Кружковая работа на 2021-2022 учебный год в младшей группе "Математическое образование детей в детском саду посредством игр в шахматы".
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Захарова Варвара Алексеевна

Математическое развитие  детей посредством игр в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_za_2021-2022_uchebnyy_god.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №89 «Парус» Городского округа

«Город Якутск».

Кружковая работа группы «Золотой ключик» на 2021-2022 учебный год.

Захаровой Варвары Алексеевны,

воспитателя младшей группы

на тему: «Математическое образование детей в детском саду посредством игр в шахматы».

Якутск, 2021 г.

 «Математическое образование детей в детском саду посредством игр в шахматы».

 Шахматы – это увлекательная игра, когда дети погружаются в особый мир, где могут командовать своим черно-белым войском. Вместе с тем, в этой игре ребенок начинает постепенно понимать, что от его обдуманных действий зависит положительный исход состязания, следовательно, игра формирует внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме.

 В нашем детском саду знакомство с шахматами начинается с детьми младшей группы. За это время дети получат основы шахматных знаний, необходимые им для успешного ведения игры в старших группах, узнают много интересного.

           Новые образовательные программы и технологии для ДОУ нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике получается более  игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

          Программа шахматного образования, реализуемая в нашем детском саду, основана на шахматно-задачной технологии И.Г.Сухина.   Такие как: «Шахматы первый год, или Учусь и учу» пособие для учителя, Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» , Костенюк Н.П., Костенюк А.К. «Как научить шахматам» и многие другие.  Игры и упражнения по шахматам реализуются на занятиях, в свободное от занятий время и в работе с родителями.

           Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

           Игра в шахматы решает сразу несколько педагогических задач:

• Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление.

• Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

• Эстетическую: - обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

• Физическую: - побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

•        Коррекционную: - помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

          Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные качества. Поэтому начинать обучение «мудрой» игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка, учитывая его возможности.  Л. Выготский указывал, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, вести его за собой.

           Программа занятий по шахматам  в кратком, описательном и сказочном виде вводит детей в мир шахмат. Стихи,  загадки, песенки, сказки, дидактические игры и викторины, которые очень интересны дошкольникам,  помогают лучше познакомиться с  каждой фигурой, детям легче запомнить свойства и особенности этих фигур. Например, широко используются  дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» «Большая и маленькая». «Что общего?». «Белые и черные». «Угадайка», «Собери фигуру», «Лото», «Домино»  и т.д. При знакомстве с шахматными фигурами в процессе обучения вводятся  элементы других занятий, таких, как развитие речи, рисование, лепка. Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить и запомнить материал.

           Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, выработке индивидуального темпа обучения.

          Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 3-4 лет. Срок реализация программы рассчитана на 2021-2022 учебный год.

Цель работы по теме самообразования: Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.

Задачи:

- Вызвать интерес у детей к шахматам;

- Развивать наблюдательность, внимание, память;

- Расширять  кругозор ребенка;

- Формировать познавательную активность;

- Развивать мелкую моторику.

Годовое комплексно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

Месяц

Темы

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

 -Изучение методической литературы по данной теме.

 -Создание материально-технической базы, оснащенный материалами по обучению игре в шахматы.

 -Разработка организационно-методической основы  и создание условий  для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.

Октябрь

1.Тема: «Шахматное королевство».

Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Самостоятельные игры с шахматными фигурами, чтение сказки, просмотр мультфильма.

2.Тема: «Шахматный Король – Его Величеством».

Познакомить детей с шахматным королем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного короля в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

“Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка».

Ноябрь

3.Тема: « Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля».

Познакомить детей с шахматным ферзем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного ферзя в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», чтение стихотворений, просмотр наглядно-дидактического материала.

4.Тема: «Ладья».

Познакомить детей с шахматной ладьей. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной ладьи  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

Д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

Декабрь

5.Тема:  «Слон».

Познакомить детей с шахматным слоном. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного слона в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Построй башню», просмотр мультфильма.

6.Тема:  «Конь».

Познакомить детей с шахматным конем. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного коня в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

Д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», чтение сказки, просмотр видеоролика.

Январь

7.Тема: «Пешка-маленький человечек в круглом шлеме».

Познакомить детей с шахматной пешкой. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре.

Д/и "'Куча мала",

"Цвет", чтение сказки, просмотр наглядно-дидактических картинок.

8.Тема: «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

 Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

Февраль

9. Тема: «Шахматные фигуры»

Задачи: Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»).

Д/и «Узнай фигуру»

"Пирамида", "По росту".

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и «Узнай фигуру», "Догонялки", "Прятки".

Март

11. Тема “Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок”

Задачи: Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название,  учить отгадывать загадки.

«Шахматные прятки»

«Загадки шахматной шкатулки», игры и упражнения в паре.

10.Тема:

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный колобок»)

Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Д/и "Кто быстрее'?", "На стуле",

"Волшебный мешочек".

Апрель

16.Тема: Раскраски «Шахматное королевство»

Побуждать детей  самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур.

Игры с шахматными фигурами.

5.Тема: «Начальное положение»

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит».

Май

6.Тема: «Начальное положение»

Продолжать знакомить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Д/и «Закрась фигуры», «Найди ошибку в расстановке», «Какой фигуры не стало?».

17.Тема: «Шахматный досуг»

Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.


Ожидаемые результаты

-иметь представление о шахматной доске,

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

-воспитывать интерес к игре.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА

Формирование у детей навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры...