Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Прохорова Юлия Владимировна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В образовательном процессе с учетом особенностей детей перед педагогами детского сада встает непростая задача при подборе и адаптации подходов в обучении речи. Для этого не достаточно использование только традиционных методик и вполне обосновано использование творческих, нестандартных методик и техники, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность исследуемой темы обусловлена практической значимостью. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких педагогов, как: М.М.Алексеевой, О.А. Бизиковой, Л.И. Белякова, Т.Г. Давьщовой, М.М. Кольцовой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Омельченко и др.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода обучения. Успешное формирование связного высказывания у детей дошкольников возможно при использовании мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Анализ исследований по проблеме применения метода мнемотехники в формировании связных речевых высказываний у дошкольников показывает, что и теоретическая, и практическая стороны вопроса требуют дальнейших разработок.

В образовательном процессе с учетом особенностей детей перед педагогами детского сада встает непростая задача при подборе и адаптации подходов в обучении речи. Для этого  не достаточно использование только традиционных методик и вполне обосновано использование творческих, нестандартных методик и техники, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов .

Таким образом, можно констатировать, что развитие речи является сложным и длительным процессом, который требует от родителей и педагогов комплексного подхода с разнообразными методиками.

Мнемотехника или мнемоника («mnemonikon») в переводе с греческого – «искусство запоминания», представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное и эффективное запоминание, сохранения, воспроизведение и конечно развитие речи путем дополнительных ассоциаций .

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

В настоящее время использование мнемотехники приобретает все большую популярность в связи с эффективностью ее приемов, которые используются в логопедической работе с детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционным методам.

Основной секрет данной техники заключается в психофизиологической основе, которая очень проста и достаточно известна. Действие данной методики заключается в сличении зрительных образов и речевого понятия, которое контролирует мозг. В дальнейшем при воспроизведении по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Например: для обозначения зимующих птиц используется снежинка, а для обозначения перелетных птиц скворечник.

Одно из направлений, где используется мнемотехника – формирования диалогической и монологической речи. Данная технология включает: рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др. – все это активизирует и обогащает словарь, при отгадывании и загадывании загадок, и при заучивании стихов. Не остается в стороне и формирование грамматически правильной речи .

Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой – мнемотаблицей.

Основная задача мнемотаблицы заключается в помощи запоминания последовательность событий, очередности появления сказочных героев, и их действий. Работа с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, особенность которых заключается в построение сюжета по цепочке. Это такие сказки, как: «Колобок», «Репка», «Теремок» .

В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотехника помогает развивать:

  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • восприятие;
  • развивает кругозор;
  • развивает все стороны речи

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности: при заучивании стихов, потешек, скороговорок; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок .

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка – одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей..

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Таким образом, овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим, без умственных и эмоциональных перегрузок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей". Старшая группа

quot;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету"   К.Д.Ушинский....

Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...

Использование мнемотехники в развитии связной речи детьми старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии связной речи  детьми старшего дошкольного  возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...

Отчёт по самообразованию на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотехники является, на мой взгляд, наиболее действенным средством. Мнемотехника – это палочка-выручалочка в деле обучения, запоми...