Творческая мастерская как способ образования детей в детском саду. Группы риска
статья (средняя группа)

Актуальность исследования данной темы заключается в следующем, а именно в развитии детских творческих способностей, которые являются одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу-воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikitina_ekaterina_valerevna.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Е. В.

 Творческая мастерская как способ образования детей в детском саду. Группы риска

Статья рекомендована к публикации научным руководителем,

доктор педагогических наук, профессор

Расчетина Светлана Алексеевна

Актуальность исследования данной темы заключается в следующем, а именно в развитии детских творческих способностей, которые являются одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу-воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу – воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым  обновлением знаний, увеличением их объемов, что требует от сегодняшних дошкольников такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха .

Л.Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Работы современных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель) повествуют о том, что творческая деятельность может выполнять терапевтическую функцию, отвлекая подрастающее поколение от грустных, негативных событий, обид, а также снимает нервное напряжение, страхи, стрессы и вызывает радостное, хорошее настроение, и обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей. Согласно теории Л.С.Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапном погружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов .

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном и общественном». Л.С.Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи) .

Объектом исследования являются творческая деятельность как детей так и их родителей, это необходимо для видения полной картины проблемы Вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности детей. Первое, что необходимо для этого сделать, это уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок   для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию данных способностей каждого ребенка, при учете его интересов и наклонностей.

Проблема творчества всегда была интересной и занимала умы многих деятелей науки и искусства. От творчества гениев человечества, создающих бесценные открытия, принято отличать творчество детей, которое представляется как занятие в форме игры, однако тоже созидающее новый вид продукта.

Выготский Л.С., посвятивший значительное количество трудов проблеме творчества, пишет, что творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой- ни будь вещью внешнего мира, или известным построением ума, или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Предметом исследования, является процесс который, изучается через творчество.  У детей открываются новые стороны их способностей, развивается внимание, логика, воображение, моторика рук. Способность к творчеству являясь уникальной особенностью ребенка, заключается не только в использовании действительности, но и в ее видоизменении. Творческая деятельность помогает увидеть ребенку вещь с новой стороны, учит быть оригинальными и свободными от стереотипов мышления. Выготский Л.С. отмечает: «Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей» В творчестве детей, будь то диагностическая работа или развивающая деятельность, более эффективен результат, если оно проводится в форме игры.

Цель исследования заключается в том что педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека. Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творческих способностей. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его возрастных особенностей, наклонностей, интересов и тяготений. Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности. Также есть множество других творческих направлений и способов развития способностей у детей дошкольного возраста

Для того чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис или другими словами — фундамент, для предстоящей самостоятельной деятельности. К шести годам ребенок должен иметь четкое представление об определенных материалах для изобразительной деятельности, их отличительных особенностях и способах создания изображения. Владеть базовыми представлениями о цветовидении, основах пространственной перспективы и композиции; о специфике организации рабочего места. Так же ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь описать последовательность изображения, присваивать объектам характерные признаки; грамотно совмещать художественные способы для выражения замысла изображения.

Гипотеза -методологическая характеристика исследования, научное предположение, выдвигаемой для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте для того, чтобы стать достоверным научным знанием.Любой творческий процесс человека влечёт за собой последствия .

        Понятие дети «группы риска» сегодня является общепринятым, однако существуют различные его определения, поэтому оно нуждается в уточнении. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.Фактически речь идет о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.п.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, Е.И. Казакова, выделяет три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка - психофизические, социальные и педагогические. Близок к этому подход Дементьевой И.Ф. которая выделяет такие группы факторов риска, как: медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).

Л.Я. Олиференко под понятием «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты); дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации.

Следует отметить, что леворукие дети включены в группу риска не случайно. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Обозначенные проблемы детей «группы риска» следует рассматривать как отклонения в развитии не выходящие за границу нормы, как «крайние варианты» нормы. При этом уровень отклонения может быть как достаточно высоким, так и слишком низким.

И.В. Дубровина отмечает, что психологи и педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Она выделяет следующие наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного и школьного возраста: нарушения поведения (гипер - и гипоактивность, различные формы девиантного поведения), отставание в развитии (педагогическая запущенность, ЗПР), особенности психофизиологического развития (леворукость), эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, демонстративность, замкнутость). И.В. Дубровина считает, что осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания (педагогический фактор) и минимальными поражениями нервной системы (медико-биологический фактор). Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют, а иногда и вовсе не знают, те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить его различными неадекватными воспитательными воздействиями. Довольно часто дети, имеющие риск в поведении, обучении, отношениях, называются трудными. С точки зрения педагогов они неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. Трудный ребенок чаще, чем другие, испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе деятельности – приводит к осложнениям, препятствует как школьной, так и социальной адаптации ребенка.

Таким образом, основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (как правило, у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права – право на  уровень жизни, необходимый для полноценного развития, и право на образование. Это происходит вследствие того, что не всегда в условиях учебно-воспитательного процесса к таким детям применяется индивидуальный подход, без которого решить их проблемы практически невозможно. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить отношение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать полноценной личностью.

В исследованиях отечественных  психологов дается сравнительная характеристика детей «группы риска». И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, или оказавшихся  в трудной жизненной ситуации отличается от развития сверстников, растущих в полноценных  семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Дети «группы риска» дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей из домов ребенка бедны и невыразительны.

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность пони мать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе. Безусловно, сложность проблемы предполагает включение в процесс профилактики помимо администрации и педагогов школ специалистов из других органов и ведомств.Центральной организационно-стратегической идеей программ профилактики правонарушений несовершеннолетних, по мнению учёного, является интеграция усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, а также бизнес структур в решении социальных проблем детства. Приоритетным признаётся направление этих интегративных усилий на построение системной комплексной профилактической работы, предметом которой является предупреждение развития социального сиротства, безнадзорности, асоциального и криминального поведения среди детей и подростков.  

При этом объектом внимания и заботы становится не только ребёнок, но и его семья, как основополагающий институт социализации ребёнка. А.А. Реан приводит результаты исследования, которые совпадают с результатами исследований, проведённых лабораторией «Дети улицы» в 2003 году о первостепенной роли родителей как источнике эмоциональной поддержки растущего человека.  При этом отвержение подростком родителей, их неприятие является признаком тотального негативизма ребёнка к самому себе, другим людям, обществу в целом, что приводит к нарушению им всех правил и норм как объектов враждебного мира.

              Эффективным средством психолого-педагогической  помощи детям    «группы риска»   является психологическое консультирование, которое направлено на решение различных личностных проблем детей «группы риска», организация консультирования предполагает  изменение личностного  смысла  различных проблемных ситуаций в сознании ребенка и изменение жизненной стратегии в контексте их решения.

Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

"Способы релаксации детей в детском саду и дома"

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Перми структурное подразделение «Дошкольные группы»...

Творческая мастерская как способ образования детей в детском саду. Группы риска

Актуальность исследования данной темы заключается в следующем, а именно в развитии детских творческих способностей, которые являются одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и о...