Консультация для воспитателей на тему: " Роль словесной игры в развитии речи дошкольников".
консультация (подготовительная группа)
Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен , если проводить её через многообразие игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Роль словесной игры в развитии речи дошкольников».
Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, желания словами, предложениями. В игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем, ничто не сковывает ребенка. Необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Одним из видов игр является словесная игра.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки. При проведении таких игр у детей развивается речь.
Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.
Словесные игры преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме. Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.
1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные признаки предметов, явлений.
«Отгадай-ка». Цель игры: Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».
«Что это за птица (зверь)?» Цель игры: Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».
«Да-нет». Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» - «Нет». «На стене?» - «Нет. «На полке?» - «Да». «Он стеклянный?» - «Да». «Это ваза?». – «Да».
«Магазин». Цель игры: Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)
«Радио». Цель игры: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).
«Где был Петя?». Цель игры: Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети. (Петя заглянул в просторную, светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино).
2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.
«Придумай небылицу». Цель игры: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».
«Похож – не похож». Цель игры: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».
«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница».
3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
«Отвечай быстро». Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.
Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол»
«Каменный» - «Дом».
«Кто больше?» Цель игры: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»
«Что кому нужно?» Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.
«Вершки – корешки». Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Морковь» - (ответ «Корешки»).
«Помидор» - «Вершки».
«Лук» - «Корешки и вершки»
«Назови три предмета». Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов.
«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)
«Охотник». Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.
«Звери, птицы, рыбы». Цель игры: Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.
«Кто больше назовет предметов?» Цель игры: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)
«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).
«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).
«Природа и человек». Цель игры: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)
3. Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.
«Испорченный телефон». Цель игры: Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.
«Летает – не летает». Дети поднимают руку, если названный предмет летает или молчат, если не летает.
«Краски». Цель игры: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.
«Где мы были, мы не скажем». Цель игры: Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).
«Наоборот». Цель игры: Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).
«Добавь слог». Цель игры: Развивать фонематический слух.
«Дополни предложение». Цель игры: Развивать речевую активность.
«Скажи слова с нужным звуком». Цель игры: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
«Скажи по – другому». Цель игры: Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный.
«Подбери слово». Цель игры: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.«Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).
«Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры: Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания.
«Когда это бывает?». Цель игры: Уточнить и углубить знания о временах года.
«Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.
4. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
«Отвечай быстро». Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.
Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол»
«Каменный» - «Дом».
«Кто больше?» Цель игры: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»
«Что кому нужно?» Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» - ответы детей.
«Звери, птицы, рыбы». Цель игры: Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.
«Кто больше назовет предметов?» Цель игры: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)
«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).
«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).
«Природа и человек». Цель игры: Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)
«Вершки – корешки». Цель игры: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Морковь» - (ответ «Корешки»).
«Помидор» - «Вершки».
«Лук» - «Корешки и вершки»
«Назови три предмета». Цель игры: Упражнять детей в классификации предметов.
«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Подготовила и провела консультацию на тему: " Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников" для педагогов - воспитателей в своём коллективе 9 человек....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников"
Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни...
Консультация для воспитателей на тему: « Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие....
Консультация для воспитателей на тему: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация...
Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего....
Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"
В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала...
Консультация для воспитателей по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей».
Консультация для воспитателейпо теме«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»....