Мелкая моторика: подборка упражнений для первой младшей группы
материал (младшая группа)

Архипова Анна Борисовна

Мелкая моторика: подборка упражнений для ясельной группы

 Советский педагог — новатор В. А. Сухомлинский писал, что детские способности и умения находятся на кончиках их пальцев. Через кончики пальцев дети знакомятся с окружающим миром. Тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие и мышление ребенка, готовит руку к письму. Это лишь немногие причины для того, чтобы воспитатели начали регулярно давать детям упражнения на мелкую моторику.

 Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Такое умение формируется за счет совместной деятельности нервной, мышечной и костной систем. Чтобы мелкая моторика малыша развивалась постепенно и правильно, нужно учитывать его возраст. Например:

 1) годовалый ребенок только начинает тренировать свои пальчики. Для этого он хватает игрушки, сжимает их и разжимает; 

2) трехлетний ребенок спокойно держит карандаш и хватает мелкие предметы;

3) в 6 лет ребенок уже может писать буквы и цифры. 

Учитывайте возраст ребенка при выборе заданий, чтобы у него не возникло сложностей с выполнением упражнений и появился интерес к ним. 

6 упражнений по развитию мелкой моторики для детей до 3 лет

 Подбор подходящих упражнений может занимать у воспитателей много времени. Выпускники нашей Академии протестировали различные варианты и остановились на шести упражнениях для ясельной группы. Для подготовки упражнений потребуются только подручные материалы и не больше 10 минут времени.

 Собери бусы

 Цель: развитие мелкой моторики рук, образного восприятия, умения выполнять работу по образцу.

Материалы: карточки с изображением цветных бусинок в определенной последовательности, шнурок, цветные бусины.

 Каждому ребенку выдайте одну карточку, шнурок и контейнер с бусинками. Малыш должен нанизать бусины на шнурок в той последовательности, которая показана на карточке. Начинать упражнение можно с крупных бусинок, когда на карточках нарисована последовательность из 3 — 4 бусин. Как только ребенок научится справляться с этими заданиями, можно усложнить задачу. Для этого возьмите бусы меньшего размера и карточки с большим количеством бусин.

 Ювелир

 Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости.

Материалы: пустой контейнер, пинцет, контейнер с бусинами.

 Перед каждым ребенком поставьте поднос. На подносе разместите пинцет и два контейнера  — с бусинами и пустой. Ребенок должен подхватить пинцетом бусину из контейнера и положить её в пустой контейнер. И так, пока контейнер с бусинами не опустеет, а пустой контейнер не наполнится. Если бусины выскальзывают из пинцета, поддержите малыша. Ему нужно потренироваться и понять, как правильно захватывать бусины. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка разложить бусины по цветам или размерам.

 Волшебный шнурок

 Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления и пространственного воображения.

Материалы: веревочка или шнурок.

 Выложите веревочку или шнурок на столе перед малышом зигзагом. Скажите ему: «Представь, что веревочка — это ручеек и тебе нужно через него перепрыгнуть с помощью твоих пальчиков». После того, как ребенок каждым пальчиком перепрыгнет через веревочку, предложите ему представить, что веревочка — это лестница. Теперь задача ребенка наступить на веревку.

 Пластилиновая разминка

 Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: пластилин.

 Выдайте каждому ребенку кусочек пластилина. Задача  — хорошо размять пластилин, чтобы подготовить его к поделкам. Для большего эффекта берите обычный российский пластилин, а не легкие иностранные массы для лепки. Разминать российский пластилин намного сложнее и в то же время полезнее.

 Сюрприз

 Цель: развитие мелкой моторики, фантазии, воображения и сенсорных ощущений.

Материалы: большой контейнер или таз с сыпучими материалами (рис, гречка, песок, манка), мелкие предметы и фольга.

 Перед началом игры заверните мелкие предметы в фольгу и спрячьте их поглубже в контейнер с сыпучим материалом. Расскажите детям историю, что они искатели приключений и должны найти клад, который зарыт в этой емкости. Тогда малыши будут с интересом искать спрятанные предметы и освобождать их от фольги, чтобы узнать, что спрятано внутри. 

 Поход за ягодами

 Цель: развитие мелкой моторики, воображения, фантазии.

Материалы: скотч, стулья, мелкие легкие предметы (крышки от детского питания, ручки, небольшие пластиковые фигурки, камушки, помпоны из ниток), контейнеры или корзинки для детей. 

 Перед началом упражнения поставьте два стула (можно больше) на расстоянии 1,5 — 2 метра друг от друга и натяните между ними сетку из скотча. Закрепите на липкую сторону мелкие предметы, равномерно распределяя их по всей площади. Выдайте детям корзины или контейнеры и скажите, что идете в лес за ягодами. Предметы, которые приклеились к скотчу, — это ягоды, и малышам нужно их собрать. Обычно это упражнение вызывает смех и радость. 

 Совмещайте упражнения с игровыми элементами и захватывающими историями, чтобы дети полюбили ваши занятия. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика: подборка упражнений для ясельной группы

Советский педагог — новатор В. А. Сухомлинский писал, что детские способности и умения находятся на кончиках их пальцев. Через кончики пальцев дети знакомятся с окружающим миром. Тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие и мышление ребенка, готовит руку к письму. Это лишь немногие причины для того, чтобы воспитатели начали регулярно давать детям упражнения на мелкую моторику.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Такое умение формируется за счет совместной деятельности нервной, мышечной и костной систем. Чтобы мелкая моторика малыша развивалась постепенно и правильно, нужно учитывать его возраст. Например:

1) годовалый ребенок только начинает тренировать свои пальчики. Для этого он хватает игрушки, сжимает их и разжимает;

2) трехлетний ребенок спокойно держит карандаш и хватает мелкие предметы;

3) в 6 лет ребенок уже может писать буквы и цифры.

Учитывайте возраст ребенка при выборе заданий, чтобы у него не возникло сложностей с выполнением упражнений и появился интерес к ним.

6 упражнений по развитию мелкой моторики для детей до 3 лет

Подбор подходящих упражнений может занимать у воспитателей много времени. Выпускники нашей Академии протестировали различные варианты и остановились на шести упражнениях для ясельной группы. Для подготовки упражнений потребуются только подручные материалы и не больше 10 минут времени.

Собери бусы

Цель: развитие мелкой моторики рук, образного восприятия, умения выполнять работу по образцу.

Материалы: карточки с изображением цветных бусинок в определенной последовательности, шнурок, цветные бусины.

Каждому ребенку выдайте одну карточку, шнурок и контейнер с бусинками. Малыш должен нанизать бусины на шнурок в той последовательности, которая показана на карточке. Начинать упражнение можно с крупных бусинок, когда на карточках нарисована последовательность из 3 — 4 бусин. Как только ребенок научится справляться с этими заданиями, можно усложнить задачу. Для этого возьмите бусы меньшего размера и карточки с большим количеством бусин.

Ювелир

Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости.

Материалы: пустой контейнер, пинцет, контейнер с бусинами.

Перед каждым ребенком поставьте поднос. На подносе разместите пинцет и два контейнера — с бусинами и пустой. Ребенок должен подхватить пинцетом бусину из контейнера и положить её в пустой контейнер. И так, пока контейнер с бусинами не опустеет, а пустой контейнер не наполнится. Если бусины выскальзывают из пинцета, поддержите малыша. Ему нужно потренироваться и понять, как правильно захватывать бусины. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка разложить бусины по цветам или размерам.

Волшебный шнурок

Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления и пространственного воображения.

Материалы: веревочка или шнурок.

Выложите веревочку или шнурок на столе перед малышом зигзагом. Скажите ему: «Представь, что веревочка — это ручеек и тебе нужно через него перепрыгнуть с помощью твоих пальчиков». После того, как ребенок каждым пальчиком перепрыгнет через веревочку, предложите ему представить, что веревочка — это лестница. Теперь задача ребенка наступить на веревку.

Пластилиновая разминка

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Материалы: пластилин.

Выдайте каждому ребенку кусочек пластилина. Задача — хорошо размять пластилин, чтобы подготовить его к поделкам. Для большего эффекта берите обычный российский пластилин, а не легкие иностранные массы для лепки. Разминать российский пластилин намного сложнее и в то же время полезнее.

Сюрприз

Цель: развитие мелкой моторики, фантазии, воображения и сенсорных ощущений.

Материалы: большой контейнер или таз с сыпучими материалами (рис, гречка, песок, манка), мелкие предметы и фольга.

Перед началом игры заверните мелкие предметы в фольгу и спрячьте их поглубже в контейнер с сыпучим материалом. Расскажите детям историю, что они искатели приключений и должны найти клад, который зарыт в этой емкости. Тогда малыши будут с интересом искать спрятанные предметы и освобождать их от фольги, чтобы узнать, что спрятано внутри.

Поход за ягодами

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, фантазии.

Материалы: скотч, стулья, мелкие легкие предметы (крышки от детского питания, ручки, небольшие пластиковые фигурки, камушки, помпоны из ниток), контейнеры или корзинки для детей.

Перед началом упражнения поставьте два стула (можно больше) на расстоянии 1,5 — 2 метра друг от друга и натяните между ними сетку из скотча. Закрепите на липкую сторону мелкие предметы, равномерно распределяя их по всей площади. Выдайте детям корзины или контейнеры и скажите, что идете в лес за ягодами. Предметы, которые приклеились к скотчу, — это ягоды, и малышам нужно их собрать. Обычно это упражнение вызывает смех и радость.

Совмещайте упражнения с игровыми элементами и захватывающими историями, чтобы дети полюбили ваши занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2010-2011 Творческий отчет на тему: «Развитие мелкой моторики на занятиях аппликацией» первая младшая группа

Творческий отчет на тему:«Развитие мелкой моторики на занятиях аппликацией»...

Мелкая моторика пальцев рук в первой младшей группе.

Картотека игр по развитию мелкой моторики в первой младшей группеСентябрь «Ходит осень по дорожке»1 неделя: «Как живёшь?»Как живёшь? Вот так! Показать большой палец.К...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.

           Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Песочная фантазия» в первой младшей группе.Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию ...

Консультации для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы"

Консультация для родителей по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы"...

Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.                ...