Проект на тему: "«Родной свой край люби и знай!»"
проект
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_lyubi_svoy_kray.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
д/с «Аленушка»
п.г.т. Хиславичи
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
Воспитатель: Семенова И.В.
2023г.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое-
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Вид проекта: информационно -практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: долгосрочный. (сентябрь- май)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги
детского сада.
Проблема: дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают историю своего села, достопримечательности.
Цель: Расширение представлений дошкольников о родном поселке. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта:
Формировать любовь к родному селу, детскому саду, семье и интерес к
прошлому и настоящему села;
Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, селу, детскому саду, стране;
Развивать бережное отношение к селу (достопримечательностям, культуре, природе);
Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края;
Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от
рассказов, бесед, прогулок.
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.
Предполагаемый результат:
Сплочение участников проектной деятельности;
Формирование у воспитанников интереса к истории своего села,
достопримечательностям, природе, к своей семье;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать
любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость,
любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.
Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; -
составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; -
обогащения развивающей среды группы.
2 этап. Основной: - беседы с детьми;
- Сюжетно -ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 - заключительный этап:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях села;
- викторина «Знатоки нашего села»;
- презентация проекта «Моя малая родина».
Тематическое планирование
месяц | тема | цель | Совместная деятельность педагога с детьми |
Сентябрь | «Как возникло наше село» | Расширять представление о родном селе, истории его возникновения. | 1.Экскурсия в библиотеку Беседа: «История нашего села» 2. «Путешествие по родному селу» 3. Рассматривание старых фотографий нашего села. 4.Составление карты нашего села. |
Октябрь | «Родное село» | Продолжать уточнять представления детей о поселке в котором мы живем.Закреплять знания детей о ближайшем окружении детского сада. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родному поселку и детскому саду. | 1.Целевая прогулка: « Моя улица» 2.Беседа: «Где я живу. Мой адрес» 3.Рисование: «Там где я живу красиво» 4. Создание с детьми альбома «Мое родной поселок» |
Ноябрь | «Родная семья» | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать любовь и уважение к своим родным, к членам своей семьи. | 1. Беседа: « Как я помогаю родителям» (об обязанностях, которые дети выполняют дома) 2. Рисование: «Моя семья» 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» 4. Выставка семейных фотографий. |
Декабрь | «Предметы русского быта» | Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т.д.). | 1. Экскурсия в краеведческий музей «Сельская изба» 2. Беседа на тему: «Русская печь» 3. Рисование по сказке «Гуси лебеди» |
Январь | «Народные промыслы» | Познакомить детей с видами декоративно прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка), их характерными особенностями. | 1. Беседы с детьми о декоративно- прикладном искусстве. 2. Рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов. 3. Заучивание стихотворений о народных промыслах. 4. Изобразительная деятельность «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи) |
Февраль | «Традиции и обычаи русского народа» | Познакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями; Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа. | 1. Презентация: «Обычаи и традиции русского народа» (основные праздники). 2.Экскурсия по поселку. 3. Проведение русских народных игр, хороводов. 4. Разучивание пословиц, поговорок, закличек. |
Март | «Государственные символы России» | Познакомить детей с государственными символами России; расширять представления детей о государственной символике и их историческом происхождении. Познакомить с гербом и флагом нашего поселка. | 1. Разучивание стихотворения В. Степанова «Флаг России», «Герб России» 2. Рассматривание экспонатов с государственной символикой. 3. Дидактическая игра «Сложи свой герб» 4. Выполнить рисунок «Герб нашего района» |
Апрель | «Родная природа» | Формировать нравственно – патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о природе своего родного края. | 1. Экскурсия в парк (лес). (Закреплять знания детей о животном и растительном мире леса, о весенних изменениях в природе) 2. Беседа: «Дикие животные родного края» 3. Игровая ситуация «Кто в домике живет» 4. Беседа: «Перелетные птицы» |
Май | «Достопримечате льности нашего поселка» | Формировать знания о достопримечательностях нашего поселка, прививать бережное отношение к ним. | Экскурсия в сквер Памяти погибшим героям. 2. Участие в митинге 9 мая- День победы |
Призентация проекта: «Моя малая Родина»
Достигнутые результаты
В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения нашего села.
У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях села, традициях и праздниках, которые отмечаются на селе.
Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы,
любознательны.
Повысился уровень активности родителей в организации детской
деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Литература:
1. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
2. М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
3. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
4. И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
5. З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
6. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое
воспитание с дошкольного детства?
а) да
б) нет
в) сомневаюсь
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие
родного края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную
культуру?
а) знаю хорошо
б) не знаю
в) что-то знаю
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в
вопросах культуры и истории родного края?
а) беседы и наблюдения во время семейных прогулок, поездок, путешествий;
б) совместная информационно-творческая деятельность (изготовление
поделок к памятным датам, чтение художественной литературы данной
тематики и т.д.);
в) обращение к семейным традициям (просмотр семейных фотографий,
знакомство с родословной семьи, профессиональной занятостью её членов,
традиционные семейные кулинарные блюда и т.д.)
4. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к
природному и культурному наследию родного края?
а) чем раньше, тем лучше
б) в начальной школе
в) не вижу необходимости в краеведческом воспитании
5. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю –
это задача :
а) ДОУ
б) семьи
в) совместная работа ДОУ и семьи
Спасибо!
Приложение 2
Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме
«Моя малая родина»
Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
Назови домашний адрес.
Найди герб нашего района.
Что изображено на гербе нашего района?
Что означает изображение на гербе?
Зачем нужен герб району?
Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об участии наших земляков
в Великой Отечественной войне
1. Когда празднуется День Победы?
2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
3. Какие военные профессии вы знаете?
4. Какую боевую технику вы знаете?
5. Участвовали ли жители нашего села в Великой Отечественной войне?
6. Есть ли в нашем селе памятники погибшим воинам? Какие? Где?
7. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы
войны?
Вопросы мониторинга освоения детьми знаний о природе родного края
1. Назови животных леса, обитающих в нашем краю.
2. Назови деревья, которые можно встретить в нашем селе.
3. Назови птиц, живущих в нашей местности.
4. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?
5. Как люди заботятся о животных?
6. Как люди заботятся о птицах?
7. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?
Приложение 3
Тема: Целевая прогулка «Это наша улица».
Цель: Раскрыть понятие «Домашний адрес» через целевую прогулку.
Познакомить детей с названиями близлежащих улиц и переулков с тем, что у
каждого дома, каждой квартиры есть свой номер.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Ход: Ребята скажите, где вы живете (Дома) Где находятся ваши дома? Как
называется ваша улица или переулок?(Дети называют свой домашний адрес).
Молодцы! Все знают дом и улицу.
Я сегодня хочу вас познакомить с улицей, где стоит наш детский сад.
Название улицы, а номер 48 а. Этот адрес крепиться на
стене здания.
Наш детский сад окружен высоким забором, для безопасности.
Сегодня мы с вами пойдем за пределы детского сада и познакомимся с
достопремечательностями окружающими его. (Дети строятся парами и идут
по пешеходной дорожке). Обратите внимание какие дома есть на улице?!
(Высокие ,низкие). Есть ли деревья? (Да). Как расположены дома по
отношению к дороге? (С двух сторон). Какие еще здания вы видите?
(аптека,школа,магазин,детский сад) – рассматриваем эти объекты.
По возвращению в детский сад, провожу опрос об увиденном.
МИНИ БЕСЕДЫ
Беседа: «Где я живу?»
Как называется наш поселок в котором мы живем?
Чем интересен наш поселок? (Большие улицы, много красивых зданий,
магазины, Дом культуры, школа, памятник). Какой у нас поселок? (Родной,
большой, красивый).
Беседа: «Дом в котором я живу?»
Назови улицу и номер дома, где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут
твоих родителей? Кто еще с тобой проживает? Какие животные у тебя есть?
Приложение 4
Картотека сюжетно-ролевой игры «Семья»
Задачи:
Формировать умение строить игру по предварительно составленному,
коллективно по плану – сюжету.
Учить справедливо, распределять роли в играх.
Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения, умение
считаться интересами сверстников.
Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного
сюжета игровую обстановку.
Формировать представление о коллективном ведении хозяйства, о семейных
взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь,
доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их
деятельности.
Развивать диалогическую речь в ходе игры.
Продолжать учить детей находить выход из проблемных ситуаций.
Продолжать развивать сформировавшиеся виды детской игры, усложняя и
совершенствуя способность к отождествлению.
«МАМЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать
предметы-заместители и атрибуты. Расширять представление детей о
трудовой деятельности их родителей. Формировать положительные
взаимоотношения между детьми.
Игровая ситуация «Мама папа, я – дружная семья»
Проблемная ситуация: Взрослый (мама, ребенок (папа, дедушка, бабушка,
сын, дочь).Взрослый предлагает поиграть в семью, я буду мама – готовить
обед, а вы будете мне помогать. В дальнейшем главную роль, отдает ребенку.
Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка, дом, живет, семья.
*Рассматривание иллюстраций «Семья».
Цель: назвать изображенных людей и их действия и соотносить действия с
действиями дома родителей и т. д.
Словарь: папа, мама, бабушка, дедушка, печет, стирает, дом, пироги.
*Чтение стихотворения: «Веселые чижи» Д. Хармс
* Рассказывание из личного опыта «моя любимая игрушка»
Атрибуты: игровой центр «Семья», фартук, фотографии.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет
второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре. Уточнить и расширить
мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация «Собираемся в детский сад»
Проблемная ситуация: мама (ребенок) собирает ребенка в детский сад,
ребенок (взрослый или кукла).
Беседа «Как мы проводим выходной день»;
Составление рассказа из личного опыта.
Чтение стихотворения: Детский сад» О. Высотская
Словарь: кроватки, дом, стол, стулья, платья, бантики, туфельки.
Атрибуты: игровой центр «Семья», плита, кухонный уголок, стол, посуда.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет
второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация «Поможем маме постирать белье».
Проблемная ситуация: пришла кукла Маша в грязном платье, что делать? как
быть? Взрослый предлагает постирать белье, по мере развития сюжета
предлагает высушить, погладить, одеть кукле другую одежду.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему
«Семья»: Е. Благинина «Алёнушка»
Д. Игра «Купание сыночка»
Цель: формировать умение детей купать кукол, последовательно выполнять
цепочку игровых действий, сопровождать действия речью, мимикой,
жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребенку,
выражать ласку, понимать ее состояние (веселая, грустная, холодно ей или
тепло и т. д.)
Изготовление предметов-заместителей.
Атрибуты: игровой центр «Семья», кукла, кукольная одежда, ванночка,
полотенце.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет
второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
Игровая ситуация: «Поможем маме сварить обед»
Проблемная ситуация: Предлагает накормить мальчиков (или кукол)
вкусным обедом, но взрослый совсем не помнит с чего начинать.
Спрашивает детей, видели они, как готовят их мамы обед. И предлагает тоже
приготовить.
Рисование «Компот в банке».
Чтение «Мама сварила обед»
Беседа (рассказ из личного опыта): «Когда я была маленькой…»
Атрибуты: игровой центр «Семья», кукла, посуда, скатерть, овощи и фрукты.
Роль воспитателя: Воспитатель как равный партнер или выполняет
второстепенную роль, влияет на изменение хода игры.
Создание эмоционального комфорта в игре.
Уточнить и расширить мотивацию детской деятельности
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ В СЕМЬЕ».
Цель: Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного
сюжета игровую обстановку, использовать игрушки - заместители по
назначению. Закреплять умение выполнять ряд последовательных действий.
Воспитывать умение следить за порядком, после игры ставить все игрушки
на место, делиться ими друг с другом.
«В ОТПУСК С МОЕЙ СЕМЬЕЙ».
Цель: Формировать и воспитывать у детей положительное отношение к
членам семьи, приучать к хорошим поступкам, обогатить знания детей о
родственных связях. Учить детей объединять несложные сюжеты вместе,
способствовать формированию игровых действий. Развивать умение играть
дружно и делиться игрушками. Формировать доброжелательные
взаимоотношения, умение считаться с интересами других людей.
«СЕМЬЯ»
Цель: Обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по
ситуации. Побуждать самостоятельному распределению ролей. Продолжать
учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую
обстановку, подбирать необходимый игровой материал. Формировать
доброжелательные взаимоотношения. Закреплять умение выполнять ряд
последовательных действий, поддерживать интерес к совместной игровой
деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длитель...
Проект в старшей группе «Рябинка» на тему: «Родной свой край люби и знай»
Участники проекта: педагоги старшей группы «Рябинка» (воспитатели и учитель – логопед), воспитанники и их родители.Вид проекта: групповой, долгосрочный, информационно – познава...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
Педагогический проект взаимодействия ДОУ с семьей в подготовительной к школе группе по теме: «Родной свой край люби и знай»
авторский проект по патротическому воспитанию. В материале также представлен педсовет в форме деловой игры по теме: "Родной свой край люби и знай"....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...
Проект на тему «Родной свой край люби и знай» .
Проект на тему «Родной свой край люби и знай» ....