Земля русская
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект по приобщению ребёнка старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»
Авторы: Рудова С.В.
Вид проекта: творческий познавательный.
Продолжительность: январь – декабрь 2022год.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы «Маргаритка».
Актуальность. 30 декабря 2021года Президент В.В.Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России».
Ответы детей на вопросы: - «Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей?» помог понять, что необходимо развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Земля русская».
Проект способствует развитию познавательных способностей ребёнка. Включает в себя ознакомление дошкольника с народными промыслами России, с обычаями, традициями, народным творчеством.
Цель проекта: формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях народов России.
Задачи: - познакомить ребёнка с фольклором народов России через детские песенки, прибаутки, потешки, поговорки, сказки;
- обогатить словарный запас ребёнка через знакомство с предметами быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка; - расширить представления ребёнка об искусстве, традициях и обычаях народов России;
- развивать творческое воображение и фантазию ребёнка, через театрализованную деятельность;
- закреплять знания о народных промыслах России через творческую деятельность;
- воспитывать уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию через знакомство с народными промыслами;
- воспитывать чувство коллективизма, умение договариваться;
- вовлечь родителей в проектную деятельность по приобщению ребёнка к истокам народной культуры.
Интеграция образовательных областей по теме: изобразительная, игровая, музыкальная, творческая, театрализованная деятельность, знакомство с художественными произведениями.
Предполагаемый результат:
- ребёнок проявляет устойчивый интерес к различным видам народного творчества, участвует в изобразительной, театрализованной деятельности, игре, слушает художественные произведения;
- интонационно выделяет речь тех или иных персонажей сказок; - проявляет инициативу и самостоятельность в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;
- использует в речи художественные выразительные средства: интонацию, мимику, жесты;
- эмоционально откликается на переживания персонажей сказок;
- создаёт узоры в различных стилях;
- украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписью;
- самостоятельно придумывает узор при расписывании заготовок декоративных изделий;
- гордится творчеством своих родителей.
План реализации творческого проекта
1 этап – Подготовительный
Задачи: - подбор и изучение методической литературы по данной теме; - привлечение родителей к сотрудничеству по приобщению ребёнка к истокам народного творчества; - написание плана творческого познавательного проекта.
2 этап – Основной
Задачи: - создание условий для реализации творческого проекта «Земля русская»; - реализация творческого проекта «Земля русская» через совместную деятельность всех участников воспитательного процесса.
3 этап – Заключительный
Беседа с детьми «Это русская сторонка, это – Родина моя»;
Задачи: - обобщить знания ребёнка о культурном наследии своего народа: обычаях, традициях, народных промыслах, фольклоре;
- отметить творческие способности каждого ребёнка.
- продукт совместной деятельности всех участников воспитательного процесса
Презентация развивающей среды в группе по приобщению ребёнка группы «Маргаритка» к культурному наследию своего народа «Земля Русская».
Задача: - распространить опыт работы по приобщению ребёнка к культурному наследию через сайт ДОУ.
Продукт совместной деятельности всех участников воспитательного процесса:
- оформлены альбомы «История жилища народов России», «Национальные костюмы народов России»; - онлайн - презентация мам «Чудеса народных промыслов»;
- выставки детского творчества «Наши руки не знают скуки»;
- коллекция сказок народов России
«Сказка, сказка - прибаутка, рассказать её не шутка»;
- картотека подвижных игр народов России «Как играли в старину»;
- мини – музей «Народная игрушка» пополнен новыми экспонатами;
- выставка семейных работ «Ремесло тому даётся, кто весь делу отдаётся»
Перспективный план работы:
1.Беседа «Посидим рядком, поговорим ладком»
Задачи: - углубить знания ребёнка об истории жилища народов России, учить понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище;
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, одежды, размышлять, обобщать результаты;
- показать красоту национального костюма, выделить его элементы; - воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать его в театрализованных представлениях.
- оформить альбомы «История жилища народов России», «Национальные костюмы народов России».
- изготовлены костюмы, маски, пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
2.Экскурсия в мини - музей в ДОУ
«В деревенской избе, в светлой горенке»
Задачи: - продолжить знакомить ребёнка с жилищем русского человека, разъяснить понятие горница, ее устройство;
- совершенствовать знания о предметах народного быта.
3.Знакомство с малыми фольклорными формами
«Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям»
Задачи: - познакомить ребёнка с пословицами, поговорками, потешками, прибаутками, закличками, скороговорками;
- разучить пословицы и поговорки, научить объяснять их значение;
- вызвать желание применять пословицы и поговорки в повседневной деятельности ребёнка; - способствовать формированию эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества.
4.Просмотр онлайн - презентации мам «Чудеса народных промыслов»
Задачи: - познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление народной игрушки; - воспитывать бережное отношение к изделиям народного промысла, уважение к труду народных умельцев.
5.Творческая деятельность «Наши руки не знают скуки»
Задачи: - расширить знания о декоративно – прикладном искусстве: Гжель, Хохлома, Дымка, Городецкая, Жостовская росписи, народная игрушка;
- научить создавать узоры в различных стилях;
- вызвать желание самостоятельно придумывать узор при расписывании заготовок декоративных изделий;
- выставки детского творчества.
6.Создание коллекции сказок народов России
«Сказка, сказка - прибаутка, рассказать её не шутка»
Задачи: - познакомить с многообразием сказок народов России;
- познакомить ребёнка с былинами о русских богатырях; - формировать интерес к книжному творчеству; - развивать речь, активизировать словарный запас;
- вырабатывать умение осмысливать содержание произведения;
- воспитывать грамотного читателя.
7. Игротека «Как играли в старину»
Задачи: - познакомить с играми народов России;
- вызвать у ребёнка интерес и желание играть в народные игры; - воспитывать чувство коллективизма, умение договариваться;
- создать картотеку подвижных народных игр России.
8.Театрализованная деятельность «Чтобы сказочка сначала словно реченька журчала»
Задачи: - научить ребёнка передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз;
- вызвать интерес к театрализованным представления по мотивам народных произведений;
- обогащать речь ребёнка образными выражениями, оборотами;
-с помощью родителей изготовить костюмы, маски, пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
9.Мини – музей в группе «Народная игрушка»
Задачи: - вызвать интерес к народной игрушке: неваляшкам, матрёшкам, свистулькам, трещёткам, бирюлькам;
- обогатить опыт ребёнка игры с народной игрушкой;
- воспитывать уважительное отношение к творчеству народных умельцев;
- пополнить музей новыми экспонатами.
10. Выставка семейных работ «Ремесло тому даётся, кто весь делу отдаётся»
Задачи: - помочь ребёнку вспомнить стихи, пословицы, поговорки о семье;
- вызвать у ребёнка гордость и уважение к творчеству членов его семьи.
Используемая литература
1.Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика"2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: учеб. -метод. пособие, 2-е изд, перераб. и доп. СПб, 2008. 2.Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 3.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. Москва: Просвещение, 2006. 4.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения: М.ТЦ «Сфера», 2001.5.Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников: М. ТЦ «Сфера», 2013. 6.Николаева С.Р., Катышева И.Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд.- во: Детство-Пресс, 2009. 7.Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.8.Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. Ярославль: «Академия развития», 2007.9.Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. Москва. Просвещение, 2012.10.Халикова Э.А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря. Изд.-во: «Учитель», 2010 книга». - М.: Белый город, 2008 г. 11. Ресурсы интернета.
Календарь народных праздников
1 января – День былинного богатыря Ильи Муромца: Главный герой былин, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина.
6 января – Рождественский сочельник: День (навечерие) накануне празднования Рождества. На Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.
6 января – Коляда: Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето.
7 января – Рождество: Рождество в качестве праздника признано на государственном уровне, поэтому 7 января является официальным выходным днем в России. Эта дата является не только общенациональным торжеством, но и достоянием русской культуры.
13 января – Юбилей И.А. Худякова (180 лет): Иван Александрович Худяков - русский революционер, фольклорист и этнограф. «Великорусские сказки».
13 января – День рождения Ю.Г. Подкорытова (88 лет): Юрий Георгиевич Подкорытов - челябинский автор, писал для детей сказки и рассказы об уральской природе. «Дед Куделька».
18 января – Святки. Крещенский сочельник: Завершает период святок. Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» - сваренные зерна пшеницы
18 января – Международный день снеговика: «18» – цифра символизирует снеговика с метлой. Легенда: если вылепить снеговика из свежевыпавшего снега и шепнуть ему на ухо желание, оно обязательно исполнится, когда растает снеговик.
19 января – Крещение: Праздник именуют по-разному: Крещение и Богоявление, Водокрест, Водокрещи, Иорданов день и Иордань. Празднование «обросло» не только церковными обрядами, но и народными обычаями. Все они, так или иначе, связаны с освященной водой.
10 февраля – Кудесы. День рождения Домового: День угощения домового. Слово «кудесничать» означает «проказничать, шалить». А еще «кудесами» раньше называли бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, который использовали для общения с духами
15 февраля – Сретение: В народных традициях 15 февраля смешались христианские и языческие элементы. Встрече в Иерусалимском храме нашлась аналогия: встреча зимы и весны.
16 февраля – День валенок: В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.
16 февраля – Именины Кикиморы: Традиция – задабривать кикимору. Это злой домовой женского духа, при этом не является сестрой или женой Домового. Лучшая защита – чистота и порядок в доме.
23 февраля – День рождения А.И. Лазарева: Александр Иванович Лазарев – фольклорист, ученый с мировым именем, выдающаяся личность в истории культуры и образования Южного Урала.
28 февраля – 6 марта Масленица: На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
29 февраля - День рождения Кощея: воплощение древнего славянского божества Чернобога. В русских сказках – злой и коварный персонаж.
3 марта – Юбилей Н.Е. Ончукова (150 лет): Николай Евгеньевич Ончуков – фольклорист, исследователь и журналист. «Северные сказки».
3 марта – Овсянка: Считалось, что птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция печь овсяное печенье — овсянники.
14 марта – Древнерусский Новый год: В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год.
21 марта – День весеннего равноденствия: В Древней Руси это торжество старались отметить со всем размахом и весельем. Люди думали, чем веселее они будут праздновать день равноденствия, тем удачнее и урожайнее будет год.
3 апреля – Водопол (День Водяного): Пробуждение водяных и русалок после зимнего сна, начало разлива рек.
6 апреля – День русской народной сказки: Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. При помощи сказок взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.
7 апреля – День рождения В.Ф. Миллера (174 года): Всеволод Федорович Миллер – русский учёный, фольклорист, этнограф, языковед и археолог.
17 апреля – Вербное воскресенье: На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье.
24 апреля – Пасха: Светлое Христово Воскресение – это крупнейший христианский праздник. На протяжении истории Пасха обросла народными традициями: давно жители некоторых регионов России обливали водой людей, не посетивших церковь в страстную неделю; или гадание на семейное благополучие.
28 апреля – День рождения В.Я. Проппа (127 лет): Владимир Яковлевич Пропп – известный ученый фольклорист. Одним из первых занялся анализом структуры фольклорных текстов и выявлением инвариантов.
1 мая – Красная горка: Красная Горка, или Фомин день, являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. Это народный праздник, на который испокон веков приходилось множество свадеб, гуляний и хороводов.
7 мая – Юбилей Д.Н.Садовникова (175 лет): Дмитрий Николаевич Садовников – фольклорист, литератор, критик и переводчик. «Загадки русского народа».
15 мая – Соловьиный праздник: С этого времени начинают петь соловьи. Соловей запел — весна на убыль пошла, а лето на прибавку.
19 мая – День русской печи: Это неофициальный народный праздник. Русская печка была неотъемлемой частью всей культуры народа. Она служила народным ремеслам: была и гончарным горном, в ней плавили металл для изготовления домашней утвари и женских украшений.
4 июня – День синецвета и Васильковый день: В этот день не работали: в огороде уродятся только полынь и васильки. У девушек была особенная традиция: они плели венки из березовых веток и бросали в реку, будет ли счастье.
12 июня – Змеиный праздник: Знаковое существо в народных поверьях. Великий полоз.
21 июня – День летнего солнцестояния: Самый длинный день в году. До принятия григорианского календаря в тот день отмечали Купалу.
23 июня – День балалайки в России: Общеизвестный народный русский инструмент. В этот день организуют концерты и мастер-классы, чтобы каждый желающий смог послушать, как красиво звучит инструмент.
30 июня – День рождения Бабы Яги.
7 июля – Иван Купала: Посвящен он летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой. В ночь на Ивана Купала проводили различные обряды, связанные с травами, водой и огнём.
8 июля – День Петра и Февронии: Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности.
11 июля – День рождения А.Н. Афанасьева (196 лет): Александр Николаевич Афанасьев – собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славян.
15 июля – День Берегини: Согласно славянским легендам, она породила все живое на Земле.
17 июля – Единый день фольклора: Всероссийская акция приурочена к празднованию Дня этнографа.
28 июля – День рождения С.К. Власовой (121 год): Серафима Константиновна Власова – уральская писательница, собирала и изучала устное народное творчество жителей Урала.
2 августа – Ильин день: Праздник посвящен пророку Илье. У славян чтили Перуна. Устраивали братчину — коллективную трапезу, крестный ход и массовые гулянья.
14 августа – Медовый спас: Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед.
15 августа – День Хоровода Мира: Общероссийский праздник – Создание образа единства многонационального и многокультурного народа России в хороводе, утверждение традиционных человеческих ценностей.
17 августа – День самовара: Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самый большой самовар в России был создан в 1922 году в Туле.
19 августа – Яблочный спас: Праздник первых плодов связан с созреванием яблок.
29 августа – Хлебный или Ореховый спас: Последний народный праздник уходящего лета, символизирующий окончание сбора урожая
31 августа – Лошадиный праздник: В этот день лошадей старались угощать лакомством и пирогами. Пекли особое печенье в виде конского копыта.
8 сентября – День посиделок на кухне: У многих народов кухня считается священным местом в доме, отсюда и особые традиции.
14 сентября – Семён Летопроводец: Старый славянский праздник приближения осени. Встреча осени. Начало свадеб и посиделок.
23 сентября – День осеннего равноденствия: День, когда ночь и день равны по длине, что символизирует баланс между светлым и темным.
25 сентября – День рождения С.И. Черепанова (114 лет): Сергей Иванович Черепанов – писатель, журналист, продолжатель дела П. Бажова. Автор уральских сказов на основе народного творчества равнинного, деревенского Зауралья.
30 сентября – Вселенские бабьи именины: День Веры-Надежды-Любви и матери их Софии. Многие девушки праздновали свои именины, ведь эти четыре имени были очень популярны. Со временем начали отмечать большой праздник.
14 октября – Покров день: Символизирует окончание сельскохозяйственных работ и начало зимы. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.
16 октября – Всемирный день хлеба: Официально праздник учрежден 16 лет назад. Каравай. Хлеб у славян требовал почтительного отношения и соотносился с живым существом.
17 октября – Леший день: По народным поверьям Дух-хранитель леса последний раз в году проверяет свои владения и проваливается под землю до весны.
24 октября – День русской матрёшки: Традиционный российский сувенир. Символ «Матрешка» был утвержден как часть Юникода и был добавлен в Эмодзи.
2 ноября – День рождения Д.К. Зеленина (144 года): Дмитрий Константинович Зеленин – этнограф, диалектолог и фольклорист.
10 ноября – День рождения В.И. Даля (221 год): Владимир Иванович Даль – русский писатель, этнограф и собиратель фольклора.
14 ноября – День кузнеца: В старину в этот день праздновали День Кузьмы – покровителя деревенских кузнецов.
18 ноября – День рождения Деда Мороза: Прообраз Деда Мороза возник в славянской мифологии. Разворачиваются праздничные гуляния, завершающиеся зажжением огней на новогодней ёлке.
20 ноября – День рождения И.В. Карнауховой (121 год): Ирина Валериановна Карнаухова – детская писательница, фольклорист, исполнительница народных сказок.
24 ноября – День рождения П.Н. Рыбникова (191 год): Павел Николаевич Рыбников – русский этнограф, фольклорист и публицист.
3 декабря – День памяти богатыря Святогора: Богатырь русского былинного эпоса.
7 декабря – День Екатерины-санницы, покровительницы невест: Катерининские гулянья, гадания, первые катания на санях.
11 декабря – Сойкин день: Сойку в народе называли вещуньей. Люди верили, что у этой пташки на крылышках находятся небольшие зеркала, в которых можно увидеть свое будущее. Гадания.
13 декабря – День медведя: Почитание медведя и сказочного Михаила Потапыча.
21 декабря – День зимнего солнцестояния: Коляда — славянский праздник солнечного перелома. Перед этим днем старались закончить важные дела, раздать долги и решить споры.
24 декабря – День варежки или рукавицы: Были атрибутом крестьян еще с 13 века. Один из обычаев – дарить перед свадьбой семье жениха узорные варежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»
Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»
Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...