Главные вкладки
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через приобщение к культуре народов России»
статья (подготовительная группа)
Данная статья знакомит с опытом работы по приобщению старших дошкольников к культуре народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_po_dnv.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через приобщение к культуре народов России»
В единстве сила каждого народа,
Всегда равняйте на него судьбу,
Куда бы вас не завела дорога,
Не забывайте Родину свою.
Не забывайте корни свои, предков,
Язык отцов, традиции и быт,
Любите это сердцем своим крепко,
Пока оно в груди у вас стучит.
И где бы вас по свету не носило,
Какая не ждала бы вас судьба,
Старайтесь быть всегда достойным сыном,
Достойным сыном своего отца.
В последние годы наблюдается кризис нравственности и духовности. Этот кризис проявляется в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких понятиях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность, семья и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. У детей наблюдается дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях национальной культуры; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Как педагог, я задаюсь вопросом, каким образом сформировать у современных детей понятия о духовно-нравственных ценностях.
Решением данной проблемы считаю возвращение молодого поколения к своим корням и воспитание у детей чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Знакомство с культурой народов России способствует развитию духовно-нравственных качеств личности ребёнка, навыков культурного поведения, формированию любви к Родине и позволяет воспитать патриота своей страны и человека, уважающего другие культуры. Чем определяется актуальность данной темы.
Одним из условий духовно-нравственного воспитания является интеграция духовных ценностей и навыков культурного поведения в обыденную жизнь ребенка, во все виды деятельности.
Целью моей работы как педагога по данному направлению является приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, к культуре народов России и воспитание готовности следовать им.
Цель достигается путем решения задач:
- Формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;
- Возрождать русские народные традиции;
- Познакомить детей с народными обычаями, праздниками, народным творчеством, искусством;
- Формировать чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.
- Воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину;
Для решения данных задач мною проводится работа по 4 направлениям:
- Знакомство с национальными традициями, праздниками, фольклором страны;
- Виртуальные экскурсии по родному краю, городу;
- Знакомство с играми народов России;
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством народов России.
В основу работы положена интеграция различных видов деятельности:
- Познавательно-исследовательская (изучение национальных традиций и культуры народов России);
- Коммуникативная (беседы о декоративно-прикладном искусстве, играх, традициях, обрядах и праздниках);
- Игровая (народные игры, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры);
- Изобразительная (рисование, лепка из пластилина и глины, пластилинография, разные виды аппликации);
- Музыкальная (пение народных песен; слушание народной музыки, танцы, хороводы, музыкально – фольклорные игры, игра на народных музыкальных инструментах.
- Театрализованная (разыгрывание литературных произведений, игры- драматизации);
- Двигательная деятельность (организация русских подвижных народных игр, праздников).
Перечисленные виды деятельности обеспечивают выполнение целевых ориентиров, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по всем образовательным областям.
Моя работа как педагога направлена на партнёрское взаимодействие с детьми, коллегами и семьями воспитанников в целях осуществления духовно - нравственного воспитания личности ребёнка.
Работа воспитателя ведется в соответствии с календарно-тематическим планированием ДОУ.
Каждая тема разрабатывается в течение месяца. Работа ведется по следующему плану:
1) Знакомство с темой (взаимодействие с педагогами)
2) Работа с родителями (видеопрезентация, выставки)
3) Закрепление знаний детей (творчество, игра)
4) Проведение итогового мероприятия (открытое мероприятие в группе или для всего сада, выставки и т.д.)
В нашем дошкольном учреждении выстроена система работы по ДНВ, основанная на взаимодействии и тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ и специалистами.
С детьми могут использоваться следующие формы работы:
- Музыкальная гостиная (знакомство с песнями, фольклором);
- Театрализованные постановки, игры-драматизации;
- Виртуальные экскурсии;
- Викторины;
- Игротека;
- Мастер-классы по народным промыслам;
- Дизайнерская мастерская для кукол.
Взаимодействие с родителями также осуществляется в различных формах:
- Встречи с интересными людьми, деятелями родного города;
- Игровой клуб «Игры нашей Родины»;
- Мастер-класс с родителями.
- Рубрики в видеожурнале ДОУ.
Работа в данном направлении способствует:
- Повышению уровня знаний о своей стране, о своем городе, о культуре народов России;
- Формированию конкретных представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- Снижению уровня конфликтных ситуаций среди воспитанников;
- Проявлению уважения к людям других культур и восприятию народных традиции, как ценности;
- Повышению интереса воспитанников и родителей к традициям нашей страны.
Как сказал доктор педагогических наук Геннадий Никандорович Волков: «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.»
Список используемой литературы:
- Бацкалева В.В., Забегайлова И.В. Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», ПСТГУ, 2023
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.:. - 2010. - 109с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение их к природе
Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении лю...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...
Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников через приобщение к природе
Представлен опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14» г. Городца Нижегородской области Татаринцевой Алены Павловны по нравственно-экологическому воспитанию детей старшего дошкольног...