Проект «Все профессии важны, все профессии нужны!»
проект (подготовительная группа)

Знакомство детей с профессиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Тема

«Все профессии важны, все профессии нужны!»

2

Тип проекта

Познавательно-информационно-игровой

3

Руководитель проекта

Воропаева И.В.

4

Сроки реализации

Краткосрочный (#1075;)

5

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Пояснительная записка: Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых, с профессиями людей ближайшего окружения. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Актуальность темы: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней и зародить мечту попробовать свои силы в человеческой деятельности.

Постановка проблемы: По моим наблюдениям, дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения в назывании различных видов профессий, с трудом ориентируются в назывании действий, которые выполняют люди той или иной профессии, очень мало играют в «профессии», очень скудный замысел сюжетно -ролевых игр. Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий, в рамках проведения тематической недели, мною был разработан педагогический проект «Все профессии важны, все профессии нужны!», который включает в себя расширение знаний детей о профессиях, не только теоретический материал, но он в большей степени ориентирован на практическую деятельность и практическое воплощение данного материала.

Цель проекта: Формировать познавательный интерес к профессиональной деятельности человека, расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Задачи проекта:

Обучающие:
- Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей;
- Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх;
- Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии;
Воспитательные:
- Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
- Воспитывать положительное отношение и уважение;
к труду, к людям разных профессий;
- Воспитывать уважение к людям различных профессий.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас
детей;
- Способствовать развитию познавательных способностей детей; расширению кругозора, развитию активного словаря детей.

Ожидаемые результаты: Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей и сотрудников детского сада позволит:

- расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда.

- активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.

- совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей.

- продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду.

- укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

- поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.

-обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.

Принципы реализации проекта:

Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного и школьного возраста.

Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.

Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работы.

Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традициями семей.

Методы и приёмы реализации проекта:

1. Словесные: чтение художественной литературы, загадки, стихи, беседы, составление рассказов о профессиях своих родителей, словесные игры.

2. Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, предметов, необходимых для работы людям различных видов профессий.

3. Практические: рисование, конструирование.

4. Игровые: сюжетно –ролевая деятельность.

Этапы проекта.

1. Организационно-подготовительный.

• Изучение материала по теме проекта;
• определение цели и задач, сроков реализации;
• подбор методической литературы, иллюстрированного материала;
• составление перспективного плана мероприятий;
• проведение предварительной работы с родителями;
• оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;
• подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной деятельности воспитанников;
• выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий.

2. Основной.

Речевое развитие

Беседы: - «Что такое профессии?» Цель: закрепить представление о труде людей разных профессий.

- «Какие профессии ты знаешь?» Цель: вспомнить в ходе беседы с детьми знакомые им профессии, уточнить и расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к людям разных профессий.

- Составление рассказов о профессиях родителей. Цель: Учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему; развивать монологическую речь, творческое воображение.

Чтение художественной литературы:

· «Город добрых дел» Р. Скарри

· «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

· «А что у вас?» С. Михалков

· «Кем быть?» В. Маяковский

· «Строители» Б. Заходер

· «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

· «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла» Д. Родари

· «Доктор Айболит» К.Чуковский

· «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Познавательное развитие

1. Просмотр презентации «Профессии настоящих мужчин!»;

2. Составление рассказа «Кем я хочу стать, когда вырасту»;

4. Рассматривание фото, иллюстраций профессий;

5. Чтение: Р. Скарри «Город добрых дел», И.Карпова «Кем быть?» -серия книг.

6. Просмотр мультфильмов «Кем быть?», «Смешарики (профессии).

Слушание музыкальных произведений:

Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»;

Песня о мастерах (Ю. Ким, А. Рыбников)

Художественно-эстетическое развитие

«Кем я хочу стать, когда вырасту» - рисование. Цель: продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.

«Мои любимые профессии» - раскраски.

Сюжетно – ролевые игры:

· «Театр» Цель: учить детей развивать творческое воображение; способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих; закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; развивать инициативу, организаторские способности.

· «Семья» Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

· «Магазин» Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

· «Больница» Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

· «Военная база» Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями; уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба; воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.

· «Строители» Цель: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

· «Парикмахерская» Цель: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах; уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу; учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Дидактические игры:

«Найди пару», «Кому что нужно «Посмотри и запомни», «Кто что делает?», «Профессии». А также «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Собери из частей целое», «Волшебные предметы».

Работа с родителями

-Знакомство родителей с предстоящим проектом и его задачами;

-Консультации для родителей «Обязанности детей дома»

-Оформление рисунков «Профессии наших родителей».

3 этап - заключительный:

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

Экскурсия по детскому саду «профессии в нашем саду»

Экскурсия в прачечную детского сада «Профессия – оператор машинной стирки».

Цель: Познакомить детей с профессией прачки в детском саду.

Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».

