Использование мнемотехники в НОД по развитию связной речи у старших дошкольников
статья по развитию речи

Оберюхтина Елена Геннадьевна

Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ     РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого. Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем –моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана –схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого –«искусство запоминания».

Мнемотехника –это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.  Мнемотаблицы в последнее время широко представлены в различных методических рекомендациях разных авторов.

Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях. Так постепенно мною была выстроена система последовательного 66


обучения детей использованию разнообразных опорных схем и моделей при работе с различными художественными произведениями и не только.

Мнемотаблицы, мнемодорожки, коллажи –это дидактический материал. Его можно использовать:

для обогащения словарного запаса;

при обучении составлению рассказов;

при пересказах художественной литературы;

при отгадывании и загадывании загадок;

при заучивании стихов.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми я использую мнемотаблицы по сказкам, составляя их сама и используя таблицы других авторов.

Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение). Когда детям предлагаются заранее приготовленные таблицы, легко использовать самые разнообразные задания:

 покажите любимый фрагмент и расскажите о нем (эмоции);

 опишите, какой был герой (монолог-описание);

 докажите словами сказки какой герой положительный, а какой отрицательный (монолог-рассуждение, доказательство);

 расскажите сказку с конца (установка последовательности, временных связей, понимание, монолог-повествование);

 расскажите от имени разных персонажей (диалогическая речь);

 дорисуйте то, что помогло героям (установка логических связей произведения).

Мнемотаблицы по временам года использую при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи.

Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.  

Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление.

Составление мнемотаблиц по рассказам.  При подготовке к такому занятию произведение разбивается на несколько частей. Чистый лист делится на выделенное количество частей, можно просто перегнуть его. Дети заполняют части листа параллельно с чтением произведения по частям, между которыми делаются небольшие паузы. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.67


Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации. Этапы работы со схемой -моделью:

1. научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками -символами;

2. научить зарисовывать предметы и явления природы символами;

3. научить самостоятельно, с помощью знаков -символов, заполнять схему -модель как план пересказа;

4. закрепить изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему -модель.

Участие детей в составлении схем-моделей вызывает у них большой интерес, мотивирует на активность при составлении рассказов, пересказе сказок, запоминании и чтении стихов.

Таким образом, с помощью схем –моделей и мнемотаблиц мне удалось достичь следующих результатов:

 у детей появилось желание пересказывать сказки –как на занятии, так и в повседневной жизни;

 расширился круг знаний об окружающем мире;

 обогатился словарный запас;

 дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Проект «Мнемотехника – технология в развития связной речи у старших дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

Отчёт по самообразованию на тему «Использование мнемотехники для развития связной речи у старших дошкольников»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

«Использование мнемотехники на занятиях в развития связной речи дошкольников» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЧАС.

Педагогический часВзаимодействие педагогов в детском садуУч.-логопед д/сNo3Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»Цель.Повышение компетентности и успешности...