Я живу в Назарово
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
Проект «Я живу в Назарово»
в группе "Маргаритка"
Город родной - все родные места,
Здесь отдыхает спокойно душа.
Где бы ты ни был, где бы ни жил,
Город зеленый, он вечен и мил….
Тип проекта: среднесрочный.
Участники проекта: дети группы "Маргаритка", родители, воспитатели, специалисты.
Срок реализации: 2 недели.
Цель проекта: формирование позитивного, уважительного отношения к родному городу, людям труда всех участников воспитательного процесса; расширение представлений о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Задачи:
- расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
- познакомить с символикой нашего города: флаг, герб города Назарово;
- воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
- с интересом слушает об истории возникновения города;
- принимает активное участие в викторине о нашем городе;
- изображает в рисунках, лепке, аппликации, конструировании улиц города, детский сад, двор своего дома, дома будущего.
- с гордостью рассказывает о любимых местах родного города.
Актуальность:
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным краем, где они живут, применла проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые способствуют формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Проблема:
Дети знают название города, домашний адрес, c большим увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними я убедилась в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике. Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями.
Для формирования позитивного, уважительного отношения к родному городу, людям труда, расширение представлений о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями разработала и реализовала проект "Я живу в Назарово".
Предварительная работа:
Формулирование целей и задач.
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
Первый этап – подготовительный
Рассматривание фотографий и беседа на тему «Как возник наш город».
Просмотр слайдов и видеоматериалов.
Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
Экскурсия в краеведческий музей.
Второй этап – реализация проекта
Организованная деятельность: цикл занятий
История возникновения родного города
Цель: формирование познавательного интереса и желание узнать об истории возникновения своего города, воспитание любви к родному городу.
Памятники города Назарово
Цель: расширение и закрепление представлений ребёнка о достопримечательностях города, природных объектах, ознакомление с архитектурными особенностями города, воспитание любви к родному городу, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.
Наш любимый город.
Цель: закрепление у ребёнка понятия - малая Родина, формирование умения замечать красоту городских улиц, расширение представлений ребёнка о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к родному краю.
Продуктивная деятельность
Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?». Лепка "Птицы родного края"
Изготовление макетов домов города.
Составление коллажа «Улицы нашего города».
Конструирование "Наша улица"
Аппликация "Новые дома на нашей улице"
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры:
Построим улицу города.
Строительство нового дома.
Поход в Берёзовую рощу "Мы идём смотреть родину"
Дидактические игры:
Лото «Наш город».
«Выложи герб из фрагментов».
«Где находится памятник?».
«Путешествие по городу».
Создание центра «Это всё мой край родной"
Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».
Альбом «Наш любимый детский сад».
Панно «Герб города» (при участии родителей).
Карта - схема «Дорога в детский сад».
Фотографии «Мой дом и улица, на которой я живу».
Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».
Чтение художественной литературы:
В.Степанов «Что мы родиной зовем».
Н.Забила «Путями-дорогами».
В.Степанов «Наш дом».
В. Болдинов «Земля любимая моя….»
Экскурсии к местам ближайшего окружения
Работа с родителями:
- консультация «Знакомим детей с родным городом»;
- изготовление макетов зданий;
- совместный поход в музей.
Третий этап – подведение итогов проекта:
- викторина "Я живу в Назарово";
- выставка детского творчества.
Продукт проекта:
- фотоальбом «Достопримечательности нашего города»;
- фотоальбом "Наша улица";
- презентация похода "Мы идём смотреть Родину";
- альбом "Символика нашего города";
- карта улиц нашего города";
- гербарий растений территории детского сада;
- коллекции открыток "Птицы нашего края", "Открытки наших бабушек".
Список используемой литературы:
- Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
- «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания, Москва, Издательство"Скрипторий", 2010г.
Викторина "Я живу в Назарово"
Цель: формирование познавательного интереса к малой Родине.
Задачи:
Образовательные
- Уточнить и расширить знания ребёнка о городе.
Воспитательные задачи развивающие задачи
- Воспитывать любовь к малой Родине.
- Развивающие задачи
- Развивать память.
Предшествующая работа:
- познавательные занятия о природе и географии родного города;
- подготовка сообщений об интересных местах, природе, выдающихся людях нашего города.
Оборудование к мероприятию:
- Фишки для оценки выполненных заданий.
- Разрезные картинки с изображением птиц, животных, растений.
- Проектор.
- Гуашь, кисточки
- Грамоты
Музыкальный ряд:
- Гимн Красноярского Края
Ход викторины
Дети входят в зал под музыку (гимн Красноярского края), встают полукругом.
Добрый день, ребята, сейчас звучал Гимн Красноярского края (текс Александр Вулых, Ирина Коменская. Музыка Ирина Коменская)
Ведущий: Сегодня у нас с вами интересный и познавательный праздник. Мы с вами живем в замечательном Красноярском крае, на территории которого находится и наш, замечательный город Назарово (смотрим по карте) и вы много знаете о своей родине. А на сегодняшнем празднике мы проведем соревнование и узнаем, у какой команды этих знаний больше.
Я хочу вам представить наших уважаемых членов жюри.
А сейчас вы представите свои команды и выберете свой стол, но чтобы выбрать стол необходимо отправить капитана за конвертом с номером стола.
Посыльные получают конверты, команды по очереди представляются и садятся за столы.
Ведущий:
В нашей викторине есть правила - команды выполняют задания. За правильные задания - получают фишки. Чья команда соберет большее количество фишек - выигрывает.
Ведущий: Дорогие участники сейчас начинается первый этап нашей викторины. Он называется «Вопрос - ответ». Правила этого этапа такие - я задаю командам по очереди вопрос, а вы должны назвать, правильный ответ. За каждый правильный ответ присуждается фишка, если команда не справилась, вопрос переходит к следующей команде. Предупреждение. Пока команда готовится, остальные участники и болельщики должны соблюдать полную тишину. Итак, мы начинаем.
1 этап
Вопросы и ответы
- Какая большая река протекает вдоль нашего города? (Чулым)
- Какая река протекает в Берёзовой роще? (Ададымка)
- Какие природные зоны есть на территории города? (Берёзовая роща, Сосновый бор).
- Как называется столица нашего края? (Красноярск)
- Что изображено на гербе города Назарово? ( рассказать)
Дорогие участники у нас закончился первый этап викторины – капитаны отдайте фишки членам Жюри.
Выступление жюри. Объявление результатов за первый этап.
2 этап
Ведущий: Дорогие участники мы начинаем второй этап нашей викторины.
Рисование Герба города Назарово
На слайде Герб города Назарово –
Мы уже с вами рассказали, что изображено на Гербе города Назарово, а теперь прошу вас его нарисовать. За работу!
Природа Красноярского края
Ведущий: Правила этапа такие: Каждая команда получает пакет с карточками либо «Животные», либо «Птицы», либо «Растения» где вперемешку находятся те, которые есть на территории города и края и те виды, которые не встречаются в нашем крае. Командам необходимо выбрать и назвать тех животных, растений и птиц, которые принадлежат нашему краю.
Ведущий: Дорогие участники время подготовки закончилось, назовите правильные варианты.
Оценки жюри за второй этап.
3 этап
Конкурс капитанов.
Ведущий: А теперь третий этап нашей викторины. Конкурс капитанов.
Ведущий: Правила: Каждый капитан должен называть по одному городу Красноярского края, кто не может назвать пропускает ход – за каждый названный город одна фишка. Внимание! Нельзя повторяться.
Ведущий: Уважаемые капитаны – сдайте, пожалуйста, свои фишки жюри.
Пока мудрецы считают баллы за конкурс капитанов. Мы с вами встречаем гостей с музыкальным номером.
