Парциальная программа "Путешествие микибота"
рабочая программа (старшая группа)

Свеженцева Яна Евгеньевна

Актуальность обусловлена тем, что с дошкольного возраста необходимо

готовить детей к жизни, т.к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции.

Жизнь становится труднее и разнообразнее, чем дальше,

тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума,
мышления, стремительной ориентировки, творческого подхода к решению
больших и небольших задач. Для решения задач используются наглядные модели,
в которых воспроизводятся значительные связи и отношения предметов и событий,
являются важным средством развития способностей ребенка и важнейшим
условием формирования внутреннего, безупречного плана мыслительной
деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности
и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по
словам А.В. Запорожца, «цокольный этаж» всеобщего строения человеческого
мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре,
конструировании, изобразительной деятельности и других. Эта способность
проявляется в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения,
предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Они хорошо узнают
предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути ит.п.
Современное общество испытывает острую потребность в
высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими
интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с
дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость
мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные
федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее ФГОС ДО). По итогам анкетирования родительской
общественности был выявлен запрос на внедрение и использование в
образовательном пространстве ДОУ современных игровых образовательных
техник, побуждающих и помогающих детям развивать навыки технического
конструирования.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Наполняемость группы – дети старшей группы.

Срок реализации программы составляет - 1 год (сентябрь - май)

Программа предусматривает 2 занятия в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность одного занятия: 25 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b23a25da806d4431cb85a8cee11fff55.docx289.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\миккибот.jpeg

  1. Пояснительная записка                  ………………………….3
  2. Актуальность                     ………………………………… 3    
  3. Цели и задачи программы          …………………………3
  4. Ожидаемые результаты реализации программы    …….4
  5. Модель образовательного процесса ……………………..4
  6. Современные образовательные технологии, используемые при реализации парциальной  программы …………………….10
  7. Информационные образовательные ресурсы и средства реализации парциальной программы ……………………………………10
  8. Организация предметно - развивающей  среды ……11
  9. Кадровые условия ………………………………………………..12

Пояснительная записка

Актуальность обусловлена тем, что с дошкольного возраста необходимо
готовить детей к жизни, т.к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. Жизнь становится труднее и разнообразнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума,
мышления, стремительной ориентировки, творческого подхода к решению
больших и небольших задач. Для решения задач используются наглядные модели,
в которых воспроизводятся значительные связи и отношения предметов и событий,
являются важным средством развития способностей ребенка и важнейшим
условием формирования внутреннего, безупречного плана мыслительной
деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности
и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по
словам А.В. Запорожца, «цокольный этаж» всеобщего строения человеческого
мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре,
конструировании, изобразительной деятельности и других. Эта способность
проявляется в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения,
предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Они хорошо узнают
предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути ит.п.
Современное общество испытывает острую потребность в
высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими
интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с
дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость
мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные
федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее ФГОС ДО). По итогам анкетирования родительской
общественности был выявлен запрос на внедрение и использование в
образовательном пространстве ДОУ современных игровых образовательных
техник, побуждающих и помогающих детям развивать навыки технического
конструирования.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 - 6 лет.

Наполняемость группы – дети старшей группы.

Срок реализации программы составляет - 1 год (сентябрь - май)

Программа предусматривает 2 занятия в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность одного занятия: 25 мин.

Цель и задачи программы

Цель: введение дошкольников в основы программирования и робототехники,
формирование их познавательных компетенций.

Задачи:

- развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, уверенность ребенка в своих силах;

- формировать позитивно-конструктивный подход к анализу ребенком ситуации и исправлению ошибок; развивать навыки критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления;

- формировать базовые понятия об информационной безопасности, принципах ее работы;

- развивать интересы и познавательную мотивацию, обогащать представления детей о профессиях;

- воспитывать умение действовать в команде.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы будет:

  функционировать STEAM-образовательная среда для развития предпосылок базовых компетенций дошкольников;

 организованны STEAM - события с интегрированным содержанием технической, творческой, научной деятельности дошкольников;

 разработана система оценки эффективности реализации программы;

В результате реализации программы воспитанники ДОУ будут:

 владеть естественнонаучными, цифровыми и инженерными компетенциями, а значит уметь: наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.

 активно проявлять любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.

  проявлять интеллектуальные способности в умении самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы или поступкам людей.

 проявлять умения к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

  проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.

Модель образовательного процесса

Программа «Путешествия Микибота» включает в себя 4 цикла.

В течение учебного года «Заведующий лабораторией» (педагог) вместе со своими
юными «коллегами-лаборантами» (детьми группы) знакомят Микибота с жизнью
на планете Земля, открывая законы нашего мира и создавая творческие
инженерные проекты.

2.1. Основы программирования

Цель: формирование у дошкольника базовых навыков в области программирования
и робототехники.

Сюжетно-ролевая легенда программы: с далекой планеты, на которой живут
«умные» мыши, прилетел робот-мышь по имени Микибот, посланный изучать
Космос и искать разумные существа. Ребята знакомят гостя-робота с людьми, их
жизнью через реализацию серии проектов, где дети выступают в роли «учителей»

по отношению к роботу: обучают его, устраивают для него праздники, строят
города и деревни, проводят экскурсии, игры, эстафеты, проходят лабиринты,
разучивают танцы вместе с роботом, и т.д.

Основные понятия и навыки: обучение пошаговому программированию без
компьютеров и планшетов; осваивание базовых принципов построения
алгоритмов; знакомство с ключевыми понятиями программирования (робот,
программа, команда, последовательность действий, алгоритм, цикл, условия
выбора, поиск альтернативных решений, построение циклов); самостоятельный
выбор решения задачи и совместная реализация от постановки цели, поиска
решения, до анализа и оптимизации результата; обогащение представлений детей о
профессиях: инженер, программист, ученый, строитель, дизайнер; развитие синтеза
творческого и инженерного мышления.

2.2. Занимательная математика

Цель: закрепление базовых понятий математики через игры с роботом и творческо-
исследовательские проекты.

Сюжетно-ролевая легенда программы: Робот осваивается на нашей планете и
ребята ему в этом помогают: учат распознавать различные цвета, геометрические
фигуры; пишут «математические» картины и знакомят с супергероями; строят
лабиринты и ищут выходы, устраивают соревнования и веселые праздники;
проводят выборы и голосование.

Основные понятия и навыки: закрепление геометрических фигур, цветов
(первичные / вторичные), понятий больше / меньше, быстрее / медленнее, четные /
нечетные; сложение, вычитание, построение последовательностей чисел;
программирование движения робота с условиями: выбор цвета, геометрической
фигуры, числа большего / меньшего, ближнего / дальнего предмета;
программирование с ограниченным выбором команд; расширение представлений о
людях разных профессий (программист, ученый, инженер, строитель, аналитик,
математик, ювелир).

2.3.Основы картографии и астрономии

Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии,
базовой астрономии.

Сюжетно-ролевая легенда программы: робот – гость из Космоса, как во
многих современных и знакомых детям фильмах, поэтому, учитывая особую
важность развития пространственного мышления, а также перспективную

востребованность картографии и астрономии, в программе сделан тематический
акцент не только на «обучение» робота, но и на образ человека как «жителя
Вселенной» с перспективой расширения границ сфер влияния и интересов
человечества в мировоззрении дошкольников; строят карты садика, города, страны,
планеты, солнечной системы; путешествуют по континентам и знакомятся с
разными культурами людей. На занятии дети изучают планеты, решают чем они
могут быть полезны людям, строят посадочные модули на Марс, готовят летающие
города для Венеры, запускают вулканы и выполняют задачи настоящих
астронавтов.

Основные понятия и навыки: определение положения предметов в
пространстве, чтение детских карт, распознавание условных обозначений,
масштабирование, копирование и составление карты, прокладывание маршрута;
определение планет Солнечной системы, знакомство с возможным практическим
освоением космоса; создание инженерных проектов; проведение исследований по
изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств
оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии
(кинетической и потенциальной), оптических иллюзий, вулкана; знакомство с
профессиями картограф, астронавт, физик, химик, биолог, культуролог.

2.4.Основы криптографии

Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.

Сюжетно-ролевая легенда программы: перед нами открыт весь мир, но
нужно научиться понимать его коды и важность шифрования данных. Через колесо
времени дети познают тайны Цезаря и китайскую тайнопись, разгадывают
шифровки (как Шерлок Холмс), узнают тайны книг и учатся понимать язык
животных, расшифровывают отпечатки пальцев и шифруют свои сообщения;
знакомятся с принципами работы и кодирования наших компьютеров и телефонов,
и расшифровывают сообщения с Марса; запирают «сундуки» с тайной
информацией и передают открытые ключи; делают кинопроекторы из смартфона и
исследуют движение звука.

Основные понятия и навыки: распознавание данных / информации,
кодирования / шифрования; знакомство с симметричным / асимметричным
шифрованием; изучение принципа работы компьютерамозга, знакомство с языком
жестов и языками животных; кодирование / раскодирование объектов и передача
сигналов азбукой Морзе; шифрование шифром замены, сдвига, с помощью зеркала,
книги, решетки Кардано и двойное шифрование; исследование отпечатков пальцев
и посланий симпатическими чернилами; исследование строения человеческого уха,

движения звуковой волны, свойств ребер жесткости, распределения давления,
разложения света, принципа работы кинопроектора, цепной реакции; знакомство с
профессиями шифровальщик, аналитик.

2.5.Тематическое планирование
Сентябрь 1 неделя

Занятие 1 Роботы – кто это?
Занятие2 Кто ты, Микибот?

Сентябрь вторая неделя

Занятие 3 Что ты можешь, Микибот?
Занятие 4 «Мой дом»

Сентябрь третья неделя

Занятие 5 Микибот гуляет по городу (поле)
Занятие 6Микибот гуляет по городу(инженерное строительство)

Октябрь 1 неделя

Занятие 7 Микибот на рыбалке
Занятие 8 Вечеринка с Микиботом

Октябрь вторая неделя

Занятие 9 Микибот на конкурсе талантов!
Занятие 10 Микибот готовит праздник!

Октябрь третья неделя

Занятие 11. Микибот учит цифры
Занятие 12 Микибот хочет есть.

Октябрь четвертая неделя

Занятие 13 Микибот ленится
Занятие 14 Микибот - на старт!

ноябрь первая неделя

Занятие 15 Микибот - на Чемпионате!
Занятие 16 Мой робот!

Ноябрь вторая неделя

Занятие 17 Волшебные фигуры.
Занятие 18 Занятие для волшебников!

Ноябрь третья неделя

Занятие 19 Микибот потрясен!
Занятие 20 Микибот сдает экзамен.

Ноябрь четвертая неделя

Занятие 21 Веселые старты.

Занятие 22 Выбор Микибота!

Декабрь первая неделя

Занятие23Двойной бросок.
Занятие 24 Могу лучше!

Декабрь вторая неделя

Занятие 25 Новые знакомства Микибота.
Занятие 26 Иду к тебе!

Декабрь третья неделя

Занятие 27 Супер герой Плюс!
Занятие 28 Супер герой Минус!

Декабрь четвертая неделя

Занятие 29 Скок — перескок!
Занятие 30 Навстречу друг к другу.

Январь вторая неделя

Занятие 31 Ювелирных дел мастер.
Занятие 32 Невероятная Теория.

Январь третья неделя

Занятие 33 Куда пойдет наш Микибот?!

Занятие 34 Дом для Микибота!

Январь четвертая неделя

 Занятие 35 Зачем тебе карта?!
Занятие 36 Что сказала карта?

Февраль первая неделя

 Занятие 37 Дом хоббита.
Занятие 38 Мама, я - картограф!

Февраль вторая неделя

Занятие 39 Письмо для инопланетян!
Занятие 40 Тайна острова сокровищ!

Февраль третья неделя

 Занятие 41Моя чудесная планета!
Занятие 42 Почему Космос — это круто?

Февраль четвертая неделя

Занятие 43 Семья звезды по имени Солнце!
Занятие 44 Что нам делать с Меркурием?

Март первая неделя

Занятие 45 Юпитер - президент среди планет!

Занятие 46 Сестра Земли - Венера.

Март вторая неделя

Занятие 47 Кто найдет кольца Сатурна?
Занятие 48 Высаживаемся на Марсе!

Март третья неделя

Занятие 49 Сквозь алмазы к дальним звездам!
Занятие 50 Космическое тур. агентство!

Март четвертая неделя

Занятие 51 Экзамены для супер астронавтов!

Занятие 52 Открой свою планету!

Апрель первая неделя

Занятие 53Удивительная посылка.
Занятие 54 Пойми меня.

Апрель первая неделя

Занятие 55  Предупредите Микибота!
Занятие 56 Раскодируй природу.

Апрель вторая неделя

Занятие 57 Музыкальные шифровки
Занятие 58 Не верь своим глазам.

Апрель третья неделя

Занятие 59 Загадка Цезаря.
Занятие 60 Чудеса колеса.

Апрель четвертая неделя

Занятие 61Тайная комната.
Занятие 62 Выдели главное!

Май первая неделя

Занятие 63 Тайна книги.
Занятие 64 Микибот зажигает.

Май вторая неделя

Занятие 65 Кто брал чайник?!
Занятие 60 Секрет.

Май третья неделя

Занятие 61Здравствуй, Вселенная!
Занятие 62Перехват.

Май четвертая неделя

Занятие 63 Собери животных на Марс.
Занятие 64 Мой марсианский робот

Современные образовательные технологии, используемые при реализации парциальной программы

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности.

В процессе игры у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.

В игре процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

Поэтому при реализации программы «Путешествие с Миккиботом» используем игровую технологию интеллектуально - творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Цель: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Игра – как основной вид деятельности, способствующий развитию
самостоятельного мышления и творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Также для реализации данной программы используем следующие технологии:
- технология индивидуализации обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология проблемного обучения,
- здоровьесберегающая технология.

Материально-технические условия:

Образовательная деятельность проводятся в групповой комнате, где используются демонстрационная доска, технические средства обучения (ноутбук,проектор,экран),учебно-методические материалы, прогромированного робота и USB – флеш – накопитель (презентации и т.д.)

 Методическое обеспечение:
Беляк Е.А. Б44Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.-472с.,цв. ил.
Информационное обеспечение
- http://фгос-игра.рф
- http://www.prorobot.ru/lego/wedo2.php
-
https://www.youtube.com/watch?v=EG24HezBFII

Развивающая предметно пространственная среда при реализации программы

Обязательным условием успешной работы является создание STEM - РППС, соответствующей целевым установкам и принципам построения развивающей предметно пространственной среды. При этом объединяющими факторами выступают интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. В группе созданы необходимые условия: STEM - развивающая предметно пространственная среда построена с учетом требований ФГОС ДО, где каждый ребенок может заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры в соответствии с возрастом детей. Содержание уголка периодически меняется игровым оборудованием, предлагая использовать более сложные варианты игр. Придерживаемся принципа полифункциональности, где каждая игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления. Так, например, предметы природного материала используем в разных видах детской активности: в играх-экспериментах, в продуктивных видах деятельности и в качестве предметов заместителей к сюжетно-ролевой игре.

В математическом центре имеется дидактическая система Ф. Фребеля, которая является эффективной системой по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей дошкольников через игровую деятельность, как в совместной, так и самостоятельной, продуктивной и познавательно - исследовательской. Использование материалов, позволяет моделировать важные понятия математики, способствуют ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.

Через настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др. реализуется целый комплекс решения задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В центре конструирования игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий. Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребенка: совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое. Конструирование помогает видеть ребенку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

 Центр экспериментирования позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями. Дошкольники любят экспериментировать — эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Их экспериментирование сходно с игрой, а также с манипулированием предметами, которые являются основными способами познания окружающего мира в дошкольном детстве. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах предметов и явлений, об их взаимоотношениях с другими предметами, явлениями и со средой, в которой они находятся. У детей формируются представления об окружающем мире в опытно экспериментальной деятельности; происходит осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; формируется экологическое сознание.

Центр «Робототехника» помогает развивать логику и алгоритмическое мышление; начальное формирование основ программирования; способности к планированию, моделированию; обрабатывать информацию.

Кадровые условия

Программу реализует воспитатели первой квалификационной категории Свеженцева Яна Евгеньевна, Санникова Людмила Алексеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополненный конспект (программирование) "Микибот на рыбалке"

Конспект занятия по программированию . ДетскаЯ универсальная STEAM лаборатория Беляк Е.А...

Конспект НОД по STEAM образованию "Микибот гуляет по городу"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«МИКИБОТ ГУЛЯЕТ ПО ГОРОДУ»Горбунова Оксана АлександровнаМуниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «С...

СТИМ лаборатория. "Микибот - хочет кушать"

quot;МИКИБОТ хочет кушать"        А мы продолжаем создавать условия для принятия решений детьми. В этом месяце ребята из старшей группы познакомились с понятия...

Конспект занятия "Путешествие по городу Ленинск-Кузнецкому с Микиботом"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по позновательному развитию в средней группе."Путешествие по городу Ленинск-Кузнецкому с Микиботом"...

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы с использованием STEAM-технологий «По следам Фиксиков». Используется робот «Микибот».

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы с использованием STEAM-технологий «По следам Фиксиков». Используется робот «Микибот». В процессе занятия дети з...