Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра. Именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие логического мышления

в II младшей группе

Чудесный мешочек».

Цель: развивать образное  и логическое мышление, память.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры

Ход игры: воспитатель кладет геометрические фигуры в мешок. Ребенок не вынимая руки из мешка описывает фигуру, вынимает фигуру и рассказывает, как он догадался, что это именно эта фигура. И т. д. все дети.

«Что изменилось».

Цель: развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Ход игры: подобрать несколько предметов, например: мелкие игрушки, машины, несколько кубиков, кукольную мебель.  Начать игру можно с 3-4 предметов. Поставить предметы в ряд. Дать детям рассмотреть игрушки и порядок в котором они стоят. Закрыть игрушки, и поменять порядок игрушек или убрать одну из них. Открыть игрушки и спросить у детей  «Что изменилось?» Пусть дети вспомнят, как они стояли.

«Художник ошибся».

Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: нарисовать или предложить  ребенку картинку с заведомо неверной деталью в сюжете, например: дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Предложить ребенку найти и показать ошибку, обосновать свое мнение.

«На что похоже?»

Цель: развивать образного и логического мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник.

Ход игры: выбрать одну из геометрических фигур. Предложить детям назвать ее. Спросить у детей на какие предметы похожа эта геометрическая фигура. Если дети затрудняются, предложить картинки с предметами, по форме похожие на геометрические фигуры.

«Продолжи ряд»

Цель: развитие аналитического и логического мышления.

Ход игры: используйте предметы разных цветов, форм или узоров и попросите ребёнка определить и продолжить комбинацию. Например, попросите продолжить комбинацию: «красный кружок, синий квадрат, красный кружок, синий квадрат». Можно составлять комбинации из чего угодно: игрушек, фруктов, кубиков, палочек, разноцветных фигур. Игра развивает логическое мышление и умение анализировать.

Игра «Построй как я»

Цель: развитие внимательности, наблюдательности, пространственного и логического мышления.

Ходигры: сложите из любого имеющегося конструктора фигуру: куб, прямоугольник, трапецию, пирамидку и т.д. Попросите ребёнка построить такой ж или максимально похожий. Затем поменяйтесь с малышом местами и повторяйте за ним. Игра развивает память, логику, учит анализировать.

Игра «Назови одним словом»

Цель: дидактическая игра развивает логическое и аналитическое мышление, учит обобщать, расширяет словарный запас и познания об окружающем мире.

Ход игры: называйте ребёнку несколько слов, связанных общей темой. Например: медведь, лиса, волк, заяц, рысь. Попросите малыша назвать всех одним словом. Все вышеназванные —  относятся к животным.

Игра «Забывчивый покупатель»

Цель: развитие математического, аналитического и ассоциативного мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки.

Ход игры: имитируйте магазин или киоск с игрушками или фруктами. Разместите их на столе или полочке. Ребенок будет играть роль продавца и принимать заказы от забывчивых покупателей. Покупатели постоянно забывают, как называются предметы и поэтому описывают их запутано. Например, яблоко они могут описать как круглое, красное, среднего размера, вкусное. Или сказать, что нужная им игрушка, которая стоит левее машинки и правее мишки. Либо сказать, что нужная им игрушка больше лошадки, но меньше самосвала.

Игра «Как же их отличить?».

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Ход игры: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Чем они похожи?».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры: показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать предпосылки логического мышления.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Ход игры: предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать предпосылки логического мышления, память, внимание.

Ход игры: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Покажи дорожку».

Цель: развивать мелкую моторику, предпосылок логического мышления.

Ход игры: нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

Игра «Угадай, о чем я говорю»

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Заколдованные сказки

Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение

Игровой материал и наглядные пособия: кружочки разного размера и цвета.

Ход игры: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

"Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста" Мультимедийная игра для детей 3-4 лет

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информац...

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления для детей младшего дошкольного возраста»

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством кубиков Никитина

Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте главенствующее значение приобретает дальнейшее развитие мышления. В этот период мышление ребёнка младшего школьного возраста на...

Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

laquo;Развитие логического мышления у детей  младшего дошкольного возраста  через дидактические игры»...

«Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развит...