Познавательный проект на тему "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цыденова Светлана Дондоковна

Проект поможет  сформировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr1.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ручеёк» с. Сосново-Озерское

Область «Познавательное развитие»

«Экологическое образование»

Познавательный проект

Тема: «Покормите птиц зимой!»

Цель проекта: 

  • формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Задачи проекта:

  •  обогащать у детей представления о зимующих птицах нашего края;
  •  формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.

Средняя группа «Смешарики»

Воспитатель: Цыденова С. В.

Пояснительная записка.

Проект представляет возможность формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Паспорт проекта

Тема: «Покормите птиц зимой!»

База исследования: экологическая тропа; дошкольное образовательное учреждение.

Участники проекта: воспитатели и дети 4-5 лет, их родители.

Тип проекта: познавательный

Сроки реализации проекта: среднесрочный (17.11-21.11.2014г).

Условия реализации проекта:

  • экологическая тропа;
  • развивающая среда групповой комнаты.

Проблема проекта: выяснить как зимуют птицы зимой и может ли человек помочь птицам зимой.

Цель проекта: 

  • формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к зимующим птицам.

Задачи проекта:

  •  обогащать у детей представления  о зимующих птицах нашего края;
  •  формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • формировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним.

Необходимое оборудование

  • Литература: загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.
  • Музыка: аудиозапись голосов птиц.
  • Иллюстрации: птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.

Продукты проекта

  • Книжная выставка «Птицы – гостьи нашего двора»
  • Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
  • Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»

Форма работы с детьми

  • Игровая деятельность.
  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.
  • Чтение.
  • Презентация кормушек. 

Этапы реализации проекта

Этап I

  • Постановка проблемы: игровая ситуация  «К нам пришло письмо от птиц».

Этап II

  • Реализация проекта

День недели

мероприятия

понедельник

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока ,журавлей и др.), из серии П.И. Чайковского «Времена года».

Беседа «Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

  • Кто это?
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?
  • А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы).
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц?

Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.

  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают? Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
  • Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?
  • Так какие же птицы бывают?

Экспериментирование.

Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Кто это?
  • Что есть у птицы?
  • Чем покрыты ее тело и крылья?
  • Зачем ей нужны перья?
  • На что перья похожи?
  • Что вы можете сказать о пере?

вторник

Беседа «Синичка- гостья нашего двора»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал:

Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. (показать модели). Кто это?

Дети: Синичка.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц?

Дети отвечают.

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?

Дети отвечают.

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синичка – птичка?

Дети отвечают.

Чтение художественной литературы

Тема: Чьи следы?

Цель: научить  узнавать животных по изображению их следов, сравнивать следы по размеру.

Наглядный материал: рисунки следов медведя, волка, лисы, зайца, мыши, птицы.

Художественное слово: рассказ И.Соколова-Микитова «Зимой в лесу».

Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы . Кто же здесь мог пройти? ( сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?

Воспитатель читает детям рассказ. Задает вопросы.

  • Чьи же это следы?
  • Кто чем пишет на снегу?
  • Почему остались следы?
  • Когда они пропадут?

среда

Знакомство с воробьем.

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: про воробья.

Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.

Дети отвечают

Воробей – это зверек такой?

Дети: воробей- птичка?

Воспитатель:

  • почему воробей – птичка?
  • что есть у птички? (показать модель)
  • какого цвета грудка?
  • чем покрыто тело?
  • какого цвета перышки?
  • какого цвета шапочка?
  • что это?  (показать клюв)
  • какой клюв?
  • зачем он нужен?
  • Что воробей клюет?
  • Зачем нужен хвост?
  • зачем воробью глазки?
  • Кто у него враги?
  • Могут ли птички прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

 Экспериментирование.

Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

  • Что это?
  • Кто их оставил?
  • Кто догадался?
  • Чьи это следы? А это?
  • Почему у воробья следы маленькие?
  • Почему тут следы кончились?

четверг

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Художественное слово: рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы:

  • Куда вышли дети?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?

    

 Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели.

Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

пятница

Беседа «Кормушка. Наши пернатые друзья.

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что это?
  • Зачем нужна кормушка?
  • Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем подкармливать птиц зимой?

Д/игра «Кормушка»

Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»).

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...
 (воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит...
 (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
 (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! 
(снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Д/игра «Угадай-ка» (с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая).

Вывешивание кормушек на участке

Видеофильм о зимующих птицах

Работа с родителями:

  • Изготовление памятки «Чем подкармливать птиц зимой»
  • Информационное окно «Кормушки для зимующих птиц»
  • Рисование «Зимующие птицы нашего края» (совместно с детьми)
  • Изготовление кормушек

Этап III

  • Книжная выставка «Птицы – гостьи нашего двора»
  • Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.
  • Выставка рисунков «Зимующие птицы нашего края»

Ожидаемые результаты:

  • обогащение представлений о зимующих птицах нашего края;
  •  сформированы умения и навыки наблюдения за птицами;
  • установлена связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • у родителей появилось желание помогать своему ребенку, общаться с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию "Звери и птицы зимой"

Открытое занятие по познавательному развитию с использованием компьютерных технологий...

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие", "Коммуникация" - "Покормите птиц зимой"

Конспект НОД по образовательным областям "Познавательное развитие", "Коммуникация"Возрастная категория: подготовительная группа (6 - 7 лет)Тема: "Покормите птиц зимой"Цел...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их о...

Ежегодная познавательная исследовательская акция «Покормите птиц зимой».

Актуальность акции:Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих пти...

КОНСПЕКТ НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Покормите птиц зимой»

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Изготовить лакомство для птиц из глины, зерен....

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно ...