Поддержка инициативы у детей(материал для консультаций)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Материал этой статьи помогает понять и растолковать все принципы поддержки детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podderzhka_initsiativy_deteymaterial_dlya_konsultatsiy.docx 20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка инициативы детей

Выделяют основные линии личностного развития ребенка дошкольного

возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания

социальной ситуации развития детей.

Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать

начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по

выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,

сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима

самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его

собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую

деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из

основ уверенности в себе - умения, практические навыки.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и

свою инициативу, развивать себя как личность это:

игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная

деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно

отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее

игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в

игре, в общении, экспериментировании.

Способы поддержки детской инициативы:

- создание предметно-пространственной среды для проявления

самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисковопознавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы,

необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё

сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо

неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия,

чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого

удовольствие.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные

замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как

личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и

пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в

разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по

указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.


Буклеты для педагогов

Материал по консультации «Способы поддержки детской инициативы»

Инициатива:

1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.

2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.

3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение

окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.

Для развития инициативности нужно:

1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей

инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали,

мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п.

Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались

самостоятельно, получали от этого удовольствие

2-3 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте

является исследовательская деятельность с предметами, материалами,

веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия

окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым

необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать

собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как

личность;

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя

интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и

пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и

сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения

самостоятельности;

5. побуждать детей к разнообразным действиям с предметами,

направленным на ознакомление с их качествами и свойствами

(вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по

форме и размеру);

6. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и

наблюдает в разные режимные моменты;

7. устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко

исполнять правила поведения всеми детьми;

8. проводить все режимные моменты в эмоционально положительном

настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

9. для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по

указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

#1089;одержать в доступном месте все игрушки и материалы;

#1087;оощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной,

конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому

результату труда ребенка.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и

продуктивная деятельность. Для поддержание инициативы ребенка 3-4 лет

взрослым необходимо:

1. создавать условия для реализации собственных планов и замыслов

каждого ребенка;

2. рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем

достижениях;

3. отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

4. всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

5. помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных

целей;

6. способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать

радостное ощущение возрастающей умелости;

7. в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к

затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

8. не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

Ограничить критику исключительно результатами продуктивной

деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые

персонажи;

9. учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти

подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным

детям;

#1091;важать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений,

достоинств и недостатков;

#1089;оздавать в группе положительный психологический микроклимат, в

равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при

встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего

отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

#1074;сегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в

творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5- лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте

является познавательная деятельность, расширение информационного

кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской

инициативы взрослым необходимо:

1. способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения,

относится к их попыткам внимательно, с уважением;

2. обеспечивать для детей возможности осуществления их желания

переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в

группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а

также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь,

двигаться, танцевать под музыку;

3. создавать условия, обеспечивающие детям возможность

конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для

сюжетных игр;

4. при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на

глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

5. не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

6. обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их

добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного

участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить

опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя,

объединения двух игр);

7. привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям,

обсуждая разные возможности и предложения;

8. побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую

оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

9. привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на

их желание во время занятий;

#1095;итать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

5-6 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем

дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со

взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная

инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1. создавать в группе положительный психологический микроклимат, в

равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать

радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения

своего отношения к ребенку;

2. уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

3. поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;

обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других

или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе,

другу)

4. создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой

деятельности детей;

5. при необходимости помогать детям в решении проблем организации

игры;

6. привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более

отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

7. создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой,

познавательной деятельности детей по интересам.

6-7 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте

является научение, расширение сфер собственной компетентности в

различных областях практической предметности, в том числе орудийной

деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для

поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1. вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с

одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей

и способов совершенствования продукта деятельности;

2. спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько

вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя

некоторое время, доделывание, совершенствование деталей.

Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при

обучении новым видам деятельности;

3. создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою

компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

4. обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения

и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

5. поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его

результатами;

6. создавать условия для различной самостоятельной творческой

деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям

на данный вид деятельности определенное время;

7. при необходимости помогать детям решать проблемы при организации

игры;

8. проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с

учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

9. презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям,

педагогам (концерты, выставки и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы в разных видах деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Показ...

Консультация для педагогов «Поддержка инициативы ребёнка, как необходимое условие опережающего развития детей».

laquo;Что такое инициатива?    Это то, что человек делает             так, как надо, хотя его об этом не просят»Э...

Консультация «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности»

Ознакомление педагогов ДОУ с условиями для поддержки инициативы и самостоятельности детей в ходе проектно-исследовательской деятельности...

Формирование детской инициативы средствами театрализованной деятельности. Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как способ реализации и поддержки инициативы у детей 2-3 лет".

Сюжетно-ролевая игра «Кошка и котята»Возрастная  группа детей:  младший дошкольный возраст.Цель:  формирование у детей инициативности через игровую  деятельно...

Консультация для педагогов на тему: " Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...