Отчет на педагогический совет « Трудовое воспитание в раннем возрасте» ( из опыта работы)
методическая разработка (младшая группа)

Селивёрстова Светлана Сергеевна

   Отчет на педагогический совет

 

« Трудовое воспитание в раннем возрасте»

                  ( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

   Отчет на педагогический совет

 

« Трудовое воспитание в раннем возрасте»

                  ( из опыта работы)

 

Для того чтобы научиться хорошо работать,

надо искренне увлекаться работой,

без увлечения работать не научишься .

М. И. Калинин

 

Трудовое воспитание –

одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений,

главной целью которого является 

формирование положительного отношения к труду 

через решение следующих задач:

-формирование позитивных установок к различным видам

              труда и творчества;

-воспитание ценностного отношения к собственному труду,

              труду других людей и его результатам;

-воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

-развитие творческой инициативы, способности самостоятельно

              себя реализовать в различных видах труда и творчества

 

Задачи трудового воспитания ДОУ

- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

 

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принцип развивающего образования (системности и последовательности);

Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

 

Компоненты трудовой деятельности

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент

Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Виды труда дошкольников

Труд детей в детском саду многообразен, это позволяет поддержать у них интерес к трудовой деятельности осуществить их всестороннее развитие.

Различают четыре основных вида детского труда:

- самообслуживание,

- хозяйственно – бытовой труд,

- труд в природе,

- ручной труд.

 

 Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно   пережевывают пищу с закрытым ртом;

пользуются ложкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду,

пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности,

аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их.

Формируя у малышей   навыки самообслуживания,  широко использую игровые приемы, а также художественное слово. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий.

 

                    Буль- буль- буль журчит водица.

         Все ребята любят мыться.

Льется чистая водица

    Мы умеем сами мыться.

       Бобик ты такой лохматый!

       Не причешешь шерстку лапой.

       На, возьми расческу

       И поправь прическу.

  

 

Обучая порядку одевания и раздевания читаю « Маша- растеряша.»

Л. Воронкова.

Где же, где мои чулки?

 Обыщу все уголки.

 Их на стуле нет,

 И под стулом нет,

 На кровати нет,

 Под кроватью – нет...

Ищет Маша чулки, никак не найдет.

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

-         Ищешь, ищешь – не найдешь,

 А разыщешь – так пойдешь.

 Надо вещи убирать –

 Не придется их искать.

 

 

При одевании на прогулку помогут рифмованные строчки:

В небе солнышко гуляет,

           С ясным днем нас поздравляет

                                   Собирайся детвора,-

Нам давно гулять пора!

Будем быстро одеваться,

На прогулку собираться.

 

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Знакомство с трудом людей

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытовой труда:

1.Воспитывать желание оказывать помощь взрослым: воспитателю- в подготовке к проведению занятий;  няне–подготовке к приему пищи (накрывать на стол к обеду,убирать со стола после окончании еды).

2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности.


                                                 Саша у нас зайчик

 Зайчик-побегайчик!!!

 Зайчик Саша скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряй

И на место убирай.

 Все вы мои заиньки,

Все мои любимые!

Зайчики меня не огорчают,

 Вещи быстро собирают».

 

                                        

 

3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых.  (Особенно в этом возрасте приобщаю к наблюдению за трудом взрослых. Обращаю внимание на  результат  деятельности, на конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы).

 

 

 

В качестве сюрпризного момента использую стихи и загадки:

 


Медсестра:

Ой, скорее помогите!

Горлышко мне полечите

Маму я не слушала

 

 Мороженное кушала,

 

 

 

Воспитатель:

Кто с детьми всегда играет,

Книжки умные читает,

Водит деток погулять

И укладывает спать?

 

 

 


Няня:

В группе у нас всегда чистота.

Сверкает и пол и посуда.

Нянечка наша с утра

Наводит порядок повсюду.

Да и детишек она приучает

Стол накрывать и опрятными быть.

Каждый проказник конечно же знает

Труд нашей няни нужно ценить.

 


Повар:

1.Ходит в белом колпаке

С поварешкою в руке

Он готовит на обед

Кашу, щи и винегрет.

 

2.Спасибо тёте-повару мы скажем
За щи и каши вкусные ваши,
Детишки наши их съедают
И незаметно подрастают.

Труд в природе 

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

 

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).

 

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).

 

1.Труд в природе способствует развитию у детей:

         наблюдательности;

         любознательности;

         пытливости;

         вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека;

         уважение к людям труда.

 

 2.В процессе труда формируются:

         практические навыки ухода за растениями и животными;

         развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты;

         оценивать результаты и т. д.

  

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

В процессе работы дети  знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекаю к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов,  листьев, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, подарков родителям, украшений к праздникам.

Особенно нравится детям игры со стройматериалом, постройки из него. Играя с ним дети знакомятся с деталями (кубик, кирпичик)Учатся совместно с воспитателем конструировать башенки, домики, заборчики.

В этом помогут разыгрывание незатейливых сценок с игрушками, веселые песенки и стишки:

Петя, Петя, петушок,

Мы прочтем тебе стишок,

Споем тебе песенку

И построим лесенку.

Ты по лестнице ходи

Да смотри не упади!

У заборчика постой —

Наш заборчик не простой —

Столбов у него много,

Он длинный, как дорога.

Ходит кошка по дорожке.

Погуляй еще немножко,

Скоро мы пойдем домой

И возьмем тебя с собой.

 Поддерживаю желание детей строить самостоятельно.

В летнее время дети любят играть строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

 

              

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ПОРУЧЕНИЯ - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

Дети 2-3 лет – с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Воспитатель привлекает к хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребёнка, что-то сделать, сразу же при необходимости даёт советы, каким способом лучше выполнить поручение. («Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась» и т.д.).

Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы сегодня помогали, (Стучат одним кулачком по другому).

Очень сильно мы устали, (Наклоняются, опускают руки вниз.)

А теперь мы отдохнем (Ставят руки на пояс).

И скорей играть пойдем. (Шагают на месте, затем идут играть.)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, как условие повышения компетентности в воспитании и развитии детей раннего возраста».(из опыта работы)

В данном тексте изложен опыт работы по взаимодействию и общению с  родителями воспитанников.Для повышения их компетентности в вопросах воспитания и развития ребёнка....

Экологическое воспитание детей раннего возраста. (Из опыта работы).

Много лет работая воспитателем в детском саду я воспитывала в детях любовь к природе ....

Роль семьи в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Статья "Роль семьи в воспитании  детей  раннего возраста  (из  опыта  работы)"...

Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)

Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

экологическое воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)...