рассказ легенды о Георгии Победоносце; дидактическая игра «Собери герб (флаг) страны»; чтение стихотворений, посвященных государственным символам России, разучивание с детьми стихотворений и пословиц о гербе.
Материалы и оборудование: флаг, герб, иллюстрации с изображением символики, паспорта, свидетельства о рождении, дипломов, наградных документов и др. с изображениями государственного герба, пазлы «Герб России», мольберт, интерактивная доска, ноутбук, проектор, фишки, эмблемы команд, флешка с записями.
Раздаточный (по количеству детей): денежные монеты, белые листы бумаги, простые карандаши.
Сюрпризный момент: медали с изображением герба, шоколадные медальки
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте поздороваемся с гостями и подарим друг другу хорошее настроение.
Приветствие «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, ты, и здравствуй я!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним в какой стране мы с вами живем.
Дети: Россия, российское государство.
Давайте найдем на карте нашу страну. Наша страна большая и красивая. Все страны мира, все государства имеют свои флаги. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации – это главная песня нашей страны.
Какие цвета есть на российском флаге?
Дети: белый, синий, красный.
Воспитатель: Молодцы, что они означают? Кто помнит?
Дети: вера, мир, сила.
Воспитатель: А теперь, отгадайте загадку.
Символ мудрости и власти.
Отгоняющий напасти,
Что крыла свои развёл...
Он - двуглавый птах - ... (Орёл)
Что изображено на российском флаге?
Дети: герб
Воспитатель: Да, это герб России.
Воспитатель: Герб так же, как флаг и гимн, является символом государства.
Ребята, сегодня важный день для нашей страны – день Государственного герба Российской Федерации. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о гербе России? (высказывания детей)
Как много вы уже знаете! Ребята, герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, который рассказывает об истории и традиции семьи, города или страны. Интересно, как появились гербы, зачем люди их придумали? Как вы думаете, ребята? (высказывания детей)
А хотите я вам расскажу рассказ «История возникновения герба»
(Дети присаживаются на стульчики, воспитатель рассказывает)
История герба, так же как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Флаг и герб помогали воинам определить, где свои войска, где вражеские.
А что защищало воина?
(высказывания детей).
Воспитатель: Да, верно, доспехи и щит. Но из - за доспехов во время боя все воины были очень похожи друг на друга, и было трудно определить, свой это или чужой. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один у знаменосца. Чтобы не ошибиться, рыцари (рыцарь в переводе с немецкого – это всадник) придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Изображения на щите стали называть гербом. Наверное, поэтому герб имеет форму щита. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих.
А какое животное вы разместили бы на своем гербе? Почему? (высказывания детей)
Воспитатель: Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Уже давно современные солдаты не используют щиты. Но свой герб есть у каждой страны. Потому что изображения на гербе помогают без слов рассказать об истории и особенностях страны. Думаю, гербы помогают людям разных стран лучше понимать друг друга. Согласны, ребята?
Дети: Да
Воспитатель: А теперь мы с вами немного разомнёмся, и сделаем разминку.
Разминка «Я, ты, он, она»
Под музыку проводится разминка
Воспитатель: Давайте рассмотрим герб нашей страны - России.
Герб представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Что вы знаете об орле? Какая это птица?
Дети: Сильная, гордая, красивая.
Воспитатель: А ещё орёл - самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Орёл золотого цвета, потому что в древности на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Крылья орла расположены как солнечные лучи.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл? Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
Воспитатель: Наша страна Россия очень большая, и головы орла смотрят на запад и на восток, чтобы охранять государство. Кто знает как называют орла на гербе?
Дети: Орла на гербе России называют двуглавый орёл.
Воспитатель: В России живут люди разных национальностей. Чтобы в нашей стране был мир, жители России должны быть дружными, помогать друг другу, объединяться вместе, быть едиными.
Воспитатель: А что вы видите на головах орла?
Дети: На головах орла мы видим короны.
Воспитатель: Как вы думаете, что корона обозначает? Кто носил короны?
Дети: Короны были у царей.
Воспитатель: Правильно, корона – символ власти и законности. Это означает, что наша страна живёт по законам чести и справедливости. А что в лапах у орла?
Дети: Правой лапой орёл сжимает железную палку.
Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
Воспитатель: Его называют держава. Держава – значит могущество, то есть наша страна могучая. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.
Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?
Дети: Всадника, который побеждает дракона.
Воспитатель: Верно. На груди орла находится изображение всадника. Какого цвета конь у всадника?
Дети: Белый.
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синий.
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красный.
Воспитатель: Верно, всадник изображен на фоне красного щита. Вы знаете кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Это святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ. Что в руках у всадника?
Дети: Копьё.
Воспитатель: Зачем оно ему?
Дети: Чтобы победить дракона.
Воспитатель: Верно, в правой руке - серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (ответы детей)
Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Дети: Добро побеждает зло!
Воспитатель: Всадник на коне – это защита, героизм, справедливость и добро. Чёрный дракон – это символ зла. Дракон повержен героем. Что это означает?
Дети: Победу добра над злом.
Воспитатель: Итак, наш герб символизирует силу и непобедимость, законность и справедливость, а еще победу добра над злом.
Ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. О гербе написано много стихотворений. Давайте их прочитаем.
