Актуальность проекта.
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Паспорт проекта.
Руководитель: Черезова Виктория Владимировна.
Наименование: «Покормите птиц зимой»
Вид проекта: Информационный
Исполнители: воспитатель
Адресная направленность: дети, родители, воспитатели.
Сроки и этапы реализации проекта: краткосрочный, 1 этап - подготовительный, 2 этап – основной, 3 этап – заключительный
Цель проекта:
Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи проекта:
-Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
-Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
- Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
- Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
-Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые».
- Воспитывать духовно- нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Проблема
В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.
Планируемые показатели эффективности:
-Дети усвоят необходимые знания по теме «Зимующие птицы».
- У дошкольников сформируется опыт познания процессов и явлений, происходящих в природе.
- У детей будут развиты творческие способности средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
- Дети получат знания о том, каким кормом, и каких птиц можно покормить.
-Совместно с детьми изготовить лепбук «Зимующие птицы»
- Совместно с родителями принять участие в краевой акции «Покормите птиц зимой».
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Методы и приемы: беседы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры
Этапы реализации проекта:
I этап Подготовительный этап.
-Определение цели и задач проекта.
-Сбор информационного материала.
-Беседы с детьми (выявление уровня знаний о зимующих птицах).
-Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
-Подобрать художественную литературу: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки о зимующих птицах.
-Подобрать дидактические игры, пальчиковые игры, демонстрационный материал, атрибуты для игровой деятельности и иллюстрации.
-Создать условия для реализации проекта «Покормите птиц зимой».
II этап Основной этап реализации проекта.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта: беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические и пальчиковые игры. Вызывать интерес к зимующим птицам, углублять и расширять знания них.
III Завершающий этап.
-Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
-Повесить кормушки на участке детского сада.
- Каждый день на прогулке кормить птиц, сделать фотоотчет.
-Оформить Лэпбук «Зимующие птицы»
-Принять участие в краевой акции.
Формы взаимодействия с детьми по проекту:
Организованно образовательная деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические игры; пальчиковые игры; чтение художественной литературы; эксперименты; творческая деятельность детей.
Формы взаимодействия с родителями по проекту:
Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стих о любой птичке, составить о ней не большой рассказ. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Участие в краевой акции «Покормите птиц зимой».
Дорожная карта проекта
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Социально – коммуникативное развитие Игровой, познавательный, коммуникативный Беседы: Беседа «Зимующие птицы», «Птицы», «Птицы зимой».
Обобщить знания детей о птицах; установить связь между формой клюва и питанием птиц. Дать детям знания о том, какой корм нужен птицам.
Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу. Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.
Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.
Закрепить знания детей о птицах: их разнообразии, отличительных особенностях, повадках, особенностях питания.
Способствовать формированию гуманного отношения к птицам; представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить; вызвать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей.
«Загадки в картинках»
Дидактические игры: «Чей силуэт?», «Назови ласково», «От зерна до каравая», «Что сначала, что потом», «Скажи наоборот»,
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Познавательное развитие Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. Рассматривание иллюстраций:
Рассматривание иллюстрации и картин русских художников «Птицы».
Ежедневное наблюдение за птицами: «Какие птицы
прилетают на кормушку?»,
«Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются
по земле?» «Как птицы летают?»
Речевое развитие Коммуникационный Чтение художественной литературы:
Н.Рубцов«Воробей», А.Говоров «Снегири», З.Александрова «Новая столовая», В. Бианки «Сумашедшая птица».
В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен».
А. Яшин «Покормите птиц зимой», Н. Щербинина «Синичка», Н. Сладков «Курорт «Сосулька».
Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Чтение письма от зимующих птиц.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать связную речь.
Художественно – эстетическое развитие
Творческий
Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках, штриховка.
Рисование «Ягода рябинка».
Лепка «Гнездышки для птиц», «Зернышки для птиц»
Аппликация «Кормушки для птиц»
Изготовление лепбука «Зимующие птицы»
Развивать творческие способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми.
Физическое развитие Двигательный Подвижные игры: «Совушка-сова», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках»
Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр.
Результативность
По реализации проекта «Покормите птиц зимой» были получены следующие результаты:
-Дети усвоили необходимые знания по теме «Зимующие птицы».
- У дошкольников сформировался опыт познания процессов и явлений, происходящих в природе.
- У детей были развиты творческие способности средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
- Дети получили знания о том, каким кормом, и каких птиц можно покормить.
-Совместно с детьми мы изготовили лепбук «Зимующие птицы»
- Совместно с родителями приняли участие в акции «Покормите птиц зимой».
- Вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Заключение
Для детей младшего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в жизни детского сада и мероприятиях, запланированных в ходе проектной деятельности, поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 12 «Теремок»
Информационно-поисковый проект:
" Покормите птиц зимой"
Выполнила: воспитатель
Группы № 5
Черезова В.В.
2024г.