Технология развития изобразительной и художественно-творческой деятельности
материал

Попова Елена Викторовна

Для обеспечения условий развития изобразительной

и художественно-творческой деятельности внедряется педагогическая

технология с использованием нетрадиционных (неклассических) техник

изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология развития изобразительной и художественно-творческой

деятельности

С целью обеспечения условий развития изобразительной

и художественно-творческой деятельности внедряется педагогическая

технология с использованием нетрадиционных (неклассических) техник

изобразительной деятельности.

Нетрадиционный способ рисования (от лат. traditio – привычный)

подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются традиционными, широко известными. Термин «техника» (от греч. technike – искусная и technе – искусство, мастерство) понимается как совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смыслеслова соответствует прямой,  непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.7

Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных

материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться

выразительности создаваемых образов. В педагогической практике распространены различные неклассические

техники и приёмы рисования.

 

Неклассические техники и приёмы рисования

Возраст

воспитанников

Виды техник и приемов

3–4 года

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

рисование ватными палочками

силуэтное рисование

печатание листьями

оттиск печатками из картофеля

тампонирование

4–5 лет

рисование пальчиками

рисование ладошками

рисование тычками из поролона

рисование ватными палочками

рисование свечой

рисование восковыми мелками и акварелью

рисование двумя красками

рисование восковой стружкой

печатание листьями, пробками

тычок жесткой полусухой кистью

рисунки из ладошек

5–6 лет

кляксография

набрызг

оттиск смятой бумагой

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

рисование поролоном

рисование песком

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой

гравюра

монотипия предметная

пейзажная печать по трафарету

пластилинография

эбру

6-7 лет

кляксография

монотипия пейзажная

диатипия

акватипия

линотипия

набрызг

оттиск смятой бумагой

печать по трафарету

гравюра

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

тиснение

рисование поролоном

рисование по сырому

рисование по фольге

рисование солью

рисование акварельными мелками

расчёсывание краски

монотипия предметная

чёрно-белый граттаж

цветной граттаж

тычкование

матрицы

батик

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут

применяться в работе с детьми любого возраста. Все зависит от задач и степени включенности каждой техники.

Рассмотрим структуру технологии развития изобразительной

деятельности и потенциальные возможности использования нетрадиционных

техник изобразительной деятельности, которые рассматриваем как средство

обеспечения вариативности образования.Технология развития  изобразительной деятельности включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен основными задачами развития

изобразительной деятельности.

Содержательный компонент представляет собой направления работы по

развитию творческой деятельности воспитанников: знакомство с жанрами

и направлениями искусства, неклассическими техниками изобразительной

деятельности.

Деятельностно-технологический компонент технологии развития

изобразительной деятельности определяет этапы, методы, средства и формы

развития творческих способностей воспитанников. В основную часть

технологии возможно включение следующих парциальных программ:

«Цветные ладошки» для детей раннего и дошкольного возраста (И.А. Лыкова),

«Шаг в искусство» для детей от 1,5 до 7 лет (С.В. Погодина) и др.

Результативный этап представляется показателями развития творческих

способностей воспитанников. Диагностические игры-упражнения и творческие задания Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой позволят определить уровень сформированности творческих способностей воспитанников. Более подробно с диагностическим инструментарием можно ознакомиться в разделе «Диагностика художественно-творческого развития воспитанников дошкольных образовательных организаций».

Система занятий может быть разработана с опорой на блоки-циклы

Т.С. Комаровой с использованием нетрадиционных техник изобразительной

деятельности и приемов рисования: «Волшебный сад», «Моя любимая

игрушка», «Наши четвероногие друзья», «Кем ты хочешь быть?», «Зоопарк»,

«Мы едем, едем, едем…», «Наш город» («Город, в котором мы живем»),

«Сказочный город» («Волшебный город»), «Круглый год», «Разноцветная

страна», «Твоя любимая сказка», а также создание коллективных композиций

(рисование, аппликация, лепка) по мотивам сказок. Более подробно

познакомиться с содержанием блоков-циклов можно в работе Комарова Т.С.

«Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет».

В соответствии с тематизмом определяются возможности для наблюдения

за живой природой, сопровождающиеся беседами, экспериментированием

с материалами, просмотром репродукций и поэтическим словом

(Л.В. Компанцева).

В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной

деятельности дошкольников. Первый этап – «экспериментирование»

предполагает обучение воспитанников умению использовать традиционные

материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету,

его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению

выразительных элементов каждой техники в создании рисунков. Для лучшего запоминания этапов работы в различных техниках предполагается

использование «опорных элементов» (Н.П. Сакулина), а именно создание

технологических карт и эмблем нетрадиционных техник.

Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения

воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения

в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ), рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). Несомненно, в начале данного этапа требуется участие взрослого, а в дальнейшем воспитанникам предлагается самостоятельно выбирать технику, выполнять изображение и объяснять свой выбор. Постепенно обогащается опыт художественно-творческой деятельности воспитанников как в индивидуальных, так и коллективных формах работы.

Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития

самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности

в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.

Таким образом, технология развития изобразительной деятельности

ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития

личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное развитие в процессе художественно-творческой деятельности (из опыта работы)

Данный материал раскрывает художественно-творческую деятельность детей на основе этнокультурного развития....

Развитие самостоятельности в художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Консультация для педагогов по организации самостоятельной деятельности в творческих центрах ДОУ. Упражнения, дидиктические игры, задания на развитие памяти, воображенеия, мышления, цветовосприятия. Ху...

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет

Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Современные технологии развития изобразительной деятельности детей.

Дошкольное детство - важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.  Художественное ...

Развитие самостоятельности в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами....

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...