Развитие предметно-пространственной среды
методическая разработка (младшая группа)

Камбалова Людмила Алексеевна

Цель: обогащение предметно- пространственной среды для проявления познавательного интереса, гармоничного развития и саморазвития детей 3-4 лет.
Задачи:
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов.
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
- содействовать  сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Добрый день уважаемые коллеги, тема моего выступления
« Предметно-пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста»

Я думаю, что каждому из нас знакома ситуация, когда разводя в сторонки ручки, к вам подходит Почемучка:

- Почему бывает дождик?

- Почему течёт вода?

- Почему кот лижет лапу?

- Почему горит звезда?

И Вы быстро в интернете

Ищете ответы детям,

Ведь, чтобы умным, рос малыш,

Точный дать ответ спешишь.

 Всем известно, что дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В этом возрасте происходит бурное развитие детей,  закладываются основы хорошего здоровья, быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы. 

(Слайд 2) Цель и задачи.
Цель: обогащение предметно- пространственной среды для проявления познавательного интереса, гармоничного развития и саморазвития детей 3-4 лет.
Задачи:
- организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов.
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников( игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
- содействовать  сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно- пространственной среды в группе.

(Слайд 3) девочка с лупой.

Из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что познавательный  интерес  является  чрезвычайно  важным  в  организации образовательной  деятельности, имеет  довольно  яркую  эмоциональную  окраску,  проявляется  в  интересе  к  наблюдениям,  описаниям,  впечатлениям. 
Исследуя  и  познавая  мир,  ребенок  делает  массу  открытий,  проявляя  интерес  к  разным  областям  окружающей  его  действительности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса вся деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно.

(Слайд 4)

Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
В своей группе при создании образовательного пространства, я стараюсь обеспечить условия для игровой, познавательной и творческой активности своих воспитанников. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада и группы имеет большое развивающее значение.

(Слайд 5) виды деятельности
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей реализуются через разнообразные виды деятельности:

§  игровую,

§   коммуникативную,

§   трудовую,

§  познавательно – исследовательскую, продуктивную,

§   музыкально – художественную,

§  чтение художественной литературы.

Включение детей в эти виды деятельности дает возможность мне 

вариативно использовать образовательный материал.

 (Слайд 6) Именно в процессе предметно-игровых действий приобретается первый опыт общения  между детьми, осваиваются средства коммуникативного поведения. Ребенок «открывает» для себя сверстника  как делового и игрового партнера.
(Слайд 7) Уголок экспериментирования:
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Маленькие дети очень любознательны.
С самого рождения они являются первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Для них все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием
В своей  работе,  я помогаю детям самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы. Экспериментирование позволяет  мне объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение  использовать нестандартные ситуации для решения трудных задач, создавать творческую личность.

(Слайд 8)Уголок творчества:
Совместная со взрослым, или самостоятельная деятельность ребёнка в уголке творчества очень важна. Во время экспериментирования, исследования с различными материалами, у детей развивают  необходимые умения, а также формируют познавательный интерес.

(Слайд 9) Уголок книжный:
Значение книги, по мере прочтения литературных произведений, рассматривании иллюстраций, у детей появляется масса вопросов, что является показателем формирования любопытства и интереса.

  (