Педагогические размышления на тему СКАЗКОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
материал

Казанцева Анастасия Александровна

Педагогические размышления на тему

СКАЗКОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый в ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Сказкотерапия– занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще нашипра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль: занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют правильно планировать работу и выделить проблемные группы, определив направления психокоррекции.

Сказкотерапиейв детском саду достаточно занимиться один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом: дети образуют круг и передают друг другу колокольчик, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.

Во-первых, занятия сказкотерапией могут проходить как спектакль — разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль. Можно заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Педагогу отводится главная роль – он озвучивает текст сказки и приглашает участников выполнять определенные действия.

Во-вторых, занятия в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Занятие можно начать с предыдущего урока, вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на уроке опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают педагога и представляют то, о чем он говорит.

Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют в канву рассказа вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.

Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.

В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.

Проводить ли занятия в детском саду сказкотерапией или нет – решение все же остается за педагогом ДОУ, однако «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой.

Воспитатель: Казанцева А.А

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказкиформирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии:

1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;

4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

5-снижение уровня тревожности и агрессивности;

6-развитие умения преодолевать страхи.

Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:

1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок»«Волк и семеро козлят»«Курочка Ряба»«Гуси-лебеди»«Репка»«Маша и медведь».

2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).

Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.

4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение

5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Требования к работе со сказкой:

1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)

2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.

3. Дозированность. 

Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Формы работы со сказками:

• Чтение и анализ сказки

• Рассказывание сказки

• Сочинение сказки

• Инсценирование сказки

• Иллюстрирование сказки

• Куклотерапия

Этапы работы со сказкой:

1. Ритуал «Вхождение в сказку»

2. Чтение сказки

3. Обсуждение сказки

4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»

1.«вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.

2. Чтение сказки. 2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3. Обсуждение сказки. На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что ожидает человека, который не изменится. Затем дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают стать храбрее

4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.

ВыводСказкотерапия в ДОУ:

• Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей

• В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

• Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему: «Экология в детском саду»

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех...

Педагогический совет на тему "Создание в детском саду условий для сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с семьями воспитанников....

Доклад на педагогический совет по теме: «Закаливание в детском саду»

Доклад на педагогический советпо теме: «Закаливание в детском саду»...

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: "Конструирование в детском саду"

Презентация составлена для выступления на педагогическом совете. Тема выступления: "Конструирование в детском саду. Из опыта работы в старшей группе". Раскрыты значение конструирования в раз...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Статья на тему: "Сказкотерапия в детском саду"

             Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов это реакция в целом положительна, а остальные взрослы...

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и ...