Ребёнок 1:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
Ребёнок 2:
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдём мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
Ребёнок 3:
Эта царственная птица
Гордо смотрит на границы
Государства своего,
Бережет покой его.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, где можно увидеть герб?
Дети рассматривают выставку предметов с изображением герба России. Давайте перечислим, где изображён герб России.
Дети: На знамёнах, печатях, на паспорте, на аттестате, на наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках...
Воспитатель: Молодцы, все вы правильно назвали. Я предлагаю вам самим получить изображение герба. У вас на столах лежит лист бумаги, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету.
Экспериментирование «Что изображено на монетах?»
Дети выполняют.
Воспитатель: Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Ребята, а давайте устроим соревнования, как когда-то рыцари устраивали турниры? Для того, чтобы турнир получился настоящим, нам нужно разделиться на две команды. Разделимся мы на команды с помощью эмблем. Подойдите к столу, на нём лежат эмблемы, нужно каждому из вас взять по одной и встать в команды.
На столах лежат эмблемы по количеству детей, перевернутые картинкой вниз. Дети берут их и определяют, кто в какой команде.
Игра на сплочение «Дружная команда»
Воспитатель: Перед турниром рыцари одной страны (команды) собирались в круг, протягивали левую руку вперед и соединяли их в центре. Так они чувствовали тепло и поддержку друг друга. Потом договаривались, какое движение будут делать все вместе (например, идти по кругу на носочках или с поднятыми руками и т.п.). И шли по кругу, произнося важные слова. Мы сейчас с вами тоже поиграем в такую игру.
Игра на сплочение «Дружная команда»
Становитесь в круг своей команды, беритесь за руки в центре круга, договоритесь, какое движение будете делать. И начнем игру!
Все мы – дружные ребята,
Мы – ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Можно повторить игру 2 раза (с разными движениями).
Звучат фанфары рыцарского турнира - (торжественно)
Воспитатель: Внимание участникам турнира знатоков истории родной страны! Пусть в честном бою победит команда сильнейших!
После каждого задания, чья команда справится быстрее, на мольберте, под гербом команды выкладывается фишка.
1. Первое задание – придумать название своей команды в соответствии с вашим гербом (лев - храбрые, единорог – непобедимые, сова – мудрые, любознательные).
2. Второе задание – «Угадай герб России»
На иллюстрации нужно найти герб России
3. Третье задание, оно требует большого внимания: на доске выставлены 4 изображения российского герба, но только одно изображение правильное, остальные 3, имеют небольшие недочеты.
После каждого задания, чья команда справится быстрее, на мольберте, под гербом команды выкладывается фишка.
4. Четвёртое задание на скорость: Игра «Собери герб»
Командам на скорость нужно будет собрать пазл, с изображением Герба.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились! Глядя на герб России, я вспомнила стихотворение Владимира Смирного:
Герб страны – орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны!
Воспитатель: Я уверена, ребята, что вы станете добрыми, смелыми и справедливыми! Никогда не забывайте: нужно любить и заботиться о своих родных, защищать маленьких и слабых, уважать и беречь родную страну. Ведь не зря говорят - Родина краше солнца, дороже золота!
Наш турнир окончен. Пора подвести итоги.
В конце турнира можно опять включить фанфары.
Ребята, посчитайте фишки за правильные ответы. Чья команда сегодня была сильнее? (высказывания детей)
Поздравляю победителей! И хочу вручить вам медали «Герб России»
Ну вот и подошло к концу наше мероприятие посвященное Дню Российского герба.
Итог занятия:
Воспитатель: - Почему сегодня – важный день для всей России?
- Что вам запомнилось сегодня больше всего?
- Во что бы вы хотели поиграть еще раз?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы сегодня показали, как любим и гордимся нашей страной, знаем и чтим наши символы. Предлагаю вам ребята под песню О. Газманова «РОССИЯ» раскрасить Герб нашей страны. Только давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «До свидания!»
Дети прощаются с гостями и под песню начинают раскрашивать герб России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в старшей группе "Символ государства Российского. Герб семьи"
Занятие в старшей группе «Символы государства Российского. «Герб семьи»Задачи: 1. Закрепить знания детей о символах Российского государства: герб, флаг, гимн.Флаг: цветовое расположени...
Показ презентации: Российский герб, флаг. гимн, президент, достопримечательности Москвы.
Развивали чувства любви и патриотизма к своей родине - России....
"История Российского герба"
История возникновения Российского герба...
План - конспект интегрированного занятия "Российский солдат не знает преград"
Расширение представление детей о вооруженных силах России, воспитание чувства гордости за российскую армию. Знакомство с видами и родами войск российской армиию. Стимулирование интереса детей к истори...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: История Российского Герба.
Беседы о российской символике; чтение стихотворений, беседы, рассматривание иллюстраций....
Конспект занятия «День государственного герба Российской федерации»
Герб - официальный государственный символ Российской Федерации, наряду с Государственный флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации, подчеркивает независимость и историч...
Конспект занятия «Знакомимся с гербом Российской Федерации» в старшей группе детского сад
Цель: формировать нравственные качества личности дошкольника как важный аспект патриотического воспитания.Задачи:Формировать у детей представления о российской символике: о функциональном н...