«Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».
методическая разработка
1. Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду.
2. Традиционные и инновационные формы, методы и приемы организации детей.
3. Игровые технологии в организации образовательной деятельности детей в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 43.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО».
1. Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду.
2. Традиционные и инновационные формы, методы и приемы организации детей.
3. Игровые технологии в организации образовательной деятельности детей в ДОО.
В стандарт дошкольного образования включены такие основные принципы, как:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
На первый план образования выходит познавательно-исследовательская деятельность детей. Об этом говорится во всех разделах документа и подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность реализуется путём детского экспериментирования и начинается с раннего возраста (песок, вода, тесто и пр.).
С помощью игры малыши познают мир, и вмешиваться в этот процесс взрослые не могут. Направлять – да, помогать, подсказывать – тоже да. Но говорить: «Ребята, заканчиваем игру, моем ручки и садимся заниматься», – теперь нельзя. Ребёнок сядет заниматься, если захочет этого сам. Ищем подходы заинтересовать ребенка в этом.
Воспитатель является первым лицом, от которого ребёнок получает свой социальный опыт. От личностных особенностей воспитателя и его профессионализма во многом зависит, будет ли ребёнку комфортно в группе.
Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, конечно, имеет свои плюсы. Для развития дошкольника такой способ является наиболее естественным и эффективным.
Не учить, а мотивировать!
По требованию ФГОС ДОО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр.
В детском саду почти каждый ребенок проводит большую часть суток. Сверстники и работники детского сада становятся его вторым «миром». Отношения с ними занимают в жизни малыша очень важное место, и он очень переживает, если отношения не складываются. Основой взаимодействия воспитателя с воспитанником является доверительное и внимательное отношение к внутреннему миру ребенка,
Общение педагогов с детьми будет эффективным:
- если создана доброжелательная атмосфера и налажена обратная связь;
-общение организовано на одном уровне, «глаза в глаза»;
-стороны общения пытаются понять и поддержать друг друга;
-строится на основе «Я-высказывания».
Рекомендации по стилю общения педагога с детьми
1. Выслушать надо каждого.
2. Отрицательные оценки давать нельзя. Только положительные. Лучше говорить не «правильно», а «интересно, хорошо, здорово, любопытно, необычно».
3. В беседе не навязывать своего мнения ребёнку.
4. Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но аргументируя, доказывая, предлагая, что-то взамен.
5. Ребёнок задал вопрос, в ответ педагог спрашивает, что он сам об этом думает. Тем самым предлагает порассуждать и наводящими вопросами подводит к ответу.
6. Не давать детям готовых ответов, а искать вместе. Используя цепочки вопросов - (Как, Откуда, зачем, для чего, чем можно заменить, чем хорош, чем плох, чем полезен, что делать, где использовать, как быть если).
Игры на развитие творческого мышления, воображения:
«Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот» (не только слова, но и явления, «Чем может быть?»(дерево, вода, железо и т. д., «Чем похожи?», «Чем связаны?», «Что общего?»(пуговица и розетка, батарея и солнце).
7. Выражать своё недовольство не ребёнком, а его поступком, действиями.
8. Формулировать свое отношение на происходящее, используя «Я- сообщение». («Мне не нравится, я бы хотела, я думаю это и т. п., т. е. не обвиняя и не критикуя в отличие от «Ты – сообщения»: «Ты опять разлил суп, Ты делаешь не правильно., Ты намусорил, иди и убери за собой.». В ответ на «Ты – сообщение» ребёнок обижается, защищается, замыкается в себе. «Я – сообщение» даёт возможность стать ближе к взрослому, зная о его эмоциях, впечатлении. Нередко мы закрываемся от детей бронёй «авторитета», носим маску «воспитателя», и порой дети даже удивляются, узнав, что взрослые могут что-то чувствовать. В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся искреннее, начинают понимать: взрослые им доверяют, значит и им тоже можно доверять. Избегать ошибки, начав с «Я» закончить «Ты»: Мне не нравится, что ты такой неряха». Можно использовать безличные предложения, обобщающие слова, неопределённые местоимения: «Меня раздражает, когда дети хнычут».
Семь заповедей, которыми следует руководствоваться взрослым
при воспитании детей:
1. Нельзя унижать ребёнка.
(этим разрушаем самооценку, дети начинают чувствовать вину за то, что они вообще живут на свете, и с этим чувством вины могут вырасти очень несчастным человеком).
2. Никогда не угрожать ребёнку. «Если не перестанешь, я тебя…». Этим учим ребёнка бояться и ненавидеть нас.
3. Не следует вымогать обещаний. Это относится к будущему, а ребёнок живет настоящим.
4. Не нужно допекать, опекая. Иначе ребёнок никогда не почувствует, что что-то может сделать сам. Это опять снижает самооценку, приводит к комплексам, приводит к мысли, что можно не напрягаться – и так все за тебя сделают.
5. Неразумно требовать немедленного повиновения. Ребёнок не робот. Ему нужно время, чтобы понять и принять ваше наставление. Начните из далека: «Осталось немного времени до обеда»
6. Нельзя слепо потакать ребёнку и идти у него на поводу. Дети чувствуют, что взрослые не могут настоять на своём, значит у правил нет границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет», тем ребёнку проще понять чего вы от него хотите.
7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным. Если что-то нельзя, то это нельзя во всех случаях. Если в понедельник это было можно, тогда почему в среду уже нельзя. Поэтому «нельзя» должно быть не более 5, только когда это напрямую угрожает жизни и здоровью ребёнка. (Выбегать на проезжую часть, брать горячий чайник и т. п.)
Какова же роль педагога во взаимодействии с детьми, «в осуществлении каждый день «здесь и сейчас»?
Воспитатель – помощник ребенка, облегчающий, содействующий, сопровождающий.
Он готов поддержать, усложнить игру, вовремя добавить материалы, ответить на вопросы, выслушать, дать дополнительную информацию. Создание «среды обитания», развивающей среды в группе, куда ребенок хотел бы возвращаться, где он чувствовал бы себя нужным и успешным – достаточно сложная задача, требующая от педагога умения наблюдать за детьми и анализировать, понимать различия в темпах развития и возможностях детей, работать во взаимодействии с командой педагогов детского сада и обязательно вовлекать семью.
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей является основным условием и средством для достижения эмоционального благополучия, развития способностей и базиса личностной культуры каждого ребёнка.
Педагоги строят процесс обучения, используя методы, соответствующие возрастным особенностям детей, оптимизируют и направляют процесс обучения так, чтобы он соответствовал уровню развития детей, их индивидуальным интересам, потребностям и возможностям.
Взаимодействие между взрослыми и детьми, как и взаимодействие между сверстниками, имеет огромное значение для социально- эмоционального и личностного развития детей.
Именно благодаря взаимодействию у детей развивается чувство собственного «я», чувство принадлежности к определенному сообществу, а также приобретаются знания о людях и о мире.
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей.
Этот подход основан на убеждении, что все дети особенные и обладают уникальными потребностями, которые необходимо учитывать при обучении. Каждый ребёнок развивается в своём, присущем только ему, темпе и обладает собственными склонностями и интересами.
Педагоги используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка.
Каким образом можно построить взаимодействие с детьми в группе детского сада, чтобы личность каждого ребенка действительно развивалась?
Самостоятельность и инициативность.
Педагог является недиктующим, всезнающим «источником информации», руководителем, а проводником, фасилитатором, «архитектором», создающим пространство для свободного творчества детей, где дети общаются друг с другом, участвуют в обсуждениях и совместном решении проблем.
Педагоги поддерживают детей и помогают им осмыслить свои действия, учат рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
В группах детского сада педагоги создают развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы.
Во время Утреннего сбора и в течение дня детям предоставляется возможность выбора Центра активности, деятельности и материалов в этом Центре.
Создание проекта или какого-либо продукта в результате этого выбора мотивирует детей и помогает им почувствовать успех. Дети испытывают чувство гордости за свои достижения, когда могут самостоятельно вытереть стол после еды, зашнуровать ботинки, представить совместный коллаж или индивидуальные проекты.
Если детям предоставляется возможность экспериментировать и исследовать, то это способствует развитию их личной инициативы и творческого мышления.
Когда у детей есть возможность выбирать деятельность и партнёров по игре, то дети понимают, что взрослые их уважают и верят в их способность планировать свою деятельность и осуществлять задуманное. Педагог также проявляет уважение, когда ребенок принимает решение не делать чего-либо в настоящий момент, а выражает желание сделать это в другой раз или находит способы сделать это другим
Ответственность и самоконтроль
В группах, ориентированных на ребёнка, дети самостоятельные и ответственные. Самостоятельность всегда сопряжена с ответственностью. Ответственности нельзя научить.
Ответственность приобретается только на собственном опыте.
Ответственные дети вырастают ответственными гражданами.
У большинства детей дошкольного возраста навык самоорганизации и самоконтроля только начинает складываться. В традиционных программах дошкольного образования в преобладающем большинстве случаев основная роль в организации правилосообразного поведения в группе принадлежит воспитателю.
Ребёнку отводилась лишь роль пассивного (а значит безответственного) исполнителя. Когда взрослые принимают решения за ребёнка – они лишают его возможности самореализации, а следовательно, не способствуют развитию автономии и ответственности.
Ребёнок, участвующий в разработке правил, самостоятельно следящий за их соблюдением и сам оценивающий своё поведение, учится быть ответственным за свои слова и поступки, жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка
Кто я?
Что я люблю?
Что я могу?
Что делает меня особенным?
Постижение ответов на эти вопросы есть основной путь развития детей. Взаимодействуя с людьми и исследуя окружающий мир, дети постоянно приобретают информацию, способствующую их самопознанию. Таким образом, дети постепенно выстраивают Я-концепцию, составляя собственное мнение о себе.
Социально-коммуникативное развитие.
Процесс социального развития ребенка в группе выражается в систематическом поощрении различных социальных взаимодействий.
Дети, которые научатся устанавливать длительные дружеские отношения в дошкольном возрасте, будут уметь дружить и тогда, когда станут взрослыми.
Если у детей прочные и надёжные отношения с родителями и педагогами и много возможностей для игры с другими детьми, то это способствует их социальному развитию.
И наоборот, при отсутствии надёжных доверительных отношений со взрослыми и редкими контактами с детьми в игровой деятельности, социальное развитие детей замедляется.
Педагоги могут поддержать развитие дружеских взаимоотношений, предлагая детям задания, в ходе которых детям придётся активно общаться.
Во время группового сбора, к примеру, можно побуждать детей не только выбирать, в каком центре активности играть в течение периода игры по выбору, но также вовлекать в игру других детей.
Такой вид подсказки может быть особенно благоприятным для детей, у которых есть проблемы с осуществлением выбора.
Умение работать в команде.
Педагоги строят общение с детьми, выбирая стратегию поддержки детей и создания сообщества. Они избегают соревнований и сравнения детей друг с другом. Они не задают вопросов «Кто больше?», «У кого лучше?», «Кто первый?»,
Дети должны научиться эффективно общаться, делиться информацией, самостоятельно разрешать конфликты и соблюдать очередность.
Педагоги строят сообщество через поощрение детей к тому, чтобы они:
Знали имена друг друга. Дети запоминают и используют в общении имена друг друга, выясняют, чем интересуются, и что чувствуют другие дети.
Устанавливали и соблюдали очерёдность. Дети учатся устанавливать и соблюдать очерёдность. По мере взросления детей соблюдение очередности происходит уже без прежних ссор и отказа от игры. Делились друг с другом. Дети учатся делиться друг с другом игрушками, фломастерами, конфетами, местом на ковре и за столом, вниманием со стороны воспитателя и т.д.
Освобождали место в кругу. Дети учатся освобождать место в кругу для опоздавших сверстников и садиться рядом не только со своими лучшими друзьями, но и с другими детьми.
Участвовали в групповой деятельности. Дети учатся конструктивно входить в группу играющих детей, участвовать в совместных играх в круге и работать в команде.
Приглашали других детей присоединиться к их играм и занятиям.
Дети учатся вовлекать своих сверстников в игру, предлагают им участвовать в совместной деятельности.
Были дружелюбными и доброжелательными. Дети учатся выражать благодарность другим людям, демонстрировать свой интерес к ним и радоваться успехам и достижениям своих сверстников.
Работали и играли вместе. Дети вместе работают над проектами и разрешают проблемы, вместе играют как единая команда или группа.
Разрешали конфликты. Дети учатся тому, что обсуждение, обмен мнениями способствует разрешению конфликтов. Они делятся своими чувствами, высказывают свою точку зрения и конструктивно решают проблемы.
Независимое и критическое мышление.
Воспитатели, ориентированные на ребёнка, не задают детям типично «учительских» вопросов: «А если хорошо подумать?» «А кто знает правильный ответ?».
Педагоги поощряют детей задавать вопросы и учат этому детей. «Нет «глупых» вопросов,- говорят мудрые педагоги.- Самый «глупый» вопрос -это вопрос, который ты никогда не задашь и уйдёшь, не выяснив ответ на него». Воспитатели задают детям открытые вопросы, развивающие мышление детей. Педагоги способствуют тому, чтобы дети сами искали ответы на свои вопросы, создавая условия для развития познавательной активности и независимого мышления детей.
Ценность организованного обсуждения в том, что взрослые учат детей логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимая сознание ребёнка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.
Научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем давать им готовые знания. Во время обмена новостями воспитатели объединяют детей вокруг общих интересов, вызывают их интерес друг к другу, опыт одного ребёнка становится общим достоянием.
У детей вырабатывается умение и привычка слушать собеседника (активное слушание), делиться своими мыслями и точкой зрения со сверстниками, они начинают приобретать навыки публичного выступления перед группой детей и взрослых.
Следовательно, создаются условия для речевого развития и навыков альтернативного мышления, с одной стороны, а с другой, способность к сдержанности, умение контролировать себя и навыки рефлексии.
Педагог должен уметь задавать детям открытые вопросы, что помогает детям продолжать исследовать и узнавать новое.
Открытые вопросы предполагают более одного «правильного» ответа. Они также позволяют понять мыслительный процесс ребёнка.
Вопросы-ответы помогают развивать не только мышление, но и речь ребёнка.
Если воспитатель в группе часто задаёт вопросы, дети тоже начнут о многом спрашивать.
Система, предлагаемая нам ФГОС дошкольного образования - развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательных сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Обновление содержания воспитания – одно из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе развития. Очевидно, что традиционные технологии устаревают, они мало эффективны. Необходимы инновационные методы воспитания, адекватные психологическим, возрастным и культурным возможностям детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявления творческих способностей. Решение этой задачи не возможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, проявляются различные инновационные технологии.
Инновационная технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
Здоровьесберегащие технологии
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении сказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формировании и развитии знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.
2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, коммуникационные игры, самомассаж, точечный самомассаж, занятия из серии «Здоровье».
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального развития, сказкотерапия, технологии воздействия цветов, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное неосложненное развитие.
Технологии проектной деятельности.
Целью использования этих технологий являются формирование у ребенка умения работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Смысл проектных технологий заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с педагогом.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.
Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявленными требованиями.
Технологии исследовательской деятельности
Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям исследования: опыты, коллекционирование, путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений, путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений.
Информационно-коммуникационные технологи
Цель Информационно-коммуникационной технологии – развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Использование ИКТ на занятиях в детских учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению полученных знаний. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существующие программы «Страна знаний», «Букварики – смешарики», «Игры для Тигры» и др. дают огромные возможности для развития мышления детей, коррекции речевых нарушений, обучения грамоте, изобразительной деятельности.
Личностно-ориентированные технологии
Цель данной технологии – создание демократичных партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребенка во главу обучения.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических технологий. Педагогику сотрудничества разработал Ш. А. Амонашвили. Название этой технологии дано группой педагогов-новаторов, в опыте которых были обобщены лучшие традиции советской школы и достижения русской и зарубежной технолого-педагогической науки и практики (в том числе К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского).
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Игровые технологии в образовательном процессе сначала могут использоваться как отдельные игровые моменты, которые особенно важны в период адаптации детей в детском учреждении. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность в игре, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима в игре.
В игровую технологию включаются:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предмета, сравнивать, сопоставлять их;
- игры на обобщение предметов по определенным признакам;
- игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- игры, воспитывающие умения владеть собой, развивающие быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы.
Популярным среди российских детских садов является игры Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», развивающие игры В. В. Воскобовича «Кубики Зайцева», логические игры с блоками Дынина, «Палочки Кюизенера».Дидактические игры
В детском саду широко практикуют технологию культурно-досуговой работы (игры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»).
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игровые технологии,
1. создавать развивающую среду;
2. вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил;
3. не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Всё довольно просто и жизненно: взрослый устанавливает порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своём собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям. Все эти требования, соответствуют ФГОС ДО.
Палочки Кюизенера
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.
С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счётные палочки Кюизенера:
1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Все математические представления, ребёнок получает играя
3. палочки формируют у детей умение ориентироваться, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. благодаря использованию палочек у детей развивается логическое мышление.
5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в детских садах разных возрастных групп, и в школе.
7. Этот материал можно использовать с целью коррекции и индивидуализации обучения.
8. Игры с палочками дают возможность детям играть вместе, сообща, что позволяет им работать в команде, содержательно общаться.
9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
Палочки Кюизенера используем с блоками Дьёныша, что позволяет расширить интерес и возможности детей в игре.
Кубики Никитина
Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам.
Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе. Детям нужно собрать картинки, основываясь на задания из специальных альбомов, придуманные самим воспитателем или детьми. Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Мы опробовали и усвоили, пока, кубики Никитина, или их называют пазлы Никитина «Сложи узор».
Это самый простой вариант – набор из 16 кубиков и альбомы с заданиями. Кубики развивают воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.
Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.
Для разнообразия и мотивации детей используем в работе игры, сделанные своими руками это умные кубы, игры с прищепками, разные виды театров и др.
Бизиборд – развивающая доска. Именно такую доску придумала Мария Монтессори. Напомню, что основной её метод – самостоятельность детей – ключ к их развитию. Благодаря использованию развивающей доски, дети с большим удовольствием играют, придумывают собственные истории, проявляют фантазию и сообразительность.
В воспитательно-образовательном процессе также используем разнообразные инновационные технологи:
Здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.
Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей, массажных мячей, резинок) с музыкальным сопровождением (используем методику Железновой), разные виды гимнастик. артикуляционной гимнастик, проводится одновременно с движениями кисти руки (правой или левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ. (муз. рук.)
Использование мелких упражнений в работе с детьми развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Данная методика помогает в устранении и формировании у детей определённых умений и упражнений, направленных на преодоление трудностей при постановке звуков. В них входят:
упражнения по развитию артикуляционного аппарата;
игры на развитие речевого дыхания4
различные нетрадиционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики
Массажи ладоней
Массажи кистей рук
Игры с пальчиками
Упражнения для плеч и шеи
Самомассаж лица и шеи
Упражнения для развития общей моторики
Упражнения на развитие ритмов
Артикуляционная гимнастика
развивающие игры по основам здорового образа жизни и безопасного поведения:
«Безопасность в природе», «Безопасность в доме», «Опасность и польза предметов в быту», «Если случилась беда – вызывай 01, 02, 03, 04 всегда», «Опасные предметы», «Правила взаимодействия с незнакомыми людьми», « Поможем пострадавшему», «Твоя гигиена», «Что полезно/вредно для зубов», «Строение человека», «Одень куклу по сезонной погоде» дидактические игры по ПДД.
В работе используем разные методы организации совместной деятельности:
игры – эксперименты (собрана картотека опытов и экспериментов на разные возраста);
игры – путешествия: «Путешествие в мир сказок», «Путешествие по экологической тропе», «В мир дорожных знаков» и др; «Путешествие по творчеству С.Михалкова»
сюжетно - ролевые игры 21 века «Салон красоты», «Кафе», «Цирк», «Автопарк» и др.
Коллекции с детьми - пуговицы, гербарий, киндер-сюрпризы, природный материал.
Использование проблемного метода обучения позволяет решать с детьми разные познавательные задачи, формировать поисковую самостоятельную деятельность детей. Часто использую вопросы, ситуации которые побуждают детей к сравнению, к установлению различия, поиску средств решения.
Технология создания предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда строится с учётом ФГОС ДО, в соответствии с временами года, тематикой, индивидуальными возможностями и интересами детей. Имеются папки «Игры для гипперактивных детей», «Игры направленные на снятие агрессии», есть игрушки антистрессы, уголок уединения. В предметно развивающей среде просматриваются и интегрируются все 5 образовательных областей, среда построена с учётом 6 принципов: доступная, безопасная, трансформирующаяся, вариативная, полифункциональная, содержательно – насыщенная.
Используются информационно – коммуникативные технологии: подготовка и подбор материала, оформление проектов, игр, презентаций, стендов с помощью интернет - ресурсов. Размещение материалов, обобщение опыта, методических разработок в соц. сетях.
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
Для повышения квалификации прохожу дополнительные курсы.
В работе с родителями используются нетрадиционные формы работы: развлечения, досуги, спортивные мероприятия, фотовыставки.
Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. Такие проекты размещаются на стенах активности и дверях.
Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться.
Такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС»
Одним из важнейших требований ФГОС является "взаимодействие сродителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"....
Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Презентация для педагогов-психологов. Игровые технологии в организации образовательной деятельности детей в ДО...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО.
Педагогическое взаимоднйствия является важным условием в реализации О художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности...
«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление к презентации на муниципальном семинаре для педагогов ДОУ на тему «Творческий подход в решении задач экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО»...
Педагогическая деятельность в организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Известно, что дошкольный возраст - возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее в...
Консультация для воспитателей: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО"
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....
Семинар-практикум.«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО» 2021
laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО»...