Доклад "Фольклор, как средство патриотического воспитания дошкольников"
материал

Стороженко Ольга Владимировна

Проблема патриотического воспитания детей в наши дни актуальна, как никогда. И события последних лет особенно остро показали ее значимость, ведь то, в каком обществе, в какой стране мы будем жить в будущем, зависит от того, каких детей мы воспитаем сейчас. То есть патриотическое воспитание подрастающего поколения - залог стабильного развития и дальнейшего процветания страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storozhenko_o.v._doklad_.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Золотая рыбка»

Доклад

на районном методическом объединении музыкальных руководителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях в различных видах музыкальной деятельности» на тему: «Фольклор – как средство патриотического воспитания в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».

Подготовила музыкальный

руководитель МБДОУ №8

Стороженко О.В.

г. Приморско-Ахтарск

2024 год

Проблема патриотического воспитания детей в наши дни актуальна, как никогда. И события последних лет особенно остро показали ее значимость, ведь то, в каком обществе, в какой стране мы будем жить в будущем, зависит от того, каких детей мы воспитаем сейчас. То есть патриотическое воспитание подрастающего поколения - залог стабильного развития и дальнейшего процветания страны.

Что же включает в себя понятие патриотизма? Это прежде всего: 

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • забота об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).

Он является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте.

Пока ребенок мал, ему не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. От того, что видит и слышит ребенок с малых лет, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. В самом раннем детстве в человеке закладываются основы нравственности и духовности, формируется первоначальное самосознание.

В рамках патриотического воспитания детей в своей работе музыкальные руководители часто используют произведения фольклора. В частности, музыкального.

В широком смысле фольклор — это духовная культура того или иного народа. Она существует в форме словесных текстов, музыки, танца, народного театра ... Ведь именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора мы можем узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Цель патриотического воспитания через фольклор – пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.

Основными формами работы по патриотическому воспитанию детей в детском саду являются тематические занятия, игры, изготовление поделок и подарков, презентации, экскурсии, целевые прогулки, проведение совместных праздников, сотрудничество с библиотекой, тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Музыкальные руководители применяют различные формы работы: игры, праздники, развлечения, досуги, викторины, мастер-классы. Ведь музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества, характеризующие «русский характер»: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Использование в образовательном процессе малых форм детского фольклора (потешек, считалок, пословиц и поговорок, народных сказок, песен, танцев, игр и хороводов, детского фольклорного театра) предоставляют ребенку возможность прикоснуться к историческому прошлому русского народа.

Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость предков. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Таким образом, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Так как основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников, то одна из важнейших задач педагога в организации работы по патриотическому воспитанию – вовлечь детей в этот процесс, сделать их сопричастными к народным праздникам и традициями.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, на досугах, развлечениях и при участии в народных праздниках: «Осенины», «Кубанские посиделки» (где дети с огромным интересом разучивают, а потом исполняют танцы, песни, инсценировки, играют в народные игры, поют частушки), «Рождественские колядки» (с разыгрыванием сценок, хороводами, играми, колядками), «Масленица» (с хороводами, чучелом, играми, сценками), «В гостях у бабушки Маланьи», «Яблочный спас». Но не только традиционные народные календарные праздники, но и современные «День семьи, любви и верности», «День защитника Отечества» (с русскими богатырями, потехами) могут нести фольклорную составляющую. Ведь народная музыка не только вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивая эмоционально – психологическое благополучие, но и несет в себе образовательную значимость. Обогащает опыт и знания ребенка, так как посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, узнают о календарных праздниках, обрядах, связанных с ними песен и танцев.

 В доступной форме дети узнают о том, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», «Во кузнице», «Как по горкам, по горам» и. т.д., водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Подкова», «Папаха», «Кавуны», «Подсолнухи» и другие, исполняют народные танцы: «Казачок», «Топотушка», «Калинка».

На всех праздниках дети с удовольствием играют на деревянных ложках, обыгрывая народные мелодии. А история возникновения музыкального применения обычных деревянных ложек восходит ко временам правления Ивана Грозного. Таким образом, мы поддерживаем связь с культурными явлениями далеких столетий.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками 

Чтобы воспитать у ребенка патриотические чувства, необходимо создать условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Это одни из первостепенных задач дошкольного воспитания.

Изучение истории нашей страны, почитание ее традиций, бережное отношение   к прошлому - простые способы привить патриотизм нашим детям.

Закончить хочу словами академика Дмитрия Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –  с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь, переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Русская культура как средство патриотического воспитания дошкольников»

Представленный материал дает возможность старшему воспитателю ДОУ провести деловую игру с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников....

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников

В статье делюсь опытом как я работаю по теме ознакомления юных петербуржсцев с родным городом....

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...