Статья на тему: "Сказкотерапия в детском саду"
статья

Ананьева Алла Михайловна

               Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов это реакция в целом положительна, а остальные взрослые сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему и, только узнав поближе, открывают безграничные возможности метода. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Житейский опыт издавна передавался через образные истории. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказывать интересный сюжет, но и сделать вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлению о жизни. Именно они являются основой сказкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_detskom_sadu.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ананьева Алла Михайловна

«Сказкотерапия в детском саду»

               Термин «сказкотерапия» вызывает неоднозначную реакцию. У психологов и педагогов это реакция в целом положительна, а остальные взрослые сначала воспринимают ее как некую несерьезную систему и, только узнав поближе, открывают безграничные возможности метода. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Житейский опыт издавна передавался через образные истории. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказывать интересный сюжет, но и сделать вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлению о жизни. Именно они являются основой сказкотерапии.

            Сказкотерапия детских страхов. Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи. Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает себя чувствовать более защищено и уверено.

Схема терапевтической сказки:

  • подбор героя (похожего на ребенка);
  • описание жизни героя;
  • помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
  •  герой ищет и находит выбор.

 Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой:

  • сделать постановку в виде настольного театра
  • слепить, нарисовать, выразить сказку в виде аппликации
  • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки

Но простое чтение сказки еще не терапия, нужно обыграть сказку, сделать выводы, содержание сказки должно быть понятно ребенку.

              В сказкотерапии можно использовать и сказочную куклотерапию. На данном этапе развития сказкотерапии мы используем три варианта кукол:

  • куклы-марионетки
  • пальчиковые куклы
  • теневые куклы

             Куклотерапию можно использовать в работе с «особыми детьми». Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь, а, следовательно, и выполнять задания. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла. В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукол:

  • Петрушечные куклы –куклы, которые надеваются на руку.
  • Вязаные пальчиковые куклы –небольшие куклы, связанные из плотной нити, надевающиеся на палец или пальцы. Благодаря своей фактуре они позволяют учить ребенка дифференцировать свои ощущения.
  • Мягкие подвижные «куклы-рукавички». Кукла представляет собой мягкую «бабушкину» куклу. Благодаря игре с такой куклой у детей развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления.

            Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также достигаются следующие результаты:

  • развивается речь детей
  • развивается эмоциональная и моторная адекватность
  • развиваются коммуникативные навыки
  • развивается пространственная ориентация
  • укрепляется союз с родителями.

             Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы.

Список использованной литературы:

  1. Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, Т.М. Грабенко  «Практикум по креативной терапии» СПБ.: Издательство «Речь»,2001
  2. Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева,   «Тренинг по сказкотерапии» СПБ.: Издательство «Речь»,2000
  3. Т.Д. Зинкевич –Евстигнеева, Л.А. Нисневич   «Как помочь особому ребенку» СПБ.: Издательство «Речь»,1998
  4. Т.М. Грабенко   «Зачем читать детям сказки?» СПБ.: Издательство «Речь»,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Сказкотерапия и ее влияние на развитие личности ребенка"

Сказка – это многогранный материал, который интересно и полезно применять в  работе с детьми. Особенности работы со сказкой для психокоррекции и развития личности ребенка в том, что в них отсутст...

Статья на тему : «Сказкотерапия»

Чудо, которое будет воспитывать и сопровождать его в дальнейшем пути, помогать развиваться, расти, иметь свое мнение и понимать мнение других — законы окружающего мира. Если вы не можете сами придумат...

Статья на тему: "Сказкотерапия как эффективный метод корректирования поведения и сознания ребенка"

Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются те...

Статья на тему " Сказкотерапия"

В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод развития всех компонентов речи и связанной речи дошкольников. Показывается целесообразность данного метода при применении различных...

Статья на тему: «Сказкотерапия как средство эмоционального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, форми...

Статья на тему «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказкотерапия - самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему ска...