Из опыта работы по организации предметно -развивающей среды в разновозрастной группе для детей с РАС.
консультация (средняя группа)
В статье описывается опыт педагогов по организации РППС в разновозрастной группе для детей с РАС. Данный материал рекомендуется как консультация для педагогов с показом презентации. Из опыта работы об организации предметно-развивающей среды в разновозрастной группе для детей с РАС №4 «Теремок» (Д\С «Дюймовочка» г. Шарыпово).
Воспитатели высшей квалификационной категории
Гаджибекова Т.А., Андреянова Л.Н.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий). У детей с РАС навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом. Тем не менее, следует делать акцент на том, что нужно учить ребенка играть.
Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.
Созданная в нашей группе предметно – развивающая среда соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При организации пространства в нашей группе используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии (по типу карточек ПЭКС). Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:
• ориентировочные;
• коммуникативные;
• социально-поведенческие.
Примеры ориентировочных подсказок: Использование маленьких фотографий ребенка (на шкафчик, крючок для полотенца, обувная полка, лепка и т. д.). Размещение на стене перед входом в группу фотографий воспитателей и детей, посещающих группу. Размещение на дверях кабинетов для некоторых занятий фотографий педагогов (спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты специалистов).
Игровое пространство также оборудовано дополнительными подсказками: например, на полках и коробках с игрушками наклеены картинки с соответствующими изображениями, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться во время игры и уборки материалов. У нас игрушки находятся в прозрачных коробках, так как многие наши дети не могут соотнести визуальную картинку с содержанием.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункциональности;
- безопасности;
- насыщенности.
Предметно-развивающая среда в нашей группе включает в себя:
- пространство для сюжетно – ролевых игр;
- книжный уголок;
- уголок для настольно – печатных игр;
- уголок экспериментирования;
- спортивный уголок;
- патриотический уголок;
- пространства для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, театральной и др.);
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголок сенсорного развития.
Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, были подобраны интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используются разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям: игрушки для конструирования: кубики, конструкторы, мозаики, и т.д.; механические заводные, музыкальные кнопочные и т. д.; игровые материалы для функциональных, символических, сюжетно-ролевых игр: машинки, гаражи, самолеты, кораблики, куклы, коляски, кукольный домик, игрушечная мебель, посуда, продукты, одежда, набор доктора, игрушечные животные, спортивное оборудование и т. д.
В игровой зоне располагаются только те материалы и предметы мебели, которые необходимы для организации игрового занятия. Все игрушки и игры находятся в закрытых шкафах (по возможности), чтобы не отвлекать внимание ребенка от процесса игры, но в тоже время дети имеют свободный доступ к играм.
Все материалы упорядочены: каждый вид игровых материалов располагался на отдельной полке. Предметы мебели, а также крупногабаритные игровые материалы размещаются по периметру игровой комнаты так, чтобы в центре осталась просторная игровая зона, так как не рекомендуется перегораживать игровые зоны. Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона была организована особым образом: с одной стороны, дети находятся на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру. Для этого у нас имеются: «домик», «палатка», качеля «кокон», «игровой манеж», «шатер», мягкая мебель.
В Патриотическом центре имеются: государственная атрибутика, куклы в национальных костюмах, альбомы нашего города, семейные фото, и групповые фото. Вместо игрушек с росписями мы приобрели наклейки «матрешки» с разными видами народной росписи. Они достаточно крупные и яркие.
В уголке сенсорного развития у детей развивается мышление и пальчиковая моторика; осваиваются операции вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развивается зрительное восприятие и внимание; формируются обследовательские навыки. Дети знакомятся с геометрическими фигурами и формами предметов; обучаются группировке предметов по цвету, размеру, форме, учатся выявлять отношения групп по количеству и числу
( много, мало, один и т.д.), развивают способности использовать речь для определения смысла своих действий; формируют умения группировать предметы, последовательно составлять картинки, проводится работа над активным словарем детей; формируются умения описывать и называть предметы на картинках; знакомятся с видами транспорта, организовывают деятельность с развивающими пособиями. У нас имеется настенное панно «Транспорт», настенное «Тактильное панно», настенный «Бизиборд», крупная и мелкая мозаика, объёмные вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, игры на шнуровку, рамки- вкладыши, кубики с картинками, сортеры различные и т.д. Имеется магнитная доска с наборами магнитных картинок, геометрическими фигурами; набор машин разного размера, фигурки людей и животных, наборы картинок предметных и сюжетных и т.д.
Дети очень любят игры « Мозаика», « Вкладыши», « Пазлы» и другие д/игры. Материал используется на занятиях, для индивидуальной и кружковой работы с детьми.
В книжном уголке проводится обучение воспитанников умению бережно обращаться с книгой, формируются навыки слушания, формируются и расширяются представления об окружающем. У нас в уголке имеется стеллаж для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки - малышки, книжки – панорамы, книжки – игрушки, альбомы для рассматривания по темам и содержанию, соответствующим возрасту.
Изо деятельность для детей с РАС не является продуктивным видом деятельности, а служит одним из методов развития ребенка ( т.е любое творчество для них – больше процесс, чем результат). Дети любят рисовать, лепить, – заниматься практической деятельностью. Разные виды изо - материалов имеются в достаточном количестве в Уголке Изо. Мы активно используем для рисования пособия, сделанные своими руками: «многоразовые трафареты», и «Экраны для рисования».
Яркий веселый уголок физической культуры помогает создать условия для занятий физическими упражнениями в группе, стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью. В спортивном уголке имеется оборудование для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний (подвесной теннис, напольное баскетбольное кольцо, сенсорные футбольные ворота, яркий коврик,
Д\И «Напольная рыбалка» (изготовили своими руками), качеля «кокон», массажные коврики, дорожка балансировочная, кольцеброс, спортивный мат и т.д
И конечно же, при создании развивающего пространства в групповом помещении нами учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Среда имеет подвижные границы, чтобы каждая зона по мере необходимости включала всех желающих.
У детей с РАС нет сюжетно – ролевой игры (в полной мере), но есть элементы. Оборудование и материалы, которые есть у нас для этого: куклы, кукольная мебель, гладильная доска, коляска, продукты питания, детская бытовая техника,
наборы кухонной и чайной посуды; разные виды машин, инструментов, атрибуты « Больница», « Водители» и др.; и др.
Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов.
Пространство для реализации разнообразных видов самостоятельной деятельности наполнено различными материалами и пособиями: для музыкально – театральной деятельности, имеются звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, настольный и пальчиковый театр, магнитный театр, театр из фетра, театр кукол, маски, набор музыкальных инструментов, театральная настольная ширма. Дети любят эту зону. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Дети знакомятся с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться. Снять напряжение, создать радостную атмосферу.
В группе (в спальном помещении) у нас оборудован уголок для занятий с детьми (занятия с детьми у нас проводятся индивидуально, кроме занятий по лепке и рисованию).
В приемной для родителей оформлен информационный уголок, в котором размещается тактическая информация: режим дня, задачи и содержание воспитательно – образовательной работы с детьми, организованная образовательная деятельность с детьми, сведения о возрастных особенностях и т.д. Оперативная стендовая информация, наиболее востребованная родителями, располагается на настенной «Дэмосистеме». Эта информация постоянно нами обновляется. В виде папки раскладушки выставляются ежемесячные консультации для родителей. В определенном месте выставляются работы детей по изобразительной деятельности.
В нашей группе создана достаточная предметно –пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка. Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sreda_24g_v_gr.teremok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы об организации предметно-развивающей среды в разновозрастной группе для детей с РАС №4 «Теремок» (Д\С «Дюймовочка» г. Шарыпово).
Воспитатели высшей квалификационной категории
Гаджибекова Т.А., Андреянова Л.Н.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий). У детей с РАС навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом. Тем не менее, следует делать акцент на том, что нужно учить ребенка играть.
Пространство, организованное для работы с детьми, имеющими РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью. Пространство условно делится на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, должны быть его любимые игрушки, предметы.
Созданная в нашей группе предметно – развивающая среда соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. При организации пространства в нашей группе используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии (по типу карточек ПЭКС). Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:
• ориентировочные;
• коммуникативные;
• социально-поведенческие.
Примеры ориентировочных подсказок: Использование маленьких фотографий ребенка (на шкафчик, крючок для полотенца, обувная полка, лепка и т. д.). Размещение на стене перед входом в группу фотографий воспитателей и детей, посещающих группу. Размещение на дверях кабинетов для некоторых занятий фотографий педагогов (спортивный зал, музыкальный зал, кабинеты специалистов).
Игровое пространство также оборудовано дополнительными подсказками: например, на полках и коробках с игрушками наклеены картинки с соответствующими изображениями, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться во время игры и уборки материалов. У нас игрушки находятся в прозрачных коробках, так как многие наши дети не могут соотнести визуальную картинку с содержанием.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункциональности;
- безопасности;
- насыщенности.
Предметно-развивающая среда в нашей группе включает в себя:
- пространство для сюжетно – ролевых игр;
- книжный уголок;
- уголок для настольно – печатных игр;
- уголок экспериментирования;
- спортивный уголок;
- патриотический уголок;
- пространства для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной, театральной и др.);
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголок сенсорного развития.
Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, были подобраны интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используются разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям: игрушки для конструирования: кубики, конструкторы, мозаики, и т.д.; механические заводные, музыкальные кнопочные и т. д.; игровые материалы для функциональных, символических, сюжетно-ролевых игр: машинки, гаражи, самолеты, кораблики, куклы, коляски, кукольный домик, игрушечная мебель, посуда, продукты, одежда, набор доктора, игрушечные животные, спортивное оборудование и т. д.
В игровой зоне располагаются только те материалы и предметы мебели, которые необходимы для организации игрового занятия. Все игрушки и игры находятся в закрытых шкафах (по возможности), чтобы не отвлекать внимание ребенка от процесса игры, но в тоже время дети имеют свободный доступ к играм.
Все материалы упорядочены: каждый вид игровых материалов располагался на отдельной полке. Предметы мебели, а также крупногабаритные игровые материалы размещаются по периметру игровой комнаты так, чтобы в центре осталась просторная игровая зона, так как не рекомендуется перегораживать игровые зоны. Для того чтобы обеспечить возможность социального взаимодействия, игровая зона была организована особым образом: с одной стороны, дети находятся на одной территории, и обязательно, чтобы у каждого было свое собственное, четко обозначенное игровое пространство. Это необходимо для создания ощущения общности и вместе с тем чувства безопасности. При создании таких условий у детей повышается мотивация, они легче вовлекаются в социальную игру. Для этого у нас имеются: «домик», «палатка», качеля «кокон», «игровой манеж», «шатер», мягкая мебель.
В Патриотическом центре имеются: государственная атрибутика, куклы в национальных костюмах, альбомы нашего города, семейные фото, и групповые фото. Вместо игрушек с росписями мы приобрели наклейки «матрешки» с разными видами народной росписи. Они достаточно крупные и яркие.
В уголке сенсорного развития у детей развивается мышление и пальчиковая моторика; осваиваются операции вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развивается зрительное восприятие и внимание; формируются обследовательские навыки. Дети знакомятся с геометрическими фигурами и формами предметов; обучаются группировке предметов по цвету, размеру, форме, учатся выявлять отношения групп по количеству и числу
( много, мало, один и т.д.), развивают способности использовать речь для определения смысла своих действий; формируют умения группировать предметы, последовательно составлять картинки, проводится работа над активным словарем детей; формируются умения описывать и называть предметы на картинках; знакомятся с видами транспорта, организовывают деятельность с развивающими пособиями. У нас имеется настенное панно «Транспорт», настенное «Тактильное панно», настенный «Бизиборд», крупная и мелкая мозаика, объёмные вкладыши, сборные игрушки, пирамидки, игры на шнуровку, рамки- вкладыши, кубики с картинками, сортеры различные и т.д. Имеется магнитная доска с наборами магнитных картинок, геометрическими фигурами; набор машин разного размера, фигурки людей и животных, наборы картинок предметных и сюжетных и т.д.