Ведущий: Слово жюри.
Мудрецы: объявляют баллы за конкурс капитанов и общий балл.
Ведущий: Спасибо, уважаемым членам жюри. А мы переходим к последнему этапу «Домашнее задание». Для подготовки к домашнему заданию командам дается время. Пока команды готовятся – мы поиграем с болельщиками.
Игра с болельщиками.
4 этап
Домашнее задание: видеопрезентация самого интересного места нашего города.
Ведущий: Вы все знаете, что город богатый и необычный, в нем очень много чудесных мест. Предлагаю командам рассказать о них.
Выступления команд.
А сейчас я предлагаю поблагодарить всех, кто болел за вашу команду и сказать им пожелания, можно и в стихотворной форме.
Выступление жюри.
Награды победителям.
Конспект занятия в подготовительной группе «Моя малая Родина»
Цель: воспитание у ребёнка положительного отношения к своей малой Родине.
Задачи: вызвать интерес к данной теме; показать важность развития таких качеств, как любовь к малой Родине; способствовать развитию чувства патриотизма.
Предполагаемый результат: - принимает активное участие в беседе о своей малой Родине; - слушает пословицы и стихотворения о Родине; - рассказывает о традициях нашего города; - передаёт словами чувства к своей семье, детскому саду, друзьям, городу; - изображает на рисунке любимые места малой Родины.
Воспитатель: - Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
- О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие:
«Русский человек без родины не живет»,
«Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».
- Объясните значение этих пословиц.
- Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».
- Как мы называем это чувство?
Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией. Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.
Послушайте стихотворение «Родная сторонушка»
Выйду я на зорьке слушать соловья.
Рощицы, пригорки, вдалеке — поля.
Над родной сторонушкой солнце поднимается.
И поет соловушка, свищет, заливается.
Трели соловьиные понимаю я:
Славит он родимые рощи и поля.
Зорька ленту узкую бросит над рекой,
Славит землю русскую голос золотой!
- У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других - городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
Послушайте стихотворение «Малая родина
Малая родина — островок земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
- Вспомните, как называется город, где вы родились?
(Индивидуальный опрос детей).
Большинство из вас родились в нашем городе. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина. Вы любите свой город? (Да, я люблю свой город! Я очень люблю свой город!) За что вы его любите? Подумайте, чем оно примечательно?
Дети: Я люблю свой город, потому что, он красивый, уютный. В нём есть детский сад, школа, больница, аптека, красивые улицы, памятники, церковь.
Воспитатель:
- Какие названия улиц вы знаете? (Ответы детей).
Дети, а как называются улицы, на которых вы живёте. (Ответы детей).
А сейчас давайте из кубиков построим улицы, где вы живете.
Я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную, повторяем вместе со мной.
«Мы по улице шагаем, (Шагают).
Выше ноги поднимаем. (Высоко колени, маршируют)
По сугробам не пойдём, (Жест рукой)
Мы его перешагнем (Шаг в сторону)
На скамейку мы присели, (Присесть)
Там конфет кулёчек съели. (Имитация руками)
А когда друзей встречали, ( Встать)
Мы руками им махали! (Машут рукой).
Вот как славно погуляли: (Шагают).
Друг за другом мы шагали! (Повернулись направо, шагают за воспитателем).
Раз-два, раз-два! (Шагают).
Воспитатель: - Отдохнули. Продолжим нашу беседу. Мы с вами вспомнили названия улиц. А что ещё интересного есть в нашем городе?
Дети: парк, каток, оздоровительный комплекс, река Чулым, больница, где лечат людей, школы, где учат детей, детские сады, парикмахерские, швейная фабрика, где шьют одежду, библиотека.
- Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.
- А сейчас предлагаю вам нарисовать свои любимые места малой Родины.
