«Интеллект-карта – как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
статья

Цель: формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления ребенка.

Задачи:

Обучающие: создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.

 Развивающие: развивать умение визуализировать и оречевлять причинноследственные связи между собой и окружающими предметами.

Воспитывающие: воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеллект-карта – как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Актуальность: На современном этапе развития Российское дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной идеей непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности. Встраиваясь в общую систему образования дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

Для меня такой технологией стал метод интеллект-карты. Современный мир - это большой поток информации. С таким потоком информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Справится с ней мне и детям группы, в которой я работаю, помогает интеллект – карта. Метод интеллект-карты основывается на нагляднообразном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллект-карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Цель: формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления ребенка.

Задачи:

Обучающие: создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.

Развивающие: развивать умение визуализировать и оречевлять причинноследственные связи между собой и окружающими предметами.

Воспитывающие: воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных отношений.

Новизна данного опыта заключается в том, что освоить интеллект - карту способны дети с разными возможностями. Интеллект – карта универсальна в применении, доступна для детского восприятия. Интеллект-карта помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению в работе и большого количества материала.

Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Применение в непосредственно - образовательной деятельности интеллект-карты - с обсуждением причинноследственных связей, поиском ответов на появившиеся вопросы, увлекательная цепочка рассуждений с собственным творчеством, выраженным в рисунке, и это называю «качественным восприятием».

Начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Например, в области социально-коммуникативного развития на этапе развития сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте интеллект-карта помогает детализировать сюжет, описать возможные ролевые действия участников игры. В старшем дошкольном возрасте интеллект – карта может помочь детям на этапе «сговора» спланировать свою деятельность, подготовить или изготовить элементы атрибутов для сюжетно-ролевой игры. В области речевого развития - интеллект-карта используется, совместно с детьми, как наглядная схема для составления детьми описательных рассказов, пересказов с последовательно развивающемся сюжетом, а так же при развитии самостоятельного словесного творчества детей. В области познавательного развития с помощью интеллект – карты формируются осознанные познавательные действия и собственная творческая активность детей . Не заменима интеллект-карта в проектной деятельности с детьми, позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать выводы.

В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. Метод интеллект-карты является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Подробнее об интеллект - картах.

Автор данного метода Тони Бьюзен - британский психолог. Английское название «mind - maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления». Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карта"— это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Метод интеллект-карт помогает пробудить в ребёнке способность к изображению знаний об окружающем мире, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Ознакомившись с методикой Тони Бьюзена, я решила ее адаптировать для детей дошкольного возраста. Встал большой вопрос, как ввести в занятия карту, чтобы дети захотели ею пользоваться. Пока я размышляла, дети сами подкинули мне идею. Взяв цветные карандаши, фломастеры, белый лист бумаги расположив горизонтально стали делать зарисовки в виде символов.

На обсуждении с детьми темы недели «Зима в картинках» в связи с большим количеством детских предложений, идей и чтобы вернуться к этой теме подробно на следующей неделе возникла необходимость все зафиксировать на бумаге с помощью картинок.

Создание интеллект-карты требует соблюдения некоторых правил, которые мы с детьми постепенно сформулировали и выучили:

Главная идея - в центре,

Веток – от 3 до 7,

Используем карандаши, фломастеры,

Используем различные рисунки, символы.

Интеллект –карта позволяет : получать, обобщать, проверять знания.

Учит: выделять главное, систематизировать.

Способствует: обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

Развивает: речь, память, мышление, воображение.

С детьми составляем интеллект –карту по следующим правилам:

- лист бумаги располагаем горизонтально;

- главную идею обозначаем в центре листа;

- из главной идеи с помощью разноцветного выделения рисуем линии- ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту, темы, затем добавляем символы, иллюстрации стрелочками показываем связь между понятиями;

- по картинкам составляем предложения, которые складываются в рассказ.

Карта может дополняться настолько, насколько это необходимо для раскрытия темы.

Результативность применения интеллект - карт:

наглядность – всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;

привлекательность – хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;

запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта хорошо запоминается;

своевременность – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;

возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает освоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, дописать, доделать.

Метод интеллект - карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

«Технология экспериментирования – метод развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми  объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....

« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре осно...

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...

Семинар: Интеллект- карта как средство развития интеллекта и памяти детей дошкольного возраста

Правила создания Интеллект - карты.OДля создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.OОсновная идея, проблема или слово располагается в центре.OДля изображения центральной идеи ...