Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в развитии речи детей»
консультация
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Арефьевская основная общеобразовательная школа
Дошкольная разновозрастная группа
Консультация для родителей на тему:
«Роль дидактической игры в развитии речи детей»
Выполнил воспитатель:
Карпутенко Н.А.
Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры. Они не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть.
Игра есть потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета активизирует творческую деятельность. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. И на занятиях и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.
С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные творческие игры.
Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, маляры и многие другие рабочие.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, т.е. будущему обучению в школе.
Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. Посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста".
Игровая деятельность - это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой,именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических...
Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...
Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его псих...
Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
laquo;Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему: «Роль предметно-развивающей среды в развитии речи детей»...
Консультация для родителей на тему: «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончике его пальцев…» В. Сухомлинский.Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по ...