Экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

МУРАШ-БЕКМУХАМЕДОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРИЕВНА

Интересные эксперименты с мыльными пузырями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glitserin-puzyrevich.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских  работ и творческих проектов среди воспитанников ДОУ                             «Я - исследователь»


Тема работы - «Глицерин Пузыревич»

Введение

Мыльные пузыри, большие маленькие, радужные, быстро лопающиеся и не лопаются совсем. Все они такие разные и совсем не повторяющиеся. В чем же причина такого разнообразия?

Объектом моего исследования стали   мыльные пузыри.

Предметом исследования: состав, свойства и форма мыльных пузырей.

Цель моего исследования: выявить свойства мыльных пузырей и способы их приготовления.

Поставленная цель будет решена через такие задачи:

1.         Анализ информации о мыльных пузырях;

2.        Приготовление раствора для изготовления мыльных пузырей;

3.        Анализ  теоретических и практических результатов получения мыльных пузырей, их свойств и формы. 

Методы исследования:

  • Анализ научной литературы по данному исследованию.
  • Наблюдение за мыльными пузырями из различных растворов.
  • Эксперимент.

Я выдвинула следующую гипотезу: разнообразие мыльных пузырей зависит непосредственно от его состава.

Глава 1. Теоретическая часть.

  1. Что такое мыльный пузырь.

Я узнала, что мыльный пузырь — это тонкая многослойная пленка мыльной воды в виде шарика с радужной поверхностью, наполненный воздухом. Шар состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла (мыло + вода + мыло). Мыльная пленка считается одной из самых тонких предметов в мире. Ее толщина в 5000 раз меньше волоса и папиросной бумаги. Эти слои состоят из достаточно сложных молекул - русалок - одна часть, которых любит контактировать с водой, а другая избегает подобного контакта, «боится» воды.

Рис. 1. Плёнка мыльного пузыря

Однако пузырь, состоящий только из воды, нестабилен и быстро лопается. Для стабилизации ее условий в воде растворяют некоторые поверхностно-активные вещества, например мыло. Когда мыльная пленка растягивается, концентрация молекул мыла на поверхности уменьшается, увеличивая поверхностное натяжение.

Поэтому мыло выборочно укрепляет слабые места шара, не давая ему растянуться дальше. Кроме того, мыло препятствует испарению воды, что продлевает срок службы пузырьков.

Глава 2. Практическая часть.

  1. Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях.

Существует огромное количество рецептов получения пенящейся жидкости, а также способов выдувания мыльных шариков. В контексте данной работы будут рассмотрены лишь некоторые из них.

Хороший водяной шар должен не лопаться не менее 30 секунд. Качество приготовленной жидкости можно проверить следующим образом: окуните палец в мыло, а затем коснитесь им мыльного пузыря. Если шар от него не лопнет, раствор приготовлен правильно.

Рецепт №1.

Состав: 1 стакан теплой воды; 2 столовые ложки средства для мытья посуды «Fairy»; 1 столовая ложка глицерина; 1 чайная ложка сахара.

. Сахар  растворить на водяной бане. Затем к полученной смеси добавить остальные ингредиенты. Все перемешать до получения однородной массы. Пузыри были большие, прочные и долго летали по комнате. Крепость пузырькам придавали глицерин, сахар .

Опыты с мыльными пузырями.

Опыт 1. Почему пузыри падают вниз.

Мы надуваем мыльный пузырь, он сперва летит вверх, а затем опускается вниз. В чем же причина

 Мы надуваем их теплым воздухом изо рта. Мы создаем силу выталкивания, и получается пузырь формы шара. Он поднимается, потому что тёплый воздух  легче холодного, а как только он остывает, то становится тяжелее, поэтому опускается вниз.

Опыт 2. Замерзают ли мыльные пузыри в холодильнике.

Нам удалось выдуть и заморозить мыльные пузыри

Мыльные пузыри на морозе при температуре -12 градусов замерзают в виде шариков, на поверхности которых видны морозные узоры, из-за этого шарик становится менее прозрачным.

А при температуре -7 градусов мыльные пузыри замерзают не полностью, то есть не вся поверхность пузыря покрыта морозными узорами. Значит, температура воздуха влияет на качество замерзания мыльного пузыря. В таком виде все шарики существуют несколько секунд, затем лопаются и от них разлетаются очень тонкие белые плёночки с лохматыми краями.

Опыт 3. «Волшебный мячик».  

Необходимо надуть мыльный пузырь и поймать на ладошку. Он будет лопаться. Затем надеть рукавичку и поймать мыльный пузырь на рукавичку. Он не лопнет.

Потому что он касается только ворсинок перчатки, в отличии от твердой поверхности предметов.

. Опыт 4. Пузыри вокруг предметов

В тарелку налили мыльного раствора - слоем в 2 - 3 миллиметра вышины; в середину поставили маленькую машинку, смоченную в мыльном растворе, и накрыли воронкой.

Затем, медленно поднимая воронку, дули в ее узкую трубочку - образовался мыльный пузырь. Когда этот пузырь достиг достаточных размеров, наклонили воронку, высвобождая из-под нее пузырь. Машинка оказалась стоящей под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки.

Опыт 5. Рисование мыльными пузырями. Для рисования понадобились: пищевая краска ярких расцветок; мыльный раствор; емкость для жидкости; пластиковые трубочки; лист белой бумаги. В небольших ёмкостях смешали мыльный раствор и краситель. Дули через соломинку в ёмкость с краской до образования пузырей. Брали листок бумаги и опускали его на образовавшиеся шарики. Мыльные шары лопались, оставив на бумаге яркий след.

После того как лист высох, стало видно, что мыльные пузыри образовали затейливые узоры. Пофантазировав, можно их дорисовать, чтобы получились фигурки или животные. Из полученных рисунков можно сделать праздничную открытку или аппликацию.

Опыт 6. Пузырь в пузыре.

Налили немного раствора в плоскую тарелку. С помощью воронки выдули большой мыльный пузырь. Получилась некая полусфера. Трубочку для коктейля погрузили в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Ввели трубочку внутрь мыльной сферы. Медленно дули в соломинку. Получили второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вынули соломинку, а затем ввели ее опять во второй пузырь и выдули третий!

Заключение

В ходе работы были проверены рецепты мыльных пузырей и сделаны следующие выводы:

  • для получения крупных «долгоживущих» пузырей необходим раствор большой вязкости;
  • вода должна быть мягкой;
  • глицерин (сахар) средства, которые делают стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно, более долговечным;
  • чем больше диаметр инструмента для выдувания, тем наибольших размеров достигает мыльный пузырь.

В ходе исследовательской работы гипотеза, выдвинутая мной, была полностью доказана: в состав мыльных пузырей действительно входит мыло или моющие средства, а свойства мыльных пузырей зависят от состава мыльного раствора;

Процесс экспериментирования с мыльными пузырями оказался чрезвычайно интересным и захватывающим! Работа над данной темой принесла мне колоссальное удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...