Консультация для педагогов «Парадоксы современного детства: читать умеют-говорить не могут. Как быть и что делать?»
консультация

Сахарова Наталья Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение                «Средняя общеобразовательная школа №9»  Дошкольное отделение

Материалы к Педсовету №2

Консультация    для    воспитателей

     

 «Парадоксы современного детства:

читать умеют-говорить не могут.

Как быть и что делать?»

Подготовила  и провела:

Учитель-логопед — Сахарова Н.И.

г.о. Мытищи  

ноябрь 2023г.

    Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой  областью включённых в программу, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития. Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФАОП предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в общеобразовательных, специальных и инклюзивных группах.

     Эта работа строится в соответствии с принципами развития речи.

      Основные направления:

  • Развитие словаря;
  • Воспитание звуковой культуры речи;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
  • Воспитание любви и интереса к художественному слову.

     Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделены в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели.

 К основным методам развития речи относятся:

     - Наглядные;

    - Словесные;

    - Практические.

   Наглядные методы включают в себя два больших компонента: непосредственное наблюдение и его разновидности, и опосредованное наблюдение. К первому относятся наблюдения в природе, наблюдения за животными и людьми, экскурсии и т.п. Ко второму – изобразительная наглядность: рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений и рассказывание по результатам наблюдения за ними. Словесные методы – это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические методы – это дидактические игры, дидактические упражнения, игры- драматизации, пластические этюды, эмпатийные ситуации, сюжетно-ролевые игры, детское словотворчество и т.п. Средства развития речи:

   - Общение детей и взрослых;

   - Культурно – языковая среда;

 -Обучение родной речи в процессе организованно–образовательной деятельности;

   - Художественная литература;

   - Изобразительное искусство;

 - Музыка, театр.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина).

   Общение – сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как:

- Процесс взаимодействия людей;

- Информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом);

- Средство и условие передачи и усвоения социального опыта;

 - Отношение людей друг к другу;

- Процесс взаимовлияния людей друг на друга;

- Сопереживание и взаимопонимание.

   Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, с помощью языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, и, соответственно, зависит от уровня культурно-языковой среды. Она является средством развития речи в широком смысле: подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

   Являясь средством развития речи, обучение в процессе организованно – образовательной деятельности предъявляет к педагогу личные требования: его речь, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной–то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной. Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам – вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком. И, естественно, совершенно недопустимо употребление ненормативной лексики.

  И художественная литература, а также такие виды искусства, как музыка и театр являются мощнейшим средством по развитию речи дошкольников. Художественная литература является важнейшим источником развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей: эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

    Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

   Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

В настоящее время к их числу можно отнести:

 здоровье сберегающие технологии;

 технологии проектной деятельности

 технология исследовательской деятельности

 информационно-коммуникационные технологии;(ИКТ начинают занимать значительную нишу в воспитательно-образовательном пространстве ДО, компьютерные программы, интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)

 личностно-ориентированные технологии;

 технология портфолио дошкольника и воспитателя

 игровая технология

 технология «ТРИЗ» и др.

   Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Памятка.

Примерный кодекс общения с родителями:

● Всегда стремиться быть в хорошем настроении;

● Всегда улыбаться родителям и детям;

● Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;

● Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребёнке, т.к. это лучший способ расположить родителей к себе;

● Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;

● Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

● В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

В своей профессиональной деятельности полезно использовать кроме традиционных форм и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Все они так или иначе призваны обогатить родителей педагогическими знаниями. Важным условием для результативной коррекционной работы это живое общение, беседы с родителями, с целью получения от них какой-либо конкретной информации об особенностях поведения и развития воспитанников вне стен детского учреждения. Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки. Папки – передвижки призваны более подробно, ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания.  

Памятка.

Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями.

 ● Учтиво поздороваться с родителями.

 ● Начать разговор о ребёнке обязательно с хорошего.

● Терпеливо выслушивать родителей.

● Корректно, спокойно, без пафоса и лишних эмоций, скажите о недостатках ребёнка, что смущает сегодня в его характере и поведении.

● С учётом индивидуальных особенностей ребёнка и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои соображения и педагогические рекомендации по развитию дошкольника, преодолению негативных сторон его личности.

● Беседа завершается этическим моментом: не забудьте вежливо попрощаться.    

    Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Также, как форма сотрудничества с родителями регулярные родительские собрания. Не менее эффективным способом для коммуникации можно считать организацию выставок детских работ. Дети с удовольствием показывают свои работы родителям, делятся своими чувствами, переживаниями. Родители с удовольствием участвуют в конкурсах, и в процессе у всех участников возникает взаимообогащение  речи. Участие родителей в подготовке утренников, досугов также способствует развитию детей. Они лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Нужно хвалить своих родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе, при любом удобном случае.

Памятка.

Советы, которые помогают активизировать участие родителей в работе воспитателя.

• Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

• Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.

• Позволяйте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни детского сада и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

• Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

• Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

• Поддерживайте тесные контакты.

 • Высказывайте свою признательность им.

• Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

• Поощряйте посещаемость родительских собраний.

• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

• Обучайте навыкам сотрудничества.

 Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...

Консультация для педагогов ДОУ «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском сад...

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ«Современные  подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...

консультация для педагогов "Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ"

консультация познакомит педагогов с новой образовательной технологией "Коллекционирование" ....

Консультация для педагогов ДОУ. «Современные формы взаимодействия с семьей»

О сотрудничестве дошкольного учреждения с семей воспитанников, рассматриваются  разные методы и формы работы,...

Консультация для педагогов « Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения в быту"

Профилактика детского травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению в быту необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних...

Консультация для педагогов ДОУ " Современные методы и формы работы по коррекционно-речевому развитию"

Данный материал содержит описание основных методов и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по коррекционно-речевому развитию....