Речевые уголки в группах детского сада
статья

Наполнение речевых уголков в группах детского сада по возрастам, согласно ФАОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_pedagogov_rechevye_tsentry_v_gruppe.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка  для педагогического коллектива

 по созданию и наполнению речевых центров

 в групповом помещении

Подготовила: учитель-логопед Соснина Е.В.

ГБДОУ № 33

2023 год

Задачи речевого уголка

Возраст детей

Задачи

1,5–3 года

  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие речевой активности через совершенствование мелкой моторики.
  • Обогащение активного словаря.
  • Формирование культуры речевого общения в детском коллективе.
  • Воспитание эмпатии: чувства сопереживания, желания поддержать.
  • Укрепление дружеский отношений внутри группы.
  • Создание положительной мотивации к коллективной работе.

3–4 года

  • Развитие речевого дыхания.
  • Совершенствование звуковосприятия.
  • Развитие умения формулировать высказывание, вопрос.

4–5 лет

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Совершенствование умения аргументированно отвечать на вопросы.
  • Развитие диалогической речи.

5–6 лет

  • Развитие фонематического слуха (способности различать звуки и фонемы в составе слов).
  • Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  • Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6–7 лет

  • Развитие монологической речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Центры развития речи в группах:

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Центр «Учимся говорить» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Два-три стульчика или скамеечка.

3. Стеллаж или этажерка для пособий.

4.  Наборы  игрушек  и  комплекты  предметных  картинок  для  уточнения произношения  в  звукоподражаниях,  уточнения  произношения  гласных  и  наиболее легких согласных звуков.

5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

6. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более

двух тем одномоментно).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

8. Игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто.)

9. Игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет?).

10. Лото «Парные картинки».

11. Лото «Игрушки».

12. Лото «Магазин».

13. Игра «Найди маму».

14.  Игры  для  формирования  и  совершенствование  грамматического  строя  речи («Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.).

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. 2—3 стульчика или скамеечка.

3. Стеллаж или этажерка для пособий.

4.  Наборы  игрушек  и  комплекты  предметных  картинок  для  уточнения произношения  в  звукоподражаниях,  уточнения  произношения  гласных  и  согласных раннего онтогенеза.

5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

6. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.

7. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.

8.  Настольно-печатные  дидактические  игры,  лото,  домино  по  изучаемым

лексическим темам.

9.  Предметные  и  сюжетные  картинки  для  автоматизации  и  дифференциации

свистящих и шипящих звуков.

10.  Настольно-печатные  игры  для  формирования  и  совершенствования

грамматического строя речи.

11.  Раздаточный  материал  для  звукового  и  слогового  анализа  и  синтеза

(семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т. п.)

12. Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы.

13. Картотека словесных игр.

14. Диапроектор или мультимедиа установка.

15. Экран.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры,

«Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5.  Сюжетные  картинки  для  автоматизации  и  дифференциации  поставленных

звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8.  «Алгоритмы»  и  схемы  описания  предметов  и  объектов;  мнемотаблицы  для

заучивыания стихов и пересказа текстов.

9.  Материал  для  звукового  и  слогового  анализа  и  синтеза,  анализа  и  синтеза

предложений.

10.  Игры  для  совершенствования  навыков  языкового  анализа  и  синтеза

(«Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).

11.  Игры  для  совершенствования  грамматического  строя  речи  («Разноцветные

листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).

12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

13.  Альбомы  и  наборы  открыток  с  видами  достопримечательностей  Москвы  и

родного города

14. Карта родного города и района, макет центра города.

15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).

16. Глобус, детские атласы.

17.  Игры  по  направлению  «Человек  в  истории  и  культуре»  («От  кареты  до

ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).

18.  Игры  по  направлению  «Обеспечение  безопасности  жизнедеятельности»

(«Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4.  Пособия  и  игрушки  для  развития  дыхания  («Мельница»,  «Вертолет»,

«Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т. п.), дыхательные тренажеры.

5.  Картотека  предметных  и  сюжетных  картинок  для  автоматизации  и

дифференциации звуков всех групп.

6.  Настольно-печатные  игры  для  автоматизации  и  дифференциации  звуков  всех

групп.

7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам

8. Сюжетные картины.

9. Серии сюжетных картин.

10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

11.  Материалы  для  звукового  и  слогового  анализа  и  синтеза,  анализа  и  синтеза

предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и  т. п.).

12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.

Методическое сопровождение речевых центров

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Илюшины игрушки», «Один, одна, одно», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой — маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два, три», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным», «Воробьишки» и др., «Толстый и тонкий».

Рекомендуемые иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины «Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем», «В песочнице»

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Давайте отгадаем», «В огороде у козы Лизы», «Один и два», «Посмотри и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко», «Что перепутал художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Где звенит?», «Чудесный мешочек», «Эхо», «Разноцветные флажки», «Телеграф», «Обезьянка», «Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Волшебные часы», «Разноцветные корзинки».

Рекомендуемый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, «Ранняя осень», «Ранняя весна», «Мы строим дом», «В уголке природы», «В песочнице», «Мы играем», «Птичий двор», «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Птицы прилетели», «Аквариум», «Перекресток», картины из альбома «Мамы всякие нужны».

Рекомендуемые серии картинок: «Находка», «Клубок», «Подарок».

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Живые буквы», «Подними сигнал», «Слушай и считай», «Кто скорее?», «Кто за деревом?», «Утенок гуляет», «Разноцветные кружки», «Назови гласные», «Раздели и забери», «Когда это бывает?», «Бабочка и цветок», «У кого больше?».

Рекомендуемый иллюстративный материал: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины «Повара», «На перекрестке», «На стройке», «Золотая рожь», «В пекарне», «Зима в городе», «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «На почте», «На прививку», «На музыкальном занятии», «Корова с теленком», «Лошади и жеребята» и др.

Рекомендуемые серии картинок: «Котенок», «Воришка», «Подарок».

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Образовательная область «Речевое развитие»

Рекомендуемые игры и игровые упражнения: «Поймай и раздели», «Подскажи словечко», «Помоги Незнайке», «Веселый повар», «У кормушки», «Кто спрятался в джунглях?», «Подбери слова», «Повтори за мной», «Что лишнее?», «Расставь по загонам».

Рекомендуемые картины: предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам, картины « «На заводе», «На ткацкой фабрике», «На границе», «Летчики», «Птицеферма», «В ателье ремонта обуви», «Машинист», «Зима в городе», «На капитанском мостике», «Мы рисуем», «Играем в театр», «В парикмахерской», «На приеме у стоматолога», «На прививку», «На уроке».

Рекомендуемые серии картин: «На рыбалке», «Гроза», «На дачу».