Статья на тему: "Сказкотерапия в детском саду"
статья
Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов это реакция в целом положительна, а остальные взрослые сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему и, только узнав поближе, открывают безграничные возможности метода. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Житейский опыт издавна передавался через образные истории. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказывать интересный сюжет, но и сделать вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлению о жизни. Именно они являются основой сказкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_detskom_sadu.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ананьева Алла Михайловна
«Сказкотерапия в детском саду»
Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов это реакция в целом положительна, а остальные взрослые сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему и, только узнав поближе, открывают безграничные возможности метода. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Житейский опыт издавна передавался через образные истории. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказывать интересный сюжет, но и сделать вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлению о жизни. Именно они являются основой сказкотерапии.
Сказкотерапия детских страхов. Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи. Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает себя чувствовать более защищено и уверено.
Схема терапевтической сказки:
- подбор героя (похожего на ребенка);
- описание жизни героя;
- помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
- герой ищет и находит выбор.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой:
- сделать постановку в виде настольного театра
- слепить, нарисовать, выразить сказку в виде аппликации
- изготовить своими руками куклу по мотивам сказки
Но простое чтение сказки еще не терапия, нужно обыграть сказку, сделать выводы, содержание сказки должно быть понятно ребенку.
В сказкотерапии можно использовать и сказочную куклотерапию. На данном этапе развития сказкотерапии мы используем три варианта кукол:
- куклы-марионетки
- пальчиковые куклы
- теневые куклы
Куклотерапию можно использовать в работе с «особыми детьми». Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь, а, следовательно, и выполнять задания. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла. В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукол:
- Петрушечные куклы –куклы, которые надеваются на руку.
- Вязаные пальчиковые куклы –небольшие куклы, связанные из плотной нити, надевающиеся на палец или пальцы. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребенка дифференцировать свои ощущения.
- Мягкие подвижные «куклы-рукавички». Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Благодаря игре с такой куклой у детей развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.
Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются следующие результаты:
- развивается речь детей
- развивается эмоциональная и моторная адекватность
- развиваются коммуникативные навыки
- развивается пространственная ориентация
- укрепляется союз с родителями.
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.
Список использованной литературы:
- Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Практикум по креативной терапии» СПБ.: Издательство «Речь»,2001
- Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, «Тренинг по сказкотерапии» СПБ.: Издательство «Речь»,2000
- Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, Л.А. Нисневич «Как помочь особому ребенку» СПБ.: Издательство «Речь»,1998
- Т.М. Грабенко «Зачем читать детям сказки?» СПБ.: Издательство «Речь»,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка"
Сказка – это многогранный материал, который интересно и полезно применять в работе с детьми. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутст...
Статья на тему : «Сказкотерапия»
Чудо, которое будет воспитывать и сопровождать его в дальнейшем пути, помогать развиваться, расти, иметь свое мнение и понимать мнение других — законы окружающего мира. Если вы не можете сами придумат...
Статья на тему: "Сказкотерапия,как один из методов работы с дошкольниками"
Сказка, неизменный спутник детства....
Статья на тему: "Сказкотерапия как эффективный метод корректирования поведения и сознания ребенка"
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются те...
Статья на тему " Сказкотерапия"
В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод развития всех компонентов речи и связанной речи дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных...
Статья на тему: «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, форми...
Статья на тему «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».
Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему ска...