«Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста
консультация

Пристинская Светлана Павловна

образоваОбразовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Актуальность. В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений.

Развивающая среда в ДОО должна соответствовать современным условиям. Так как воспитанники проводят в ДОО большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. И здесь перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Каждый день дети должны себя чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФОП ДО), поэтому важно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но помещение зачастую не соответствует желаемому).

Этот вопрос решается путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.

«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран. Основная идея, которой, заключается в трансформации среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, технические средства обучения, игры, игровые фишки и различные тематические картинки (иллюстрации).

Суть технологии заключается в том, что ребенок имеет возможность постоянно видеть необходимый материал, обновлять и закреплять свои знания, то есть получать необходимую информацию, также имеет право выбора планировать свою деятельность, в том числе и в рамках свободной деятельности, тем самым может конструктивно использовать информационный ресурс. Как мы видим, плюсов очень много для реализации данной технологии.

При помощи «говорящей стены» мы решаем важные задачи развития дошкольников:

  • создаем условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяем изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
  • развиваем внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечиваем эмоциональный комфорт для детей.
  • развиваем самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.

Цель: создание условий для развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста через технологию «Говорящая стена», создание условий для поддержки уникальности каждого ребенка и предоставления возможности для развития детей по своим индивидуальным образовательным траекториям, посредством использования “Говорящей стены”

Задачи:

  1. Организация гибкой образовательной деятельности, объединяющей детей по интересам.
  2. Выстраивание среды для организации ненавязчивого обучения, сохраняющего свободу выбора и содержания своих занятий для каждого ребёнка.
  3. Поддержка позитивного эмоционального фона для укрепления веры в себя и настойчивости в достижении своей цели.
  4. Создание условий для поддержки самостоятельности, любознательности, креативности детей.

Принципы и правила работы с говорящей стеной

  • Обязательно сотрудничество и сотворчество всех участников образовательного процесса.
  • Должна присутствовать систематическая смена экспозиций и мобильность элементов стены.
  • Педагогом и детьми оговариваются правила
  • Для «говорящих стен» работают правила: «Красного угла».
  • Оборудование и материал должны соответствовать требованиям нормативных документов.
  • Работа со стеной проходит в повседневной жизни, предполагает открытость и добровольное участие, возможность участия каждого ребенка, а также обучение с увлечением.
  • Диалог со стеной одновременно могут вести от 1 до 5 детей.

Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Магнитно-маркерная стена, картотеки игр по речевому и познавательному развитию, картинки обучающие, схемы игр с различными материалами (для оформления говорящей стены), ширма для детских работ, прищепки, леска, наборное полотно, ткань с лентой и липучками.

Участники: воспитатель - дети - родители.

Планируемый результат

  • Расширение и обогащение словарного запаса.
  • Благоприятное и комфортное развитие детей как в игровой, так и в познавательной деятельности.

Этапы работы

#1055;одготовительный – этап информационно-аналитического обеспечения проекта.

2. Основной этап – практический.

3. Заключительный этап

Перспективный план работы по теме самообразования

Название мероприятия

Период проведения

1

Создание экрана «Приветствие»

Создание экрана «Осень в гости к нам пришла», атрибуты к экрану (картинки листья красные, желтые, зеленый, пазл белка, грибы, дерева два)

Сентябрь

2

Создание экрана «Среда обитания: Кто где живет»

Октябрь

3

Создание экрана «Домашние животные и питомцы»

Ноябрь

4

Создание экрана «Сезонные изменения в природе: Зимушка-зима»

Декабрь

5

Создание магнитного экрана и атрибутов по теме недели: «Неделя здоровья»

Январь

6

Создание фетрового экрана для самостоятельной творческой и познавательной активности по теме недели: «Транспорт»

Февраль

7

Создание экрана «Международный женский день»

Март

8

Создание экрана «Неделя пожарной безопасности»

Апрель

9

Оформление результатов

работы. «Фото- вернисаж интересных дел»

Май

Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме самообразования:

  1. Просвещать родителей (законных представителей) в теме по самообразованию.
  2. Стимулировать родителей (законных представителей) к совместной деятельности по теме самообразования
  3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с детским садом в целях создания, пополнения и оформления «говорящей стены»

План взаимодействия с родителями (законными представителями)

Название мероприятия

Период проведения

1

Анкетирование «Говорящая среда» дома».

Сентябрь

Октябрь

2

Привлечение родителей к созданию «говорящих стен» в группе и на прогулочной веранде

В течении учебного года

3

Памятка для родителей: «Правильное использование

детьми пространства дома»

Январь

4

Консультация для родителей: «Говорящая

среда» как эффективное средство поддержки

детской индивидуальности, инициативы и

самостоятельность детей»

Март

5

Создание видеоролика «Говорящая среда»

Апрель

Трансляция опыта работы

  • Семинар-практикум «Использование технологии «Говорящие стены» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»;
  • Консультация для педагогов «Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей;
  • Консультация для педагогов «Развитие самостоятельности у дошкольников через игры на «говорящей стене»;
  • Мастер-класс «Применение «Говорящей стены» с детьми младшего дошкольного возраста вовремя ООД;
  • Презентация опыта работы на педагогическом совете по теме: «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Ожидаемые результат

  • Участие в конкурсах различного уровня: институционального, муниципального, всероссийского.
  • Показ открытых мероприятий в рамках темы самообразования.

Изучение научной и учебно-методической литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
  2. Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/, свободный.− Загл. с экрана.
  3. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  4. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: , свободный. – Загл. с экрана.
  5. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. − 2017.
  6. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.
  7. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016.
  8. Сенсорная стена «Разноцветные домики» // Официальный сайт МБДОУ детский сад № 232. – Режим доступа: http://жемчужинка#1088;ф, свободный. – Загл. с экрана.

Практическая значимость

Опыт работы по решению использования технологии «Говорящая стена» в работе с дошкольниками, может быть использован педагогами при реализации тематических недель, проектов, организованной образовательной деятельности, тематической беседы и т.п.

Заключение

В ходе, проведённых наблюдений можно сделать следующие выводы:

  • у детей развивается познавательная активность. Дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.
  • у детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются детьми, родителями, воспитателями.
  • у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми.
  • дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.

Таким образом, говорящая стена – это отличный способ интеграции образовательных областей, переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль, способ организации самостоятельной деятельности детей, способ сенсорного развития, усвоение нового и закрепление пройденного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Технология «Говорящая стена» в развитии познавательной активности и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. В дошкольном возрасте особенно актуально формирова...

Консультация для воспитателей ДОУ «Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Метод проектной деятельности в ДОУ, как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Метод проектной деятельности в ДОУ, как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста»...