Консультация для педагогов "Формирование основ безопасного поведения на улицах города и в быту у детей с нарушением слуха".
консультация по обж

Ткаченко Наталия Николаевна

Основы безопасности жизнедеятельности направлены на развитие знаний и умений безопасного поведения детей в повседневной жизни и различных опасных, чрезвычайных  ситуациях.Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя  в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 169»

Консультация для педагогов

«Формирование основ безопасного поведения на улицах города и в быту у детей с нарушением слуха»

Picture background

воспитатель:

Ткаченко Н. Н.

Консультация для педагогов

«Формирование основ безопасного поведения на улицах города и в быту у детей с нарушением слуха»

Основы безопасности жизнедеятельности направлены на развитие знаний и умений безопасного поведения детей в повседневной жизни и различных опасных, чрезвычайных ситуациях.
Уровень развития окружающей действительности предъявляет большие требования к людям с ограниченными возможностями, поэтому особенно остро перед педагогом стоит проблема обучения основам ОБЖ детей с нарушениями слуха для сохранения их жизни и здоровья.
Первый и важный шаг к безопасности детей дошкольного возраста заключается в том, что они должны понять, что правила устанавливают взрослые. Когда ребенок вырастет, то он сможет сам устанавливать правила своего поведения, но пока он подчиняется взрослым.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Основные задачи работы в данном направлении:

  • обеспечить здоровый и безопасный образ жизни ребенка;
  • расширять знания детей об общепринятых нормах поведения для охраны жизни и здоровья человека;
  • обучить воспитанников умению распознать и оценить опасности окружающей среды;
  • учить детей адекватно и осознанно действовать в той или иной нестандартной обстановке;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение и поступки.


В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольном учреждении, могут использоваться лишь частично, и большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.
Формирование знаний дошкольника о здоровье и безопасности еще не дает гарантий, что он будет, следуя им, вести правильный образ жизни. Для этого необходимо создание у ребенка стойкой мотивации на здоровый образ жизни.

При этом следует учитывать, совокупность основных компонентов:

• информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека («Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»);
• поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях («Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»);
• эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека («Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»).

Для работы в этом направлении наиболее приоритетной является программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н.Авдеевой, Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Эта программа нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных жизненных ситуациях.

В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» подробно представлены шесть основных разделов (блоков).
1Раздел. Ребёнок и другие люди.
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

2 Раздел. Ребёнок и природа.
В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё; в мире взаимосвязано.

3 Раздел. Ребёнок дома.
Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. Необходимо воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности, правильно вести себя в экстремальных ситуациях, знать основы пожарной безопасности.

4 Раздел. Здоровье ребёнка.
Раздел программы расскажет детям об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу. Имеется предположение, что здоровые привычки закладываются именно в детстве, поэтому необходимо уделять особое внимание охране здоровья и физическому воспитанию в этом возрасте.

5 Раздел. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма – благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

6 Раздел. Ребёнок на улице.
Данный раздел программы знакомит детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил дорожного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, с работой сотрудников ГИБДД, какие предпринимать меры, если ребёнок потерялся на улице.

Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Необходимо:
- оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на занятиях и в свободной деятельности;
- организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;
- создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Важным для познания основ безопасности жизнедеятельности детьми являются
занятия. В программный раздел занятий по «Ознакомлению дошкольников с окружающим миром» включены темы по ОБЖ и ЗОЖ. Программный материал распределяется в течение всего учебного года:
первый квартал: «Ребёнок и другие люди», «Полезные овощи и фрукты»;
второй квартал: «Пожарная безопасность», «Безопасная зима», «Основы здорового образа жизни», «Опасные предметы в быту»;
третий квартал: «Правила дорожного движения», «Безопасное поведение в природе».

Дидактические и подвижные игры - это и форма обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.


Организация
экскурсий помогает проводить наблюдения в реальной жизненной ситуации (улицы города, транспорт, природа).
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является
моделирование проблемной ситуации. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту. Дети берут на себя роли как положительные, так и отрицательные, проигрывают их и на основе наглядной ситуации делают соответствующие выводы.
Эффективный способ воздействия на детей дошкольного возраста является
художественный образ, сказка, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности. Вовлечение детей в активные игры, игры - драматизации помогут лучше осознать опасности и научат избегать их.
Привлечение детей к участию в
праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения, в творческих конкурсах рисунков и поделок, массовых мероприятиях.
Формирование основ здорового образа жизни на протяжении всего дня, в процессе режимных моментов. Создание условий для организации двигательной активности, укрепления и закаливания организмов детей с использованием нетрадиционных методик оздоровления.
Применение
компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Наше здоровье», «Убережем детей от беды», «Уроки светофора».
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к основам здорового образа жизни: «Уроки осторожности», «Три котёнка», «Робокар Поли», «Азбука безопасности на дороге».

Большую роль играет создание соответствующей
развивающей предметно–пространственной образовательной среды и программно-методического обеспечения:
- уголки и стенды по безопасности, которые содержат различные наглядные и практические материалы;
- игрушки и игровое оборудование;
- наглядно – дидактические пособия (иллюстрации, дорожные знаки, наборы картотеки, демонстрационный материал);
- картины, рассыпные картины с адаптированным текстом речевого материала;
- дидактические игры;
- атрибуты к драматизациям и проигрыванию проблемных ситуаций;
- познавательная художественная литература;
- подборка слайдов, видеороликов, презентаций и развивающих мультфильмов.

Работу по формированию основ безопасности у детей проводят, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике и за пределами дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на улицах города.

Консультация для родителей.Цель: Дать рекомендации родителям по обучению детей безопасному поведению на улицах города.Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольног...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирования основ безопасного поведения на улице у  детей старшего  дошкольного возраста"...

Консультация Система работы с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города

Одной из важных составляющих организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является умение педагога...

Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста"

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая ба...

Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»

laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...

Долгосрочный проект по формированию основ безопасного поведения на улицах города «Азбука дорожного движения»

Цель проекта - сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте.Его задачи: закрепить у детей знания некоторых дорожных знаков, научить понимат...