Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Русские народные игры в детском саду"
методическая разработка
Рекомендации педагогам ДОУ по использованию русских народных игр в работе с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_russkie_narodnye_igry_v_detskom_sadu.docx | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Русские народные игры в детском саду»
инструктор по физической культуре: АкимоваЮ.М.
Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные игры.
Задачи: внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками. Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.
Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, штурмовали снежные крепости, катались на лошадях по деревням с песнями и плясками.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.
Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
• возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.
• место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
• количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
Ход игры, действия и поведение участников определяются правилами. Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Главная роль в народной игре отводится водящему. Речевой материал «зачины» берется из устного народного творчества фольклора. Сигналом к началу действия в игре является слово.
Вот несколько примеров русских народных игр.
ТИШИНА
Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают:
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши.
Засыпайте, малыши!
После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры.
ДЕДУШКА ВОДЯНОЙ
Это игра на внимание и память.
В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:
если Водяной мальчик:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
если Водяной девочка:
Бабушка Водяная, что сидишь ты и моргаешь? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он на ощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно ребенка, то последний его сменяет.
Русская народная игра «Ключи»
Цель: развивать внимание, быстроту движения.
Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле или в обручи. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?», тот отвечает: «Пойди к Саше (Маше, постучи)». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять пустой кружок. Если он долго не сможет его занять, то может крикнуть: «Нашел ключи!». Все играющие должны при этом поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Практическая часть.
Блиц-опрос по теме «Народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Сейчас каждый из вас должен вытянуть считалочку и прочитать ее выразительно.
Игра «Бабушка Маланья»
В эту игру можно играть как всей группой, так и небольшими подгруппами. С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, если это девочка, то на нее надевают фартук и платок (бабушка Маланья), если ведущий – мальчик, то на него одевают фуражку (дедушка Федот). Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года).
Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.
Материалы: фартук, платок, фуражка.
Ход игры: Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке (если ведущий -девочка)
Как у дедушки Федота
Не ходили за ворота (если ведущий - мальчик)
Семь сыновей (дети встают лицом в круг)
И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)
Они не пили, не ели,
Целый день сидели, (дети присаживаются)
Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение,
становится ведущим. Движение должно быть забавным.
Игра «Кукушка»
Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет.
Ты кукушка не зевай
Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто
будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен
угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Заключение.
-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что сохранилось лишь в детских играх.
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей На тему: «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителейНа тему: «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей старшего дошкольного возраста»...
Выступление педагога на "Ступенях мастерства". Мастер-класс для воспитателей "Технология "Storysack" или "Мешок историй" в детском саду"
Мастер-класс для воспитателей «Технология «Storysack» или «Мешок историй» в детском саду»Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого р...
Мастер-класс Дизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга
Мастер-классДизайн – деятельность педагога с детьми в оформлении интерьера детского сада техникой кинусайга...
Консультация для педагогов "Народные игры в детском саду"
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов "Русские народные игры в детском саду"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов на тему «Театрализованные игры в детском саду»
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Мастер класс " Русские народные игры в детском саду" ( для воспитателей ДОУ)
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью...