Гаджеты в жизни детей: вред или польза?
материал (старшая группа)

Cегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gadzhety_v_zhizni_detey.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Гаджеты в жизни детей: вред или польза?

Cегодня практически в любой семье есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Любой ребенок в семье, где есть телефоны, планшеты, смартфоны и компьютеры, довольно рано начинает ими интересоваться.

Одна из самых сложных тем, с которой сталкиваются родители в современном мире – это, конечно, тема гаджетозависимости детей. Эта тема сложна еще и потому, что взрослые пока сами не очень хорошо научились балансировать между своей продуктивностью, своим физическим и ментальным здоровьем и желанием постоянно проверять свои мессенджеры и проводить время в соцсетях.

Вред и польза гаджетов

Широкое использование гаджетов детьми имеет ряд негативных последствий. И «страшилки» про снижение зрения или проблемы с осанкой здесь далеко не на первом месте. Если ребенок чрезмерно проводит время с «электронной игрушкой», то в первую очередь страдают нервно-психические процессы:

  • утрачивается способность фантазировать и образно мыслить;
  • снижается концентрация внимания;
  • возникают проблемы со сном;
  • нарушаются умственные способности.

Одной из самых больших опасностей является формирование зависимости. Ребенок настолько привыкает к гаджету, что утрачивает интерес к другим занятиям и общению с окружающими, агрессивно реагирует на попытки родителей прервать игру, а в остальное время становится тревожным и рассеянным.

Безусловно, у современной техники есть много плюсов. Достоинством является возможность быть на связи с близкими или оперативно найти информацию в интернете. Смартфон и планшет развлечет непоседу в долгой дороге или в очереди к врачу. Благодаря множеству обучающих приложений дошкольник с удовольствием выучит буквы, цифры, цвета и даже познакомится с иностранными языками. Получение навыков работы с компьютером или обработки фотографий у детей постарше может стать предпосылкой для освоения будущей профессии. Гаджеты могут стать для детей помощниками в раскрытии талантов.

Норма по возрастам

Сколько можно смотреть телевизор или играть в игры на смартфоне, чтобы это было безопасно? По мнению детских психологов, допустимо придерживаться следующих норм:

  • детям с 3 до 7 лет – до 60 минут в день, лучше небольшими отрезками по 15-20 минут;
  • с 7 лет – не более 2 часов;
  • после 10 лет – до 3-4 часов в день.

Детям до 3 лет пользоваться гаджетами вообще не рекомендуется, только при необходимости родителей выполнить какую-то срочную работу, перекусить или принять душ. В любом возрасте ребенок должен четко знать, какое количество времени в день ему можно проводить за компьютером или с планшетом.

Правила использования

При использовании электронных устройств важно соблюдать несколько правил:

  1. Необходимо закрепить в сознании ребенка, что пользоваться компьютером, смартфоном или телевизором можно только с разрешения родителей.
  2. Нужно правильно организовать рабочее место: обеспечить достаточную освещенность, регулировку высоты стола и стула, безопасное расстояние до экрана (компьютера – не менее 60 см, планшета – 25-30 см).
  3. Рекомендуется делать разминку для глаз через каждые 20–30 мин.
  4. Не следует давать ребенку играть в гаджеты перед сном, а также во время приема пищи.
  5. Можно установить программу родительского контроля, например Cocospy или FamilyTime, чтобы ограничить время использования телефона.

Обращайте внимание на изменения в поведении: появление раздражительности, агрессии и истерик по незначительному поводу, бессонница. Эти признаки – первые сигналы о формировании зависимости.

Причины возникновения зависимости от гаджетов

Многие родители, беспокоясь о том, что сильное влияние компьютерных игр может пагубно отразиться на ребенке, забывают, что зачастую сами провоцируют появление зависимости. Поэтому важно понимать, почему дети начинают активно интересоваться компьютером или планшетом и забывают о других играх.Основные причины возникновения повышенного интереса к гаджетам можно выделить следующие:

• Часто мамы прибегают к помощи планшета, когда нужно накормить или усадить на горшок неусидчивого малыша либо же облегчить время, проведенное в транспорте, очереди и т.д. Для редких случаев это единственный выход (например, долгая поездка), однако ежедневное злоупотребление формирует стойкую привычку.

• Во многих семьях поощряется повышенный интерес ребенка ко всяческим кнопочкам. Малыш очень быстро понимает, как включить/выключить устройство, и родители ложно воспринимают это как признак раннего развития, все больше и больше давая ребенку играть с гаджетом. При этом взрослые лишь тешат свои амбиции, не думая о развития ребенка.

• Опасаясь жестоких игр, родители перенаправляют интерес ребенка на более спокойные и развивающие игрушки. При этом папы и мамы забывают регулировать время, проведенное за такими развлечениями. Влияние компьютерных игр на психику ребенка несколько снижается, однако зависимость от гаджета все равно формируется. Гораздо полезней было бы заменить обучение на компьютере рисованием или прогулкой.

• Нередко компьютер используется в качестве поощрения за хорошее поведение или проделанную работу, что также может сформировать зависимость. Ребенок воспринимает компьютерную игру как свое неотъемлемое право и отказывается замещать ее чем-либо или сокращать время, проводимое за ПК.

• Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий.

• Дети, с раннего возраста привыкшие к телефону, потом уже не смогут переключиться на более важные занятия: книги, игры на свежем воздухе и так далее. К сожалению, нынешние дети уже не проводят большинство свободного от школы времени на улице, в парках, на детских площадках за увлекательными играми как это было во времена их родителей и бабушек с дедушками. А ведь активный образ жизни – это залог здорового развития ребенка. Сейчас дети привыкли к просматриванию фильмов, видеороликов, игр на мобильных телефонах и планшетах, а также ноутбуках и айфонах. Но в этом ведь не вина детей. За развитием ребенка и их правильным воспитанием должны следить родители. Если родители не разрешают проводить время за ноутбуком или, уткнувшись в телефон или телевизор, то ребенок занимается чем-то другим, например чтением или играми на свежем воздухе.

Как научить детей жить счастливо без гаджетов

Нейропсихолог Татьяна Штейн считает, что родители могут приучить детей к тому, что счастливо можно жить и без гаджетов. Важно – не развить зависимость от телефонов, планшетов и компьютеров. По словам эксперта, механизм формирования гаджетозависимости с точки зрения физиологии такой же, как формирование любого другого типа зависимости, будь то алкоголь или курение.

Татьяна Штейн выделяет четыре критерия, которые характеризуют зависимость.

  • Первый критерий. Это чрезмерное потребление с потерей ощущения времени. Люди садятся проверить соцсети только на пять минут, как вдруг понимают, что уже прошел целый час.
  • Второй критерий. Это нарастающая потребность в увеличении потребления. Взрослые видят, как дети хотят все больше и больше играть или проводить время в соцсетях.
  • Третий критерий. Это бурная реакция на изъятие: могут быть приступы агрессии или депрессии.
  • Четвертый критерий. Это негативные последствия. Могут быть обманы, споры или социальная изоляция.

Штейн отмечает, что большинство детей говорят о том, что никогда не получали никаких инструкций от родителей по поводу того, как использовать гаджеты. Это самая большая ошибка, которую допускают мамы и папы.