Использование мнемотехники в НОД по развитию связной речи у старших дошкольников
статья по развитию речи
Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мнемотехники в НОД по развитию связной речи у старших дошкольников | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого. Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем –моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана –схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого –«искусство запоминания».
Мнемотехника –это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблицы в последнее время широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов.
Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях. Так постепенно мною была выстроена система последовательного 66
обучения детей использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.
Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи –это дидактический материал. Его можно использовать:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми я использую мнемотаблицы по сказкам, составляя их сама и используя таблицы других авторов.
Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные таблицы, легко использовать самые разнообразные задания:
покажите любимый фрагмент и расскажите о нем (эмоции);
опишите, какой был герой (монолог-описание);
докажите словами сказки какой герой положительный, а какой отрицательный (монолог-рассуждение, доказательство);
расскажите сказку с конца (установка последовательности, временных связей, понимание, монолог-повествование);
расскажите от имени разных персонажей (диалогическая речь);
дорисуйте то, что помогло героям (установка логических связей произведения).
Мнемотаблицы по временам года использую при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.
Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.
Составление мнемотаблиц по рассказам. При подготовке к такому занятию произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением произведения по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.67
Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Этапы работы со схемой -моделью:
1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками -символами;
2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;
3. научить самостоятельно, с помощью знаков -символов, заполнять схему -модель как план пересказа;
4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему -модель.
Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов.
Таким образом, с помощью схем –моделей и мнемотаблиц мне удалось достичь следующих результатов:
у детей появилось желание пересказывать сказки –как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширился круг знаний об окружающем мире;
обогатился словарный запас;
дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"
В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
Проект «Мнемотехника – технология в развития связной речи у старших дошкольников»
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...
Отчёт по самообразованию на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...
Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...
«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.
Педагогический часВзаимодействие педагогов в детском садуУч.-логопед д/сNo3Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»Цель.Повышение компетентности и успешности...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...