этика профессионального поведения
презентация к уроку (старшая группа)
Педагогический такт – характерная профессиональная особенность учителя. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. проявляться это может и в привычках человека, и в его речи, внешнем виде. Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 396.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности . Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей. Важным качеством педагога является педагогический оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.
Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия . Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей . Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему. Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовь: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка злорадная, ехидная, насмешливая.
Признаки и элементы педагогического такта. Основными элементами педагогического такта являются: • Требовательность и уважительность к воспитаннику; • Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему; • Внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется: • Во внешнем облике педагога; • В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника; • В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; • В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям; • В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей; • В самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим . Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.
Осознанные педагогические позиции ─ Устанавливать позитивные контакты с семьей. ─ Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности. ─ Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка. ─ Знакомить родителей с письменными материалами о их детях. ─ Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.
Социально-этические подходы в системе взаимоотношений «педагог - педагог » Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.
Представляя МДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения. Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников МДОУ. Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.
Педагогический такт – характернейший профессиональный признак учителя. Он включает в себя и умение подойти к детям, установить с ними контакт, и взаимоотношения с родителями и учителями. Он необходим и в обучении, и в воспитании, так как эти два понятия не разделимы. Хорошо известно, что бестактный учитель может хорошо изложить программный материал, но завладеть мыслями и чувствами детей не сможет.
Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт. Педагогический такт включает в себя уважение к личности ребёнка, чуткое отношение к учащимся, внимание за их психическим состоянием. Уважение , душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают её. Связь уважения и требовательности диалектична. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося учитель варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от раздумья до сухости, от мягкости до строгости.
Проявление внимания, доброты, заботы должно меняться в связи с возрастом детей. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Педагогический такт предполагает доверие к ученику, оно должно стать стимулом к работе учащихся. Культура общения учителя проявляется в разных формах взаимодействия с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.
Такт в буквальном смысле слова - прикосновение, влияние. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Такт - это форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим. Правильно считать такт не как избежание трудностей, а как умение увидеть более краткий путь к цели. Общий такт и педагогический не одно и то же; не каждый человек тактичный, деликатный обладает педагогическим тактом.
Педагогический такт – характерная профессиональная особенность учителя. В любой профессии есть нечто особенное, что отличает ее от других профессий. проявляться это может и в привычках человека, и в его речи, внешнем виде. Особенность профессии учителя, прежде всего, проявляется в его педагогическом такте.
Однозначного определения, что такое педагогический такт не существует. Одни педагоги считают, что педагогический такт – это естественная способность учителя влиять на учащихся; вторые – это составная часть общей культуры учителя; третьи – это владение своим предметом и методикой его преподавания. Доля правды есть в каждом из этих высказываний. Не вызывает сомнений, что одним преподавателям легче обладать педагогическим тактом, чем другим, но говорить, что это их врожденное качество было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения учителя или с его методическим образованием. Педагогический такт, конечно, связан со всеми остальными качествами учителя, но имеет и свою специфику: он правильно определяется как чувство.
И.В . Страхов утверждает, что успешность учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта. Выделяют следующие основные признаки педагогического такта: - естественность, простота обращения без фамильярности; - искренность тона, лишенная всякой фальши; - доверие к школьнику без попустительства; - просьба без упрашивания; - советы и рекомендации без навязчивости; - требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; - серьезность тона без натянутости в отношениях; - ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
- требовательность без мелкой придирчивости; - деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; - твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; - развитие самостоятельности без мелочной опеки; - быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений; - внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; - ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Итак , педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя. Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой», как говорил А.С. Макаренко, даже с риском ошибиться. Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и постоянно подчеркивающий это. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть и к приему некоторого умышленного преувеличения успехов ученика, чтобы тот ощутил радость от своих усилий, от успехов. Доверие не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, если сочетается с контролем, известной долей бдительности учителя по отношению к воспитаннику. Но контроль не должен быть педантичным, не должен угнетать подозрением. Характеризуя работу учителя, К. Д. Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность»
Педагогический такт необходим и в обучении и в воспитании. Но в воспитании его роль особенная. У бестактного учителя ученики еще сумеют чего научиться, но в воспитании такой учитель ничего не достигнет. Нравственные убеждения, интересы, вкусы нельзя формировать насильно. Для этого необходимо, чтобы ученики любили похвалы своего учителя. Использование общего такта в педагогике, в обучении и воспитании детей, является педагогическим тактом. Тактичного человека характеризуют такие черты характера, как вежливость, приветливость, сообразительность, уважение к чужому мнению, уравновешенность, чувство юмора. Такие черты особенности должны быть и у тактичного педагога.
Оптимальное сочетание ласки и твердости, доброты и взыскательности, доверия и контроля, шутки и строгости, гибкость поведения и воспитательных воздействий - таковы конкретные проявления чувства меры у педагога . Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Не снижая требовательности к участникам воспитательного процесса, тактичный педагог проявляет по отношению к ним доброжелательность, теплоту, веру в их силы и возможности. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания ; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности . Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость, эмоциональная неустойчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Этика профессионального поведения в ДОУ»
Педагог – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педаго...
Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...
Этика профессионального поведения педагога
В презентации рассматриваются актуальные проблемы педагогической этики, характеризующие нравственные основы профессионального труда педагога и отношений, складывающихся у него с воспитанниками, коллег...
Консультация "Этика профессионального поведения педагога в ДОУ"
Воспитатель--это не только прфессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика--это наука о нравственности. Любо...
Кодекс этики профессиональной деятельности эксперта дошкольного образования
Данный материал предназначен для экспертов в области дошкольного образования...
Этика профессионального поведения педагога
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства....
Памятка "Этика профессионального этикета"
Памятка Для сотрудников ДОУ «Этика профессионального общения»...