Образовательная деятельность «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Татьяна Алексеевна

Аннотация

Актуальность. Любой ребенок, посещающий дошкольную организацию, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового. Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала. Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у дошкольника раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности, стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Практическая значимость занятий по развитию познавательных способностей дошкольников в том, чтона наших занятиях мы стараемся осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности.

Инновационная направленность. Новизна заключается в личностно-развивающей стратегии взаимодействия педагога с ребенком, специфических способах общения, основанных на гуманистических взглядах на ребенка.

Степень распространения представленных материалов. Сценарии занятий эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование целостной картины мира

Задачи:

- расширять представление детей о влиянии Солнца на всё живое на Земле;

- развивать желание узнавать новое об известном, учить делать заключения;

 - воспитывать чувство гордости от того, что мы живём на такой удивительной планете.

Материалы и оборудование: свеча, фонарик, лампа электрическая; лист ватмана,  гуашь разведённая красного и желтого цветов (оранжевая  получится путём смешивания), иллюстрации, глобус. Для проигрывания презентации «Солнышкино платье»  - ноутбук или компьютер.

Начало занятия.

На столе у педагога стоит горящая свеча и включенный фонарик.

Вопросы к детям – Может ли свеча осветить весь мир?

- может ли фонарик осветить весь мир?

Может быть,  настольная лампа сможет осветить всю нашу комнату? (включает) (нет)

А что может осветить всю комнату и почему?

(люстра, висит на  потолке, выше всех).

А что может осветить весь мир? (солнце).

Почему? (оно висит в небе выше всей Земли).

Воспитатель пальцами зажимает фитиль свечи,  и она гаснет.

 - Можно ли погасить Солнце? (нет).

Воспитатель нажимает на кнопку выключения фонарика.

- Можно ли выключить Солнце? (нет).

- А что человек может сделать с Солнцем (ничего).

- Согласна, Солнце не зависит от воли, действий человека. А на человека Солнце оказывает большое влияние.  Если Солнце  долгое время закрывают тучи, человек чувствует себя неуютно, ему скучно, грустно. Особенно, если идут дожди. Человек даже может заболеть он недостатка солнечного света.

Но может быть и наоборот. Когда солнечного света в избытке, оно оказывает вредное воздействие на человека. Например, в пустыне без воды человек может высохнуть, как растение.  Солнце оказывает влияние не только на жизнь и самочувствие человека, но и на всю природу – живую и неживую.

- Вы можете рассказать об этом, привести примеры?

- Без Солнца не растут растения.  Без Солнца не будет Лета, Зимы, Весны и Осени. Солнце в пустыне  сильно нагревает песок и там не растут растения. Солнце нагревает воду в море и можно купаться летом. Есть на Земле животные, которые прячутся от Солнца в глубоких пещерах или глубоко в море, и они почти слепые. А другие животные,  любят полежать на солнышке, погреться.

 - Вы сказали, что можно полежать на солнышке. Погреться. А можно ли погреться у свечки? (только руки).

- Может ли свет фонарика согреть нас? (пробуем).

Свет  настольной лампы  тоже может согреть руки и, даже обжечь, если дотронуться до неё пальцем.Воспитатель предупреждает детей о технике безопасности (не дотрагиваться руками до лампочки накаливания) и проносит лампу близко к рукам детей.

- А что ещё может согреть человека, когда ему холодно?(костёр,  тёплая одежда, печка с горящими дровами, батареи в комнате, горячая ванна)

- А что может согреть весь мир? (солнце).

И опять мы можем сказать о влиянии тепла, которое даёт Солнце  на самочувствие человека. Если его через чур  много – всему живому плохо, если тепла недостаточно – тоже плохо всему живому.

Влияние тепла  Солнца на всю Землю очень хорошо видно на модели Земли – глобусе (рассматриваем).

Земля вращается вокруг Солнца с определённым наклоном в своей оси. И получается, что какая-то часть Земли больше освещается Солнцем (середина Земли экватор). А верхняя и нижняя части Земли находятся как бы в тени. И от недостатка тепла Солнца,  там расположены наши холодные полюса  – Северный и  Южный. Это видно по раскраске глобуса. Белый цвет внизу Земли – континент Антарктида.

Что же это за удивительное создание Солнце?

Солнце – это звезда, состоящая из газов. Так же как из горящего костра вырываются языки пламени, которые не имеют формы,  у Солнца есть языки пламени, которые могут то удлиняться, то укорачиваться.  Температура Солнца так велика, что оно раскалено до бела,  и испускает и световые, и тепловые лучи. Солнце по размеру очень большое. Дотронуться или долететь до Солнца невозможно.  Только на Земле мы можем ощущать на себе  силу солнечного тепла и света.

Без Солнца не существовало бы жизни на Земле. Наша планета могла бы быть замёрзшим тёмным шариком, путешествующим в космическом пространстве. Солнце даёт свет, тепло и энергию, которая перемешивает атмосферу и порождает ветер и дождь. С помощью этой энергии растут растения и питаются люди и животные.

 Люди любят солнышко. Недаром все ваши рисунки начинаются с рисования солнышка. С солнышком сравнивают самого дорогого человека на Земле -  маму. Мама – солнышко моё!

Мама, как солнце – на свете одна! При солнце – тепло, при матери – добро.

 А какие вы добрые, ласковые слова,  можете сказать о Солнце? (дети называют солнышко ласково).

Предлагаю вам сейчас нарисовать солнышко  на нашем плакате голубого цвета (как небо). Рисование  (прикладывание) ладошками, обмакнутыми в смесь краски жёлтого, красного и оранжевого цветов от желтого круга.  

Рисование проводится под музыку песни Е. Гомоновой «Солнышкино платье».

МДОАУ «Детский сад № 10»

Павлова Татьяна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с сезонными явлениями в природе

Тема: «Сентябрь – первый месяц осени».Цель: познакомить детей с первым осенним месяцем – сентябрём, рассказать об особенностях сентября, какие изменения происходят в природе в этом месяце. Позна...

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)

Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...

Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности

Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности  по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...