Цель: Познакомить с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, развивать у детей наблюдательность; пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы, учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов в процессе общения.

Экскурсия на кухню детского сада «Профессия – повар»

Цель: Познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде.

1. Помощь в оформлении выставки рисунков «Профессии наших родителей»,

2. Презентация.

Заключение

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов:
- Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
- Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Заключительные положения, перспектива дальнейшего развития проекта:
Реализация ключевых направлений нашего проекта на основном этапе и анализ полученных результатов позволили сформулировать следующие выводы:
• Родители поучаствовали в проектной деятельности группы, проявили заинтересованность в подготовке детей к составлению рассказа об их профессиях и созданию рисунков детьми на тему «Кем я хочу быть?».
• Дети узнали о разнообразии профессий, о том, что даже некоторые увлечения людей в детстве становятся их профессиями в будущем, расширили свои знания и представления об известных им профессиях.
• Дети с удовольствием ходили на экскурсии и играли в различные сюжетно-ролевые игры, тем самым формировали положительный эмоциональный настрой к данным профессиям в будущем.

Подготовил: воспитатель Воропаева И.В.


Методическое обеспечение:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим - М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: КН I – М.: ТЦСФЕРА, 2006.
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие: Изд-во "Николаев", 2004.
4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- № 10.
5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет-М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Программа «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

7. Комплексная программа по развитию речи дошкольников Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина.

8. «Учимся общаться с ребенком» В.А. Петровский, А.М. Виноградова.

9. «Учите, играя» А.И. Максаков, Г.А. Тумакова.

10. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Профессий»

Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях. Задачи: Обучающие: Учить определять профессию по описанию, делить разные профессии на группы по признаку, предложенному воспитателем; Развивающие: Закреплять знания дошкольников о различных профессиях; Развивать речь, мышление, воображение, активность; Закрепить представление детей о предметах каждой профессии. Воспитывающие: Воспитывать доброе и уважительное отношение к труду людей разных профессий.

Оборудование: Картинки с изображением людей разных профессий, орудий их труда; картинки для упражнения «Что лишнее?»). Предварительная работа: Беседы «Профессии наших мам и пап»; Игры «Кому нужен этот предмет?» Игра «Выбери правильную картинку», Игра «Что лишнее?», Игра «Кем хочешь быть?», загадки; Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность, использование ИКТ.

Ход образовательной деятельности

I Вводная часть Воспитатель: Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)

- Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?

- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы и взрослые? (Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу)

- Для чего люди ходят на работу? (Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.)

- Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)

- Какую пользу они приносят? (Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы).

II. Основная часть. Воспитатель: -Ребята, а что означает слово «профессия»?(Дети: дело, работа, занятие).

Воспитатель: Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.

Воспитатель: Мы сегодня вспомним все, что знаем о профессиях. Я вам предлагаю отправиться сегодня в страну «Профессий».

-Ребята, наше путешествие будет не простое, нас ждет много нового и интересного. Вместе с вами нам предстоит пройти 5 станций. - А что бы попасть в страну «Профессий» надо закрыть глаза и повернуться вокруг себя один раз. Воспитатель: Первая станция называется «Отгадайка». ( Дети подходят к первому столу. Там лежит конверт с загадками. Дети отгадывают загадки). Кто у постели больного сидит? И как лечиться, всем говорит, Кто болен – он капли предложит принять, Тому, кто здоров, разрешит погулять. Правильно, молодцы врач.

Воспитатель: - Самое главное, что есть у человека от природы это - здоровье. - Что нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье? (ответы А что бы стать здоровым, что нужно делать? (Ответы детей: правильно питаться, принимать витамины, заниматься физкультурой, спортом, по утрам делать утреннюю гимнастику, мыть руки, чистить зубы ...) - Врач предлагает нам отдохнуть и набраться сил перед продолжением путешествия.

Физкультминутка. «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы летчиками стали (прямые руки в стороны)

В самолете полетели (покружиться вокруг себя)

И шоферами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь у нас в руках (руки перед собой «держим руль»)

Быстро едим просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

- Ребята, продолжаем отгадывать загадки.

#1057;редь облаков на высоте,

мы дружно строим новый дом,

чтоб в тепле и красоте

счастливо люди жили в нем. (Строитель)

#1050;то плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

3. На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

(Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы подъехали ко второй станции, которая называется «Называйка».

Игра «Выбери правильную картинку »

(Дети подходят к следующему столу)

· Ребята, посмотрите. На этом столе лежат картинки с изображением людей разных профессий. Возьмите каждый себе картинку. Я буду читать предложение, а тот, у кого картинка будет соответствовать, поднимут ее и назовут профессию вслух.

1. Стрижет волосы …

2. Готовит еду…

3. Делает прививки…

4. Водит автомобиль…

5. Учит детей…

6. Шьет одежду…

#1058;ушит пожар…

8. Фотографирует …

Молодцы ребята, справились с заданием. Поехали дальше.

Молодцы, справились с заданием, поехали дальше. (Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы подъехали к третьей станции, которая называется «Потеряшка».

- работа на слайде (Предлагаю вам отдохнуть и присесть на стульчики).

Игра «Кому нужен этот предмет?» Воспитатель: (на слайде выходят предметы, относящиеся к какой-либо профессии, вы должны угадать эту профессию).

Весы, прилавок, товар – (Продавец)

Каска, шланг, вода – (Пожарный)

Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)

Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)

Небо, самолет, аэродром – (Летчик)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все предметы и профессии вы назвали правильно. Теперь можно ехать дальше. (Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы подъехали к четвертой станции, которая называется «Выбирайка».

Игра «Что лишнее?» Ребята, здесь разложены предметы для людей разных профессий. Давайте проверим, правильно ли они расположены, что здесь лишнее и кому принадлежат эти предметы?». (Дети выбирают и отвечают) #1063;айник, каска, пожарная машина.

#1053;итки, ножницы, швейная машинка, газета.

#1064;приц, вата, бинт, указка.

#1047;еркало, расческа, тарелка, ножницы.

-Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже хорошо справились. (Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»).

Воспитатель: Ребята, мы подъехали к пятой станции, которая называется «Помечтайка».

Игра «Кем хочешь быть?».

Воспитатель: -А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти к столу, подумать, кем хотите стать вы, когда станете взрослыми и выбрать картинку с изображением этой профессии.

- Дети, как вы думаете, а вы можете прямо сейчас стать поваром, пилотом или врачом? (ответы детей) Конечно же нет, потому что для этого вам необходимо подрасти и выучиться, ведь каждой профессии необходимо учиться. Все профессии, о которых мы сегодня говорили, очень важны и нужны всем людям.

Воспитатель. Ребята, наше путешествие заканчивается, нам нужно возвращаться в детский сад. В стране «Профессий» еще много интересных профессий, и мы обязательно с ними встретимся, но в следующий раз. А сейчас нас ждет наш детский сад. На чем мы поедим обратно? Видите там, нас ждет паровоз (под музыку уходят).

Список литературы: 1. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64. 2. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64с. 3. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- #8470; С. 64-69.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Игры в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас - учитель.

Строит здания - строитель.

Поезд водит - машинист.

На тракторе пашет- тракторист.

Самолетом правит- летчик.

Красит стены нам - маляр.

Мебель делает - столяр.

От болезней лечит - врач.

Пишет красками - художник.

Сапоги сошьет - сапожник.

Погрузит краном - крановщик.

Рыбу ловит нам - рыбак.

Служит на море - моряк.

Доит коров всегда – доярка.

В шахте трудится - шахтер.

На посту и в снег, и в зной

Охраняет наш покой.

За порядком он следит.

И преступность победит - полицейский.

Он спасает от огня - Пожарный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Словесные игры: «Кто больше назовёт действий», «Отгадай профессию»

(осматривает, лечит, ставит диагноз, выписывает рецепт). Врач

(учит читать и писать, рисовать рассказывает, читает книги, любит детей) Учитель.

(продает, выбивает чек, считает, раскладывает товар, складывает продукты) Продавец.

(стрижет, расчесывает, накручивает волосы, моет голову, красит волосы) Парикмахер.

(строит, кладет кирпич, замешивает раствор, пилит, ходит в каске) Строитель.

(Играет с детьми, ходит с ними на прогулку, укладывает их спать, читает сказки, учит стихи) Воспитатель.

(Охраняет, помогает людям в трудной ситуации, ловит преступников) Полицейский.

(Готовит, жарит, варит, режет, солит, перчит, моет) Повар.

(носит форму, летает, управляет) Летчик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Пекарь, пекарь, (Хлопают в ладоши)

Из муки испеки нам колобки, (Пекут колобки.)

Да сушки — Ванюшке, (Соединяют большие и указательные пальцы.)

Да баранки — Танюшке, (Соединяют большие и средние пальцы.)

Да бублики — Гришке, (Соединяют большие и безымянны пальцы.)

Да крендель — Маришке (Соединяют большие и мизинцы.)

Пальчиковая гимнастика «Профессии»

Профессий в мире много есть

(хлопают в ладоши)

Всех нам и не перечесть

(сжимают и разжимают ладоши)

Повар, врач, маляр, водитель

Летчик, столяр и строитель

Балерина, музыкант

Почтальон, учитель, и официант

(загибают по очереди пальцы к большому)

Будем быстро мы расти,

чтоб профессию приобрести.

(тянутся вверх).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Разучивание чистоговорок, пословиц и поговорок о труде.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас;

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку;

Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

Пословицы о труде

Дело мастера боится

Делу время – потехе час

Сделал дело – гуляй смело

Умелые руки не знают скуки

Терпенье и труд все перетрут

Маленькое дело лучше большого безделья.