История города Назарово
Город Назарово вырос из старинного села, основанного , согласно историческим документам, в 1700 году. В церковной книге записано, что первым его жителем был Назарий Патюков. Сведений об этом человеке сохранилось немного. Известно, что Назарий пришел из Тобольска, где имелась целая улица Патюковых, что пробирался он через Енисейск и Ачинск, пока не обосновался на берегу Чулыма. Назарий построил свое жилье близ устья речки Ададымки. Когда рядом стали строить дома другие люди, поселение стали называть по имени его основателя Назарово.
К 1744 году у Назария было уже три сына и внуки. Много позже выяснилось, что в Красноярске живет семья Романовых – Патюковых – прямых потомков Назария Патюкова.
В 1820 году построен первый храм Святой Троицы, один из красивейших в Енисейской губернии.
В книге «Список населенных мест Российского государства» 1864г. отмечалось, что село Назарово имело 214 дворов, церковь, дом для престарелых и инвалидов, почтовую станцию, трактовую тюрьму, паром на канате и ярмарку, в нем проживало 775 мужчин и 648 женщин. В первой половине 19 века через Назарово прошел Ачинско- Минусинский тракт, село стало центром большой волости. Первые магазины в Назарово принадлежали местным купцам В. Е. Чернышову и О. П. Копылову. Им принадлежали редкие в 19 веке кирпичные здания ( дом Чернышова и магазин Копылова), стоявшие по ул.Верхняя. Первое двухклассное училище в селе открыто в 1861г. В 1926г. открыта начальная школа.
История Назарово тесно связана с именами известных людей. В августе 1839г. после окончания срока каторжных работ сюда прибыл на вечное поселение участник восстания декабристов Антон Петрович Арбузов. Он умер в Назарово в 1843 году. Одна из центральных улиц города носит его имя.
В начале 20 века в волостном селе Назаровском было две улицы, Верхняя и Нижняя, и несколько переулков. В 1914г. началось строительство железной дороги Ачинск- Абакан, через два года было открыто движение от станции Ачинск-1 до станции Ададым (Назарово).Следует заметить, что, несмотря на удаленность от центра этого сибирского села, оно не было диким и глухим. С установлением советской власти активную работу по преобразованию села вели комсомольцы. Их стараниями заброшенное здание бывшей богадельни было превращено в Народный дом. Со сцены народного дома начался творческий путь в искусство народной артистки СССР Марины Алексеевны Ладыниной.
В 1924г. образован Назаровский район, Назарово становится районным центром.
В 1937 г. на северо-западной окраине села Назарово начинает строиться первое крупное предприятие- Назаровский молочно – консервный завод начавший работу в 1944 году. В районе завода возникает рабочий поселок. Со временем в нем появился магазин, клуб, столовая. Позже улица Заводская сливается с Назарово.
22 июня 1941г. началась Великая Отечественная война.
Мирная жизнь села оборвалась. На фронтах ВОВ героически сражались воины – сибиряки, их память увековечена в названии улиц города: ул. Черняховского, ул. Матросова, ул. Абрамова, ул. Донских, ул. Мурашова, ул. Гусарова, ул. Борисенко.
Особенно бурно развивалось Назарово в послевоенные годы. Вслед за молочно- консервным заводом начинают вступать в строй и другие предприятия. Быстро росло население, велось большое жилищное строительство.
В 1946 г. село Назарово было преобразовано в рабочий поселок.
В мае 1948г. начинаются работы по сооружению угольного разреза.
В 1955г. началось строительство Назаровской ГРЭС.
К середине 50-х годов в поселке активно разворачивается стройка. В 1957г. построен Дом культуры «Угольщик». Сюда постепенно съезжались на стройку молодые комсомольцы со всех уголков СССР.
В декабре 1961 года поселок Назарово был преобразован в город краевого подчинения. В 70-х годах бурно развивается промышленность.
Назаровская ГРЭС и разрез «Назаровский» становятся флагманами молодого города. Стройка не затихает ни на минуту. В это время были построены здания городского телеграфа и универмага, гостиница «Заря». На центральной площади расположилось новое здание городской и районной администрации выполненные в современном стиле. В 1960-80-е годы в Назарово было 12 средних школ, одна восьмилетняя, 2 школы рабочей молодежи.
Назаровский строительный техникум образован в1967г. Датой основания НЭСТа является 15 июня 1956г.
В 1965г. открыто медицинское училище.
Строительство завода «Сельмаш» началось 16 февраля 1972 года. Первая продукция выпущена в 1975г.
Строительство ЗМК началось в 1970г. Первые мощности введены в 1973г..
Первый девятиэтажный дом сдан в эксплуатацию в декабре 1980г.
Строительство завод «ТИИК» началось в 1980г. Первая продукция выпущена в 1990г.
В декабре 1988г. было получено разрешение на строительство храма. 25 ноября 1990г. он был освящен в честь праздника Покрова Божьей Матери. С уверенностью можно сказать, что в Назарово ехали лучшие люди со всего Советского Союза. Молодые строители, шахтеры, энергетики, доктора и учителя стремились сюда – в молодой перспективный город. Именно они , эти молодые назаровцы, создали наш город таким, какой он есть сейчас.
Имена этих людей навсегда вписаны в городскую летопись Назарово
Поэты города Назарово
|
Стихи А.Толстого о родном крае
«Ты знаешь край, где все обильем дышит»
Автор: А.К.Толстой
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?
Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубятся над водою,
Бежит дымок синеющей струёю?
Ты знаешь край, где нивы золотые
Испещрены лазурью васильков,
Среди степей курган времен Батыя,
Вдали стада пасущихся волов,
Обозов скрип, ковры цветущей гречи
И вы, чубы — остатки славной Сечи?..
«Край ты мой, родимый край»
Автор: А.К.Толстой
Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
«Уж ты нива моя, нивушка»
Автор: А.К.Толстой
Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои до земли,
Зрелые зерна все разметывал!
Широко вы, думы, порассыпались…
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее!
«И у меня был край родной когда-то»
Автор: А.К.Толстой
И у меня был край родной когда-то;
Со всех сторон
Синела степь; на ней белели хаты —
Все это сон!
Я помню дом и пестрые узоры
Вокруг окон,
Под тенью лип душистых разговоры —
Все это сон!
Я там мечтою чистой, безмятежной
Я был любим так искренно, так нежно —
Все это сон!
И думал я: на смерть за край родимый
Я обречен!
Но гром умолк; гроза промчалась мимо —
Летучий ветер, неси ж родному краю,
Неси поклон;
В чужбине век я праздно доживаю —
Все было сон!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия "По страницам истории города Назарово"
Цель экскурсии:Познакомить с историей города Назарово;Расширить знания о родном городеПривить чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего города, чувство любви к малой Родине....
«Снеговик и Ледовик» Конспект Непосредственно – образовательной деятельности ОО «Познание» с элементами ТРИЗ- РТВ в старшей группе. Составила И.А. Назарова
Предлагаю конспект экспериментальной деятельности в старшей группе....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя "Детский сад № 365 общеразвивающего вида" Авиастроительного района г. Казани Назаровой Ларисы Витальевны
План самообразования педагога...
Презентация на тему : "Мой город - Назарово"
В 2016 году городу Назарово исполняется 55 лет. Цель презентации: расширение представлений детей об истории родного города, привитие любви к своей малой Родине....
Совместный проект педагогов дополнительного образования Федоровой А.А. и Назаровой О.С. «Большое путешествие».
проект по адаптации детей в плавательном бассейне ГБОУ ЛИЦЕЯ №179...
Приказ управления образования администрации г. Назарово "О проведении смотра-конкурса РППС в МБДОУ г. Назарово
Приказ управления образования администрации г. Назарово "О проведении смотра-конкурса РППС в МБДОУ г. Назарово...