Методическое пособие "Игры и занятия с соленым тестом"
методическая разработка

Агафонова Светлана Сергеевна

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку и сообразительность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №216 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Принят: Утверждаю: на педагогическом совете Заведующий детским садом Протокол № _____________________ Артюшина С.В. от 13.04.2024г. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для педагогов и родителей Иркутск 2024 «ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………......................................................................................................... 2 ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА С ДЕТЬМИ 2 ЛЕТ …………………………. 4 СПОСОБЫ ЛЕПКИ ……………………………………………………………………… 5 КАК МОЖНО ОБЫГРАТЬ ПРОЦЕСС ЛЕПКИ …………………….................. 7 ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК С КРУПОЙ И СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ ……………………………………………………………… 10 ИГРЫ С ТЕСТОМ ……………………………………………………………………… 11 ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ …………………… 17 РИСОВАНИЕ НА ЖИДКОМ РАСТВОРЕ ТЕСТА …………………………………………………………………….. 21 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА ……………………………......................... 22 РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ …………………………………………………………… 24 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ …………………………………… 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ФИГУРКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА ДЛЯ ДЕТЕЙ …………………………………………………………………………… 29 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………... 44

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ Почему лепка из соленого теста получила сегодня такое широкое признание? Соленое тесто – идеальный материал для лепки с детьми, ведь он на 100% является натуральным продуктом. Малыши стремятся все попробовать на вкус. С соленым тестом это не будет проблемой! Оно просто не вкусное. И даже если ребенок съест кусочек, это не нанесет ему никакого вреда. Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, и этим ребенок поправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку и сообразительность. Данное пособие является обобщением практической деятельности педагогов Детского сада № 216 ОАО «РЖД» по использованию соленого теста в игровой и творческой деятельности детей раннего возраста и предназначено для родителей и педагогов, начинающих работать с соленым тестом в условиях детского сада. Цель – оказание методической помощи педагогам и родителям в области использования различных методов работы с соленым тестом при организации совместной и самостоятельной деятельности детей раннего возраста. Задачи: Развивать мелкую моторику рук.

Слайд 4

Развивать фантазию. Обогащение сенсорного опыта. Развивать наблюдательность, внимание, память. Развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Расширение активного и пассивного словаря . Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи. Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Занимайтесь творчеством с детьми! Это доставить огромную радость и вам и детям!

Слайд 5

ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА С ДЕТЬМИ 2 ЛЕТ Многие современные родители, вдохновленные идеями раннего развития, стремятся как можно больше и разнообразнее заниматься со своими детьми буквально уже с рождения. На смену потешкам , пестушкам и другим младенческим играм в 2 года приходят занятия творчеством: лепкой, рисованием, аппликацией. Что можно предложить крохе в 2 года? Очень много! Конечно, в этом возрасте ребенок не в состоянии слепить или нарисовать самостоятельно. Но он с удовольствием выступит в роли маминого помощника. В связи с этим, все занятия с детьми такого возраста рассчитаны на совместное творчество мамы и малыша. Начнем с лепки. Для ребенка в этом возрасте очень важно заниматься лепкой. Когда малыш лепит, у него развивается мелкая моторика, что в конечном итоге способствует развитию речи. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В возрасте 2 лет лучше всего лепить из соленого теста. Преимущества соленого теста : 1. Очень пластичный материал, приятный на ощупь. 2. Не липнет к рукам и легко лепить. 3. Безопасно при попадании в рот. 4. Легко отмывается. 5. Можно раскрашивать красками. 6. Безопасный с точки зрения экологии и аллергенов. Что можно делать с тестом в 2 года: тыкать в него пальчиком; хлопать по тесту ладошкой, плющить его ладошкой, размазывать пальцем, отщипывать кусочек, прилеплять кусочек, катать «колбаски» ладошкой, катать маленькие «колбаски» или «колобки» пальчиком, резать стекой «колбаску», плющить «колобки» в лепешку ладошкой или пальчиком.

Слайд 6

СПОСОБЫ ЛЕПКИ Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста. Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его. «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать. Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности. Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков теста путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки. Скатывание (2-й способ) — формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения лепешки из теста в определенном месте на плоской основе поделки. Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения линии из теста на плоской основе поделки. Вдавливание — расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Слайд 7

. Раскатывание — формирование из куска пластилина «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Разрезание — деление куска пластилина при помощи стеки на кусочки меньшего размера. Соединение деталей — прикладывание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу (необходимо регулировать силу, чтобы детали не деформировались). Заострение — оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца. Вдавливание палочки — вставка палочки в деталь из пластилина по направлению к центру и надавливание на нее. Чтобы не проткнуть деталь, следует регулировать силу давления. Нанизывание — поочередное надевание пластилиновых деталей на палочку или проволоку с целью соединения деталей поделки.

Слайд 8

ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК С КРУПОЙ И СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ Раскатать лепешку из теста, взять фасоль и вдавить ее в тесто. Можно даже составить узор. Не стоит давать малышу сразу много крупы, достаточно для начала 5-6 фасолинок . Облепите соленым тестом маленькую баночку. Пусть ребенок украсит ее фасолинками , фигурными макаронами, кусочками шерстяных ниток. Потом эту баночку можно раскрасить. Получится оригинальная вазочка. Можно облепить тестом спичечный коробок. Скатать четыре колобка, расплющить их и сделать колеса. Сверху на коробок вдавить фасолинки или горошинки. Чем вам не тачка? А может это вагончик или автомобиль? Обмажьте тестом грецкий орех и фундук. Пусть ребенок обкатает их в пшене или кукурузной крупе. Соедините орешек – получился цыпленок! А если обмазать грецкий орех тестом, сделать глазки из перца, нос и рот, получится колобок!

Слайд 9

ИГРЫ С ТЕСТОМ С чего начать игру? Познакомьте малыша с этим чудесным материалом, пусть он потрогает и помнет тесто, предложите скатать колобка или червячка, позвольте ребёнку дать волю фантазии. Если знакомство прошло успешно, то можно переходить к различным играм. Но для начала оговоримся, занятие лепкой должно длиться 5-10 минут. Не нужно удерживать или заставлять кроху заниматься лепкой. Помните, что даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он просто потеряет к творчеству всякий интерес. Не пытайтесь успеть все игры за одно занятие. Если видите, что малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая, или слишком сложная для него. Постарайтесь подобрать занятие, соответствующее способностям малыша. Раскатываем тесто скалкой Малыш, не раз видел, как мама орудует скалкой на кухне, поэтому с большим удовольствием примется раскатывать тесто сам. Если у карапуза не хватает сил справиться со скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими. Вы можете использовать как игрушечную, так и настоящую скалку. Как правило, катать большой скалкой детям нравится даже больше.

Слайд 10

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания в проблемных ситуациях в играх - занятиях всегда ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению детьми сенсорного опыта, побуждает творческую активность, стимулирует речевые высказывания детей, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей третьего года жизни. Шлепаем ладошками Выложите теплое тесто на разделочную доску или поднос - цвета теста и подноса не должны сливаться (лучше, если это будут контрастные цвета, например: поднос синий, а тесто розовое). Разомните тесто, пошлепайте по нему рукой. Попросите малыша сделать то же, аккуратно, взяв за локоток, подведите его ручку к тесту. Сопровождайте свои и его действия стихами. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Ты, ладошечка ! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Моя крошечка! Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберите тесто.

Слайд 11

Игра с теплым тестом Возьмите пластмассовый шарик и покажите его ребенку. У него на глазах накройте шарик носовым платком, а потом спросите: «Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?». Вместе снимите платочек: «Вот шарик! Ты нашел шарик!». Поиграйте так два-три раза. Затем пусть малыш потрогает тесто, опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и спросите: «Где шарик?». (Шарик и тесто должны быть разного, желательно, контрастного цвета.) Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогите малышу сжимать и разжимать кулачки. Достаем предметы из теста Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков так, чтобы края спрятанных предметов были видны. Спросите: «Что тут спрятали? Давай посмотрим!». Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, освобождая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш. Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы комментируете: «Один каштан, еще один каштан». Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите: «Много каштанов». Оторвем кусочек теста Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску). Держите валик, а малыш пусть отрывает от него кусочки и складывает их в определенное место (например, на тарелку). Скажите: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребенка) отрываешь маленькие кусочки». Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их - получился большой кусок».

Слайд 12

Ручка спряталась Накройте свою руку платком и спросите: «Где моя рука?». Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!». Так же поиграйте с его рукой. А теперь дайте ему потрогать теплое и приятное на ощупь тесто. Раскатайте его так, чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а другой половиной вы смогли ее прикрыть. Скажите: «Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики? Где твоя ладошка?». Возможно, он начнет размахивать рукой, чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку». Помогите, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, рука, которая пряталась!». Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?». Искренне радуйтесь, когда ребенок - пусть и с вашей помощью - освободит руку от теста. Где глазки? Перед началом игры спросите: «Где у тебя глазки? Покажи носик, ротик. Молодец! А где у мамы глазки, ротик?». Пусть малыш потрогает тесто, пошлепает руками по нему, помнет его. Скатайте колобок: «Вот колобок. Помнишь сказку про него?». Указательным пальцем сделайте в тесте углубления: «Это глазки. Где у колобка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки - носик и ротик. Еще раз скатайте шарик-колобок, предложите малышу сделать ему глазки, носик и ротик.

Слайд 13

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМАШНИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу. Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю. Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному. Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальцев или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и чаще хвалите его за усердие. Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы.

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Работа по использованию цветного риса в игровой деятельности детей раннего возраста показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия, сократилось время адаптационного периода. сравнительный анализ Что было Что стало Часто в течение дня дети плакали, вспоминая маму. Очень активные и импульсивные малыши часто создавали конфликтные ситуации . В основном малыши проявляли интерес только к манипулированию с предметами . В общении с сверстниками и взрослыми малыши в основном использовали жесты . Однообразные действия с предметами. Снижение тревожного эмоционального фона. Между детьми и взрослыми установились доверительные взаимоотношения. Закрепились позитивные поведенческие реакции. Появилось больше условий для проявления себя в творческой и игровой деятельности . Наблюдается положительная динамика в обогащении словарного запаса . Используя несколько игрушек и предметов, малыши отражают сюжет из нескольких, связанных по смыслу действий.

Слайд 15

Что было Что стало Недостаточная информированность о работе с детьми раннего возраста в детском саду. Родители стали главными вдохновителями в пополнении предметно-пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по экспериментированию с мукой, лепке из соленого теста «Разноцветные рыбки» (возраст детей 3-4 года) Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Дети постоянно открывают для себя новый мир: экспериментируют, проделывают различные опыты с водой, снегом, пластилином, глиной. Но особенно увлекательные опыты можно проводить с мукой. Просто, ...

Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быт...

Методическая разработка.Тема: " Лепка из соленого теста для детей 5-7 лет."

Методическая рекомендация воспитателям " Лепка из соленого теста в детском саду для детей 5-7 лет."...

Конспект занятия из соленого теста " Угощения для игрушек"

Создание условий для развития творческих способностей детей.Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях, как получают муку.Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их про...

Методическая разработка -«Чайный сервиз» из соленного теста (лепка)

Цель: закрепление навыков самостоятельной лепки предметов посуды, соблюдая пропорции и используя разные приемы лепки.Задачи:1.Продолжать учить детей создавать изображение посуды (кружка, чайник и т.д....

Методическая разработка по лепке из соленого теста "Подарок маме"

Человек от природы - творец.Для этого у него есть все: воображение,мысли, идеи и тело,которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце,звуке,рисунке или поде...