Консультация «Особенности организационной работы в разновозрастной группе детского сада: плюсы и минусы»
консультация
Работа педагогов в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_osobennosti_raznovozr02.20.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Особенности организационной работы
в разновозрастной группедетского сада: плюсы и минусы»
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №42
«Аленький цветочек»
И.Г. Савенкова
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности. Одна из основных, на наш взгляд, заключается в следующем: поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках ФГОС.
Работа педагогов в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен:
- знать программы всех возрастных групп;
- уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
- обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа в данный момент с 5до 7лет. (8 детей с 5 до 6 лет и 16 будущих первоклассников). Я работаю на этой группе 5 год. Дети, которых мы набирали, ходят уже во 2, 1 класс. В этом году мы выпускаем тех детей, которые к нам пришли почти 5 лет назад. Но у нас остаются ребята, которые пришли к нам в этом и прошлом учебном году.
И все-таки, нашу группу посещают дети смежных возрастов, поэтому нам организовать свою работу легче, чем педагогам малокомплектных детских садов, где разница в возрасте бывает значительнее.
Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил, и времени у педагога.
Ведь, по сути, во время одной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микродеятельности.
В совместном воспитании детей разного возраста есть положительные и отрицательные моменты.
Начну с минусов – отрицательных моментов.
- Трудности в проведении НОД, совместной деятельности с детьми, так как перед воспитателем стоят разные задачи.
Воспитательно-образовательная работа в нашей группе строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. Непосредственно образовательная деятельность строится согласно учебному плану и СанПин.
Занятия проводятся со всеми одновременно по одному и тому же разделу программы, но с разными задачами обучения. Дети условно разделены на 2 подгруппы: 1 подгруппа - это старшая группа, 2 подгруппа - подготовительная группа. Занятия по математике 1 раз в неделю проводим вместе, 1 раз по подгруппам. В то время как у 2 подгруппы проходит занятие по обучению грамоте, с детьми 1 подгруппы проводит занятие учитель-логопед по развитию речи.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводим со всеми детьми сразу. Такие занятия как лепка, рисование, аппликация, музыкальное и физкультурное проводим тоже совместно, но учитывая возраст детей, в зависимости от задач подбираем разные формы работы, разные задания в соответствии с их возрастом, например, НОД лепка, тема «Орешки для белочки», старшие лепят тарелочку, младшие – орешки. Совместная продуктивная деятельность по теме «Земля – наш общий дом», это коллективная работа. У каждого ребенка был свой кусочек планеты, каждый украшал планету в силу своих возможностей. Затем соединили эти «кусочки» вместе и получилась красивая планета.
Еще она трудность: как сократить продолжительность НОД для тех, кто помладше. Например, на физкультуре, на какое-то время их можно сделать «болельщиками» и наблюдать за игрой детей старшего возраста.
Главное - мы учимся, играя! На других занятиях они могут раньше уйти играть в игровой уголок или предлагаем им вид деятельности, который является переходящим к другому виду деятельности.
- Следующий минус: «У детей, кто младше в группе могут быть хуже развиты навыки самообслуживания и трудовые навыки», так как часто старшие дети за них убирают игрушки, помогают им одеваться. Но у нас в группе такой проблемы нет, т.к. в группе существуют правила, у детей есть обязанности, свои трудовые поручения. Старшие убирают в одном уголке, малыши в другом, единые правила для всех – взял игрушки – убери на место.
- Трудности в режиме тоже, наверное, можно отнести к минусам, если в группе большой разбег в возрасте детей, т.к. для каждого возраста характерна своя продолжительность той или иной деятельности, например, прогулки, своя скорость выполнения заданий и т.д. Но повторюсь, у нас разница в возрасте не большая, поэтому у нас с этим трудностей нет.
- Некоторые педагоги отмечают, что при большой разнице в возрасте, старший ребенок иногда соперничает с младшим дошкольником, не учитывая соотношение сил, в результате младший в заведомом проигрыше, у малышей формируется заниженная самооценка. Например, младший отказывается рисовать, потому что он считает, что у него получается каляка-маляка. У нас такого явного соперничества между возрастами нет. Просто в силу индивидуальных и возрастных особенностей некоторые дети справляются чуть хуже, навыки еще недостаточно сформированы. Поэтому мы этих детей чаще стараемся хвалить, поднимать их самооценку, создавая ситуации, когда эти дети вносят свой вклад в часть коллективной работы, который значительно улучшает результат. Например, коллективная аппликация «Наш город». Большие ребята вырезают деревья и дома и наклеивают их, а те, кто помладше или послабее, приклеивают готовые машины, но очень красивые, которые заранее приготовлены воспитателем, что значительно украшает коллективную работу.
- Ещё один минус в том, что детям разных возрастов интересны разные игры.
В данном случае важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов. В разновозрастной группе она строится по таким же принципам, как и в одновозрастной группе, только с небольшими уточнениями:
- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
- детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.
Теперь перейдём к положительным моментам.
1) Братья и сестры, имеющие возможность посещать одну группу, адаптируются к детскому саду быстрее. По крайней мере у нас так происходит, в этом году пришли две сестрички-погодки.
2) Следующий плюс: младшие дети в разновозрастных группах развиваются быстрее.
3) Сейчас у многих детей нет братьев и сестер, им не о ком заботиться, дети в таких семьях иногда вырастают эгоистами. В разновозрастных группах эта проблема отпадает сама собой.
Необходимо приучать старших детей заботиться о малышах, возможен вариант, когда старший отвечает за малыша. Но должно быть правило: взрослые помогают только тогда, когда малыши их об этом попросят. В результате старшие испытывают гордость от того, что к ним обращаются, как к взрослым, малыши попадают в ситуацию, когда они учатся обращаться за помощью к старшим.
4) Один из немаловажных плюсов в том, что у отверженных детей старшего дошкольного возраста есть шанс проявить себя и повысить свою самооценку за счет детей помладше. К старшему ребенку будут прислушиваться малыши только потому, что он взрослее.
5) Взаимодействие детей разного возраста весьма полезно, поскольку приближено к ситуации многодетной семьи. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности, при формировании бытовых навыков, правил поведения и т. д. Хотя объяснения старших дошкольников далеки от дидактических норм, младшие зачастую понимают их лучше, чем более грамотные указания взрослых. Например, в процессе НОД, на физкультуре можно поставить в пары ловить мяч старшего и помладше. Старшему дать возможность показать несложное упражнение малышам, научить их правильно выполнять это упражнение.
Т.о., какие моменты положительные или отрицательные будут больше преобладать в разновозрастной группе, зависит от воспитателей. Но в любом случае все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей. Реализуя взаимодействие детей в нашей группе действуют следующие правила:
-старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.
-младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.
В своей работе стараемся сформировать адекватные отношения между детьми. Внимательно относимся к каждому ребенку, учим детей взаимодействовать друг с другом, дружить, делиться и разрешать возникшие конфликты.
И так моя задача как воспитателя – это создание максимально благоприятных условий для эмоционально насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям каждого воспитанника, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе детского сада»
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский са...
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада (часть 2)
Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...
Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающи...
Особенности работы в разновозрастной группе детского сада
Сложности в работе в разнолвозрастной гркппе дс...
Особенности работы в разновозрастной группе детского сада
Особенности работы в ДОУ с разновозрастными группами...
Статья "Из опыта работы в разновозрастной группе детского сада"
Статья "Из опыта работы в разновозрастной группе детского сада"...