ПРОЕКТ "Моя семья ,генеалогическое древо".
проект (подготовительная группа)
Проект,который помог сблизить родителей,детей, их родственников и воспитателей в работе над генеалогическими древами семей воспитаннников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Генеалогическое древо | 174.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников «Колосок» с. Ивановка Оренбургского район Оренбургской области
Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
«СЕМЬЯ: Генеалогическое древо.»
Подготовила воспитатель1 кв. категории: Ю.В. Леденева
с. Ивановка 2024г
Воспитательно-образовательный проект
«Семья. Генеалогическое древо»
Семья -источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе
О.В. Токмакова
Тип проекта: педагогический, познавательно-исследовательский, социально-личностный, творческий.
Актуальность: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.»
(Л.Н. Толстой)
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров, выяснилось, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих родителях, а некоторые не знают имён своих бабушек и дедушек, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Генеалогическое древо семьи», т.к. проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Постановка проблемы.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.
Классификация проекта.
Классификация | Проект |
Доминирующая деятельность в проекте. | Исследовательская, поисковая, творческая. |
Предметно – содержательная область. | Межпредметный проект. |
Характер координации проекта. | Непосредственный, гибкий. |
Характер контактов. | Среди участников одной группы детского сада, родителей. |
Количество участников проекта. | Индивидуальное. |
Продолжительность. | 4 недели |
Вид презентации. | Устный доклад, стихотворения. |
Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о своей семье, родне. Отсутствие интереса родителей к нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель проекта: Укрепление связи поколений в семье, сплочения членов семьи. Формирование интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Систематизация знаний семьи о своей родословной.
Задачи проекта:
1) Развивать интерес к своим родным и близким;
2) Формировать познавательный интерес к изучению истории и традиций своей семьи;
3) Воспитывать любовь к родному дому;
4) Формировать у детей представления об отношениях родства;
5) Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии;
6) Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье.
Проблемные вопросы:
Как появилась моя семья?
Кто я?
Кто были мои предки?
Целевые группы | Их интересы |
Дети 6-7 лет | Наличие интереса к жизни своей семьи, потребности общаться со сверстниками, мотивация к игровой деятельности |
Родители | Просветительная работа с родителями по пропаганде нравственно - патриотического воспитания среди родителей. Развитие коммуникативных функций речи детей. Обретение нового опыта участия в общественной жизни. |
Педагоги | Реализация творческого потенциала. Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения |
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях, близких и дальних родственниках
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов проекта | Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) | октябрь | - опрос детей: «Что я знаю о семье?»; - анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание»; - определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; - обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
II этап (основной) | октябрь-ноябрь | Содержание деятельности педагога: С детьми:- Беседы: «Моя семья», «Рядом или вместе?», «Моя родня», «Что такое род, родня?» - Занятия из цикла «Я и моя семья» 1. «Семья и родной дом» 2. «Мой папа – самый мужественный» 3. «Что такое родословная» 4. «Моя мама» - Дидактические игры «Какая моя мама», «Назови ласково», «Клубочек волшебных слов», «Четвёртый лишний»; - Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери», «Семья», «Ждём гостей»; - Оформление альбома «Моя семья»; - Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; - Изготовление подарков для пап; - Разучивание песен, стихов, пословиц на семейную тематику; - Развлечение «День матери»; - Изготовление поделок к празднику для мам. С родителями: - консультация «Нравственное воспитание детей», «Способы оформления родословной» - беседа «Семейные традиции». Содержание деятельности родителей: - Рисунки совместно с детьми: «Моя семья»; - изготовление генеалогического древа; - участие в утренниках; - участие в оформлении выставок в группе; - подготовка к презентации своего древа. |
III этап (заключительный) | Ноябрь | - Презентация детьми «Древа семьи» на занятии |
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками; родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в проекте «Моя родословная».
1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?
3. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?
4. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите ребенку некоторые из них.
5. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?
6. О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?
9. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?
10. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников?
11. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
12. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
13. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
14. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?
15. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги?
16. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?
Приложение 2.
Источники информации, для оформления родословной
1. Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.
2. Источники документальной информации.
Приложение 3.
Консультация для родителей.
Генеалогическое дерево своими руками
Если очень хочется сделать что-нибудь полезное и долгоиграющее, то составление генеалогического дерева — это самое оно. Вы сами не заметите, как вас это затянет.
Начинать делать свое древо семьи нужно как можно раньше, но все же никогда не поздно.
Это очень важно для каждой семьи, если дети маленькие, то это будет ваш подарок для них, если уже подросли, то нужно обязательно их к этому приобщить.
Очень красивый вариант — сделать шикарное большое дерево прямо на своей стене. Если вас что-то смущает, то вы можете сделать это на даче, где часто любит собираться вся родня. Пройдут годы, а ваши внуки будут, несомненно, продолжать славную традицию начатую вами.
Традиции — это крепкий каркас, на котором держатся счастливые семьи и который помогает развивать у детей чувство сопричастности к своему роду.
Онлайн-сервисы для создания генеалогического древа
Из многих просмотренных сайтов, этот мне понравился больше всего. Составить онлайн генеалогическое дерево здесь очень легко и это превращается в интересную игру, а результат получается очень красивый.
- Понравилась быстрая регистрация
- Очень понятный функционал, легко разобраться, как заполнять
- Бесплатно вы можете составить дерево из 250 персон (более, чем достаточно)
- Загружаем фотографии родственников в альбом и там выставляем кто есть кто, после этого фото прикрепляются к персонам на древе
- Вы получаете результат в формате pdf. Чтобы распечатать ГД, нажмите справа вверху: опции-дополнительные-Распечатать график.
- Можно распечатать на домашнем принтере, а можно на большом плакате
Программы для построения дерева
На этом сайте можно бесплатно загрузить качественную программу по составлению вашего генеалогического дерева. Ограничение — 40 персон, если нужно больше, требуется оплата.
Как оформить генеалогическое древо самому
- Ватман — Самый простой и незатратный вариант. Вы просто Приклеиваете фотографии, рисуете маркером связи, подписываете имена и годы жизни. Если вы творческий человек, то вполне вероятно, у вас получится нечто красивое, что будет не стыдно показывать родственникам. Если рисовали вы в последний раз в младших классах школы и вы подозреваете, что результат труда не будет иметь эстетической ценности — расстраиваться не стоит. Гораздо важнее, что это будет нести в себе историческую ценность для вашей семьи, для ваших детей и более далеких потомков.
- Шаблон древа — в сети много готовых шаблонов, которые можно распечатать и наклеить фотографии или же, более аккуратно будет смотреться, если вы фотографии подобавляете в фотошопе и распечатаете готовый результат. Пример сайта с неплохими шаблонами. Или вот скачайте такой вариант — он уже в формате png и с ним очень легко работать в фотошопе. (Кликаете на картинку, она открывается в полном размере и правой кнопкой мыши — «Сохранить как»)
- Купить холст или другой интересный материал и занести распечатать в типографию. Потом еще купить шикарную багетную раму или кожаную тубу.
- А можно наклеить готовую виниловую наклейку «Дерево».
Варианты изображения семейного дерева
- Бабочка
- Ветви (Предки)
- Корни (Потомки)
- Песочные часы
- Веер
1) Схема — Бабочка
Удобный способ для размещения на стене. Супруги — ключевые фигуры, их родители по бокам, а дети внизу.
2) Схема Ветви (Предки)
Ключевая фигура — ваш ребенок, вверх от него расходятся ветви дерева — все его предки, которых вы смогли найти. Одна из самых распространенных схем для украшения помещения.
3) Корни (Потомки)
Хороший подарок вашему родственнику. В качестве ключевой фигуры выбирайте общего предка. Здесь хорошо видны все двоюродные и троюродные братья и сестры.
4) Песочные часы
Это шикарный подарок бабушке или дедушке. Ставьте их в качестве ключевой фигуры (на схеме отмечено желтым). Сверху отображаете их предков, а снизу всех их потомков: детей, внуков и правнуков.
5) Веер
Очень удобная сжатая форма, которая не занимает много времени, хорошо видны главные родительские связи.
Какие данные о персоне указывать
- фамилию имя (отчество писать не нужно, поскольку всегда можно посмотреть, кто отец этого человека. Хотя для самых крайних персон — пра-пра-прадедов иногда проще написать Имя Отчество и закрыть вопрос, чем делать еще один отросток вверх)
- годы жизни
- фотографию (отсканировать или просто перефотографировать старые фотографии с альбомов)
- город где родился (это полезно также для того, что если кто-то решит копнуть историю глубже, будет знать, где искать метрики о рождении)
- кем был по профессии
Где брать информацию
Звоните бабушкам, а лучше съездить к ним! Открываете старый альбом, берете лист бумаги побольше и составляете черновой вариант родовых связей. Вашим дорогим старикам будет очень приятен ваш визит, полистайте вместе фотоальбомы, поспрашивайте о своих предках и конечно, всё запишите, не полагайтесь на свою память.
- Итак, самое бесценное — это устные воспоминания всех старших родственников. Опрашиваем и всё фиксируем в блокнот.
- Сверяемся с сохранившимися документами (семейный архив), это могут быть метрики о рождении, свидетельства о заключении брака, о наступившей смерти. Просматриваем старые фотографии, ищем подписи на них.
- Едем в местные и областные архивы, пытаемся разыскать данные там. Сначала составляем «ствол дерева», мужская линия от деда к прапрапрадеду. Потом наращиваются боковые ветки — их семьи, жены и дети. Все что сможем найти.
Если не хотите это делать сами, то за деньги вам готовы найти кого угодно, сейчас очень много агенств этим занимаются, цены — от 100$
Попробуйте, составление своего родового дерева очень затягивает, это словно сложить очень важную мозаику и вам захочется, как сыщик или как коллекционер, в поисках неизвестной ему ранее марки, находить все больше и больше фактов о своих предках и добавлять новую информацию о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш проект "Моя семья", "Генеалогическое древо". Работа с родителями.
Наш проект "Моя семья ", "Генеалогическое древо ". Работа с родителями.Проект «Моя семья».«Генеалогическое древо».Задачи проекта:-формирование у детей представлений о семье как о людях, которые живут ...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе !моя семья. Генеалогическое древо."
Цель: Формировать у детей правильное. традиционное представление о семье.Задачи: продолжать изучать понятие "семья", развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. забот...
Конспект НОД "Семья. Генеалогическое древо"
Формирование у детей представления о генеалогическом древе. Расширение и закрепление представлений детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях....
«Семья. Генеалогическое древо».
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, ч...
"Я и моя семья. Генеалогическое древо".
Важно познакомить детей с понятиями "родословная" и "генеалогическое древо", "поколение" подвести к осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни...
Презентация "Семья.Генеалогическое древо"
Презентация "Семья. Геонеалогическое древо"...