Дети очень любят игры « Мозаика», « Вкладыши», « Пазлы» и другие д/игры. Материал используется на занятиях, для индивидуальной и кружковой работы с детьми.
В книжном уголке проводится обучение воспитанников умению бережно обращаться с книгой, формируются навыки слушания, формируются и расширяются представления об окружающем. У нас в уголке имеется стеллаж для книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки - малышки, книжки – панорамы, книжки – игрушки, альбомы для рассматривания по темам и содержанию, соответствующим возрасту.
Изо деятельность для детей с РАС не является продуктивным видом деятельности, а служит одним из методов развития ребенка ( т.е любое творчество для них – больше процесс, чем результат). Дети любят рисовать, лепить, – заниматься практической деятельностью. Разные виды изо - материалов имеются в достаточном количестве в Уголке Изо. Мы активно используем для рисования пособия, сделанные своими руками: «многоразовые трафареты», и «Экраны для рисования».
Яркий веселый уголок физической культуры помогает создать условия для занятий физическими упражнениями в группе, стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью. В спортивном уголке имеется оборудование для профилактики плоскостопия, простудных заболеваний (подвесной теннис, напольное баскетбольное кольцо, сенсорные футбольные ворота, яркий коврик,
Д\И «Напольная рыбалка» (изготовили своими руками), качеля «кокон», массажные коврики, дорожка балансировочная, кольцеброс, спортивный мат и т.д
И конечно же, при создании развивающего пространства в групповом помещении нами учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Среда имеет подвижные границы, чтобы каждая зона по мере необходимости включала всех желающих.
У детей с РАС нет сюжетно – ролевой игры (в полной мере), но есть элементы. Оборудование и материалы, которые есть у нас для этого: куклы, кукольная мебель, гладильная доска, коляска, продукты питания, детская бытовая техника,
наборы кухонной и чайной посуды; разные виды машин, инструментов, атрибуты « Больница», « Водители» и др.; и др.
Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов.
Пространство для реализации разнообразных видов самостоятельной деятельности наполнено различными материалами и пособиями: для музыкально – театральной деятельности, имеются звучащие игрушки, детские музыкальные инструменты, настольный и пальчиковый театр, магнитный театр, театр из фетра, театр кукол, маски, набор музыкальных инструментов, театральная настольная ширма. Дети любят эту зону. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Дети знакомятся с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться. Снять напряжение, создать радостную атмосферу.
В группе (в спальном помещении) у нас оборудован уголок для занятий с детьми (занятия с детьми у нас проводятся индивидуально, кроме занятий по лепке и рисованию).
В приемной для родителей оформлен информационный уголок, в котором размещается тактическая информация: режим дня, задачи и содержание воспитательно – образовательной работы с детьми, организованная образовательная деятельность с детьми, сведения о возрастных особенностях и т.д. Оперативная стендовая информация, наиболее востребованная родителями, располагается на настенной «Дэмосистеме». Эта информация постоянно нами обновляется. В виде папки раскладушки выставляются ежемесячные консультации для родителей. В определенном месте выставляются работы детей по изобразительной деятельности.
В нашей группе создана достаточная предметно –пространственная среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка. Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Организация предметно-развивающей среды во второй группе раннего возраста с использованием развивающей сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».
Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельнос...
Основы организации предметно-развивающей среды в средней группе (для детей 4-5 лет)
Всё, что окружает ребёнка, является для него источником знаний, формирует социальный опыт малыша и способствует развитию его психики. Особенно ес...
Из опыта работы "Особенности организации предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста"
В данной разработке представлены особенности построения предметно-пространственной среды в группе детей среднего дошкольного возраста....
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»...
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»
Описание предметно - развивающей среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности, дети с ЗПР «Соболек»...
Представление опыта работы «Особенности организации предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созда...