Обобщение опыта "Сказка в жизни ребенка"
методическая разработка (старшая группа)

Виктория Владимировна Черезова
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В. А. Сухомлинский. Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир. Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Карл Бюллер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка. Сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста. При ознакомлении детей со сказками в своей работе использую наиболее результативные методы формирования духовно-нравственных качеств: 1. Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. 2. Эмоциональное восприятие сказки детьми- настольный театр, пересказ детьми содержания сказки, с использованием мнемотаблиц, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки. 3. Для закрепления восприятия сказки использую продуктивные виды деятельности: рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. 4. Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактическими играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку» используя красочные вертушки, круги Луллия. Постоянно обновляется и пополняется предметно-пространственная среда в театральных центрах. Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками, родители изготовили для нас вязанный пальчиковый театр, героев сказок на ложках, конусные фигурки для театра Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Работая по данной теме, я разработала и представляю вашему вниманию Авторское дидактическое пособие по развитию речи дошкольников «Полянка сказок». Со своим пособием стала участником Всероссийского конкурса «Воспитатели России. Развивающие игры и пособия. Стартап». Пособие представлено в виде панно, котороеизготовлено из металлической основы. К нему прилагаются отдельные папки - кармашки с различными сказками, в которых помещены персонажи из сказок, декорации к сказкам ( все детали ламинированные, на магнитах) Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками по развитию речи, также может быть использовано при организации образовательной деятельности в различных режимных моментах. В игровой форме, при помощи наглядного материала у детей формируются умения самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами. Дидактическое пособие направлено на обучение детей ясно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, составлять сказку по картинкам, с последовательно развивающимися событиями; Расширять и активизировать словарный запас детей; Развивать грамматический строй речи; Связную речь, мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память, умение узнавать сказочных героев, сказочные ситуации. При систематическом использовании данного пособия, у детей появляется интерес, любовь к сказке, развивается детское речевое творчество. Дети уместно, понимая значение, используют сказочные выражения в своей речи. Они осмысливают, сохраняют основную лексику, свободно ориентируются в литературно-народном материале, появляется языковое чутьё, интерес к образному слову, а также представляют себя на месте героев и проигрывают сказочные ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

ключами…»

В. А. Сухомлинский.

 

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир.

 Хотелось бы обратиться к высказываниям великих педагогов-новаторов. Так Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Карл Бюллер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

       

Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Слушая сказки, ребенок узнает взаимоотношение людей, повадки зверей, учится верить в силу правды и справедливости, что очень важно в нравственном и духовном развитии ребенка.

Сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни, и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.

При ознакомлении детей со сказками в своей работе использую наиболее результативные  методы формирования духовно-нравственных качеств:

   

  1. Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.         

  1. Эмоциональное восприятие сказки детьми- настольный театр, пересказ детьми содержания сказки,  с использованием мнемотаблиц, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

  1. Для закрепления восприятия сказки использую продуктивные виды деятельности: рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений.

       

  1. Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактическими играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку» используя красочные вертушки, круги Луллия.   

Постоянно обновляется и пополняется предметно-пространственная среда в театральных центрах. Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками, родители изготовили для нас вязанный пальчиковый театр, героев сказок на ложках, конусные фигурки для театра     

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи

Работая по данной теме, я разработала и представляю вашему вниманию Авторское дидактическое пособие по развитию речи дошкольников «Полянка сказок».

 Со своим пособием стала участником  Всероссийского  конкурса «Воспитатели России. Развивающие игры и пособия. Стартап».

Пособие представлено в виде панно, котороеизготовлено из металлической основы. К нему прилагаются  отдельные папки - кармашки с различными сказками, в которых помещены персонажи из сказок, декорации к сказкам ( все детали ламинированные, на магнитах)

   

Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками по развитию речи, также может быть использовано при организации образовательной деятельности в различных режимных моментах.

В игровой форме, при помощи наглядного материала у детей формируются умения самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

Дидактическое пособие направлено на обучение детей ясно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, составлять сказку по картинкам, с последовательно развивающимися событиями;

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивать грамматический строй речи;

Связную речь, мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память, умение узнавать сказочных героев, сказочные ситуации.

При систематическом использовании данного пособия, у детей появляется интерес, любовь к сказке, развивается  детское речевое творчество. Дети уместно, понимая значение, используют сказочные выражения в своей речи. Они осмысливают, сохраняют основную лексику, свободно ориентируются в литературно-народном материале, появляется языковое чутьё, интерес к образному слову, а также представляют себя на месте героев и проигрывают  сказочные ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Обобщение опыта работы «Закаливание – часть здорового образа жизни ребенка»

Закаливание является составной частью здорового образа жизни. Закалить ребенка – сделать его физически крепким, сильным, выносливым. Основными средствами закаливания являются: воздух, солнце, вода, бо...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии на тему: «Обобщение представлений о жизни растений и животных леса и луга с использованием технологии мнемотехники».

конспект по экологичесому воспитанию с детьми старшей группы на тему "Обобщение представлений о жизни растений и животных леса и луга с использованием технологии мнемотехники"...

«Овладение обобщенными представлениями о жизни растений леса и луга»

Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного мира. Развивать познаватель...