Лего технологии как способ развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
материал (подготовительная группа)

Никулина Елена Рауфатовна

Выступление перед педагогами по теме самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лего технологии как способ развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций. Данное направление является одним из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

ЛЕГО-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Эффективным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

  1. Назвать и охарактеризовать виды конструирования для детей дошкольного возраста
  2. Обосновать понятие и сущность ЛЕГО-конструирования и его роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста
  3. Создать подборку игр и упражнений для детей дошкольного возраста, направленных на формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе использования конструкторов ЛЕГО.
  4. Описать элементы предметно-развивающей среды для организации работы с ЛЕГО-конструктором с целью формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов. Его результатом становится создание моделей предметов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков, например, автомобиль с колесами, рулем, пассажирскими креслами и т. д.

К техническому конструированию относятся:

  • конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов);
  • конструирование из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами);
  • конструирование из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.

В работе с детьми дошкольного возраста на современном этапе используются современные виды конструкторов:

  • Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу
  • Электронные (различные запчасти на основе электрических схем)
  • Конструкторы–лабиринты.  Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город
  • Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую
  • Конструкторы типа «LEGO»
  • Конструкторы системы «Квадро» состоят из удобно и прочно соединяющихся между собой трубчатых деталей (модулей), имеющих разнообразную простую конфигурацию
  • Конструктор «Тектон» позволяет детям собирать объемную фигуру в форме пирамиды или куба

Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для реализации целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

LEGO был создан в 1932-м году Оле Кирком Кристиансеном, столяром из небольшого городка Билунд в Дании. В 50-х годах прошлого столетия производитель игрушек Кирк Кристиансен стал развивать систему игровых материалов, направленных на развитие воображения и творческих способностей мальчиков и девочек дошкольного возраста. Постепенно деревянные элементы конструктора уступили место элементам, изготовленным из пластика, и стали называться LEGO. [2]

Основная деталь – кирпичик LEGO, представляет собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колёса и другие.

Все конструкторы «Лего» имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для детей дошкольного возраста существует несколько видов Лего-конструкторов:

  • LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от двух до шести лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности.
  • LEGO Dasta или LEGO Sistem. Данные конструкторы предназначены для детей с четырех лет и содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для старшего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии. Например, уменьшается размер деталей, что способствует развитию мелкой моторики рук, а это положительно влияет на общее мыслительное развитие ребенка.
  • LEGO -конструктор с элементами программирования WeDo. Конструктор предназначен для детей с четырех лет, он знакомит детей дошкольного возраста с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК.
  • LEGO -конструктор с элементами программирования RCX. Эта серия предназначена для детей с шести-семи лет. В ней можно не только собирать движущиеся модели, но и производить элементарные измерения: освещенности, температуры воды, температуры воздуха.

LEGO -конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде LEGO -игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками

Применение LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор», «Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку.

В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов, первоначальных измерительных умений (измерять длину, ширину, высоту предметов). В играх детей средней и старшей групп даются задания, предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем замены мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей.

Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игра должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету.

Широко используется LEGO -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа из единиц и двух меньших чисел, о связях и отношениях между смежными числами.

Например, играя с набором «Математический поезд» (конструктор из блоков лего-Duplo) дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5) и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д).

В игре «Веселые цифры» цифры конструируются из ЛЕГО-конструктора и детям предлагаются следующие задания «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д.

Конструктор помогает детям научиться ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Так дети учатся, и конструировать, и ориентироваться на платформе.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу что, Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет LEGO-конструктор. Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. LEGO – детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр. LEGO-конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.

Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Технология «Использование игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

"Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Математика-волшебная наука, которая поможет детям развивать умения и способности. И неважно какую профессию в дальнейшем выберет ребенок: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или э...

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на основе технологии В.В.Воскобовича

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания. мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей змоционально-образного и логического начала. формирование базисных представлений об окру...