Бесконфликтное общение педагогов с родителями
консультация

Формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мини-тренинг для педагогов33.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 25

МИНИ-ТРЕНИНГ

«БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

                               

                                                                                         Подготовила и провела:

                                                                                         Степанова Н.В.

с. Успенское, 2021.

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

– развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;

познакомить педагогов с конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций;

– поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

I этап Разминка

 1.        Приветствие

Участники стоят в кругу и здороваются друг с другом, используя разные фразы.

II. Основной этап

2. Упражнение «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели

воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.
  • Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках).

- А мы с коллегами, попробуем догадаться, с какой интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее с родителями приемлема в общении
?

Ведущий: У каждого из нас в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

3. Психотехника «Давление»

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.

Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, напротив друг друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре».

Выскажите свои впечатления. В какой ситуации вам было комфортнее: когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони?

Возможно, Вам было неприятно в обеих ситуациях.

Тогда попробуйте не давить друг на друга, а выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями так, чтобы между вами возникло ощущение тепла.

Почувствовали, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте об этом!

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

Мини-лекция

Ведущий: Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.

Способ первый: принцип «сэндвича» - принцип чередования положительного и отрицательного.

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать:

1) рассказав о ребенке хорошее, а затем,

2) переходить к неприятным моментам,

3) завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте,

4) сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.

Способ второй: использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом.

Можно использовать такие речевые штампы:

  •  «Вера Алексеевна! Я прошу ...» (обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования) (Сравните: «Вера Алексеевна! Я требую ...!»)
  • «Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» (Сравните: «Саша постоянно .., сегодня он снова ...»)
  • «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... Как вы думаете, что может этому быть этому причиной?» (Сравните: «Ваш ребенок ... (такой-то), все время ...»)
  • «Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить...?» (Сравните: «У Саши (такие-то проблемы)…, вам обязательно нужно показаться к ...(врачу, психологу, психиатру)»)
  • «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
  • «Давайте вместе подумаем, как ...»
  • «Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
  • «Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)

Способ третий: передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе.

При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

Ведущий: я предлагаю вам перефразировать следующую негативную информацию в позитивную. Ведущий последовательно открывает на доске фразы в негативном ключе, предлагает их перефразировать, после обсуждения предлагает свой вариант. Например:

Марина ничего не может сделать сама! (Вариант ответа: Чтобы у Марины получилось, нужно делать вместе с ней).

Саша не успевает на занятиях вместе с остальными детьми. (Вариант ответа: Саша может успевать на занятиях со всеми, но ему для этого требуется чуть больше времени).

- Коля не умеет договариваться с ребятами, часто конфликтует. (Вариант ответа: С помощью взрослого Коля соблюдает инструкции, выполняет совместные дела с ребятами).

Способ четвертый. Применение при общении стиля «адвокат».

При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:

  • Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
  • Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
  • Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
  • Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

4. Упражнение «Выбери фразу»

Ведущий: я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по листку с фразами, одинаковыми для обеих групп. Ваша задача: найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять – выделить красным цветом;

2) «нежелательные» фразы и подобрать смысловые («желательные») пары к ним.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами, зачитывает каждая группа свой вариант.

Затем Ведущий может прокомментировать некоторые фразы, например:

«Неудачные» фразы:

  • «Извините, если я помешала…» (в ответ можно услышать: «Помешали…»),
  • «Я бы хотела еще раз услышать…»,
  • «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…» (в ответ можно услышать: «Быстренько не получится, мне некогда…» или «Нет времени…»),
  • «А у меня на этот счет другое мнение…».

«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

  • «Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;
  • «Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;
  • «Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;
  • «Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
  • «Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;
  • «Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

Раздаточный материал для упражнения «Выбери фразу»

Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы красным цветом, а «нежелательные» в паре с «желательными» – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

Извините, если я помешала...

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...

Вам будет интересно узнать...

Я бы хотела еще раз услышать...

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Давайте с вами быстро обсудим...

Как вы знаете...

Хотя вам это и неизвестно...

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

Вы, конечно, об этом еще не знаете...

А у меня на этот счет другое мнение...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, об этом слышали...

5. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать сильные стороны в общении с родителями определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения задания участникам необходим лист бумаги формата А 4, карандаш, ластик.

Тренер предупреждает участников о том, что упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Если кто-то захочет поделиться своими мыслями или чувствами, он может высказаться в конце упражнения.

Далее тренер просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных и неправильных геометрических фигур. Когда работа будет закончена, тренер начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответы. После каждого вопроса тренер дает на обдумывание от 15 до 40 секунд. На последние два, возможно больше.

Вопросы

Посмотрите на свой рисунок.

Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (Кто выше? Кто ниже?). Почему?

Что значит для вас выше, ниже? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур?

На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

Кто расположен правее, а кто левее? Почему?

Вкладываете вы какой-нибудь смысл в понятие «левый», «правый»? Какой?

Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей? Почему?

Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы», если «да», то какой?

Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы вы не изменили его совсем, то почему?

На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, тренер просит  высказаться желающим. Что помогает и что мешает в работе с родителями, можно из личного опыта.

Затем формулируются несколько позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в отношении с родителями.

Обсуждение.

Обсуждаются рисунки и ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.

6. Упражнение «Помоги себе сам»

Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" стрессовой ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

III. Обсуждение упражнений. 

Какое упражнение понравилось? Почему?

Прощание с участниками тренинга.

Участники стоят в кругу и прощаются друг с другом разными способами.

Литература

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. – М., 2006.
  2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград, 2014.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

Консультация для педагогов "Совершенствование общения педагогов с родителями"

В материале представлены новые формы и методы работы по взаимодействию с семьей...

Памятка для педагогов "Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях".

quot;Правила бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и соцсетях"....

Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.

Сегодня, в век информатизации и компьютеризации информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические....

Консультация для воспитателей: «Правила и приемы бесконфликтного общения педагога с родителями в мессенджерах и социальных сетях.»

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою ...