Мастер класс " Русские народные игры в детском саду" ( для воспитателей ДОУ)
учебно-методический материал

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс « Русские народные игры в детском саду»

 Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные игры.

 Задачи: внедрение народных игр  в работу с детьми дошкольниками. Организация и проведение народных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Оборудование: бубен, колокольчик, шапочка пирога, маски солнца и луны, платочки, канат, платки большие (3 штуки), стульчики детские.

Аудиозаписи русских народных песен.

 1.Вступительная часть.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.   Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

      В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались  игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад.  Дети  разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время  народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.

   Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.

          Педагоги  нашего детского сада широко используют народные игры в совместной образовательной деятельностив повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но  и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физической культуре продумывает комплекс разучиваемых движений         

              Играя с детьми в русские народные игры мы добились следующих результатов: у детей   возрос  интерес к русскому народному творчеству; углубились и уточнились представления детей о Родине – России, возросло чувство гордости за ее достижения. Полученные знания дети начали отражать в различных видах художественно - творческой деятельности.  Дети стали интересоваться фольклором, народными традициями, обычаями и обрядами. Сформировалось  умение самостоятельно играть, используя считалки, скороговорки.

   Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.  По необходимости, в игре используем  различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

     Сейчас мы  познакомим  вас с русскими народными играми, которые  можно применять в своей работе.  Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Мы  попробуем  доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

2. Практическая часть.

Ведущий

Как при сказочном царе, да при Грохе

 Шли веселою гурьбой скоморохи!

 Веселиться и плясать,

  Весь народ потешать! (Под музыку входят скоморохи)

Я скоморох Прошка!

 А я Иван скоморошка !

Собирайся народ,

Вас много интересного ждет!

Иван

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

Прошка.

Приходите, разомните кости!

Сегодня мы вас приглашаем в гости!

Иван

Дружно хлопаем в ладошки,

Эй, вы, гости, не зевать.

Что вам Прошенька покажет,

то и будем повторять!

Игра « У Маланьи, у старушки»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Иван

А теперь, честной народ,

Бубен вас играть зовет!

Игра « Бубен»

У водящего в руках бубен. Дети ходят вокруг него  и дразнят:

Бубен, бубен, долгий нос!

Почем в городе овес,

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса бубен не купил,

Только лошадь утопил.

Бубен бегать научил.

-Бубен, бубен,

беги за нами, хватай руками!

Дети убегают, а бубен должен их догнать и осалить. Пойманный становиться новым бубном.

Прошка

А сейчас, детвора,
Продолжается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!

Игра « Жаворонок»

На голову ведущему можно надеть ободок с изображением жаворонка. Дети стоят в кругу. В середине круга стоит ребёнок-"жаворонок" с колокольчиком в руке. Дети идут хороводным шагом по кругу и поют: (ребёнок в центре круга в это время звенит колокольчиком):

"В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине –

Спрятал песенку в траве".

Дети останавливаются. “Жаворонок” , звеня колокольчиком, бежит по кругу, кладёт колокольчик между двумя детьми на пол (либо протягивает руку с колокольчиком между двумя рядом стоящими детьми). Дети, между которыми положили колокольчик, поворачиваются друг к другу спиной. Все участники игры хором поют: "Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!"

Далее звучит позыв к действию: "Раз,два,три, беги!"(кричат все вместе)

Два ребёнка, претендующие на роль “жаворонка” бегут по кругу в противоположные стороны. Тот из них, кто первым прибежит и возьмёт колокольчик, тот победил.

 Иван

Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!

Игра « Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог», показывая руками : 

Вот он, какой высоконький, 

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький. 

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Прошка

Мы весёлые ребята.
Соберёмся в три кружка.
Поиграем и попляшем,
Игра наша хороша!
Игра « Шатер»

Дети встают в круги вокруг трёх стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные. Водят хоровод вокруг каждого платка. Затем собираются в общий хоровод и пляшут. В это время платки меняют местами. По сигналу нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, растянув за углы.

Иван

К нам пришли не хмурьте  лица.

Веселым будьте до конца

Вы не зритель, вы не гость,

Вы программы нашей гвоздь,

Не стесняйтесь, не ломайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

Игра «Капуста»

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли, 

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и куница,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Прошка

Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра – 
«Золотые ворота»!

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

   Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к  «солнцу», а кто к – «луне».

   Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет, та команда и выиграла.

3. Заключительная часть.

Скоморохи:

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.

Ведущий

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Народные игры показали.

Новых  много мы………….. (узнали).

Разные народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду.

Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду....

Буклет "Русские народные игры в детском саду".

Буклет "Русские народные игры в детском саду"....

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Русские народные игры в детском саду"

Рекомендации педагогам ДОУ по использованию русских народных игр в работе с дошкольниками...

МАСТЕР-КЛАСС «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ»

МАСТЕР-КЛАСС «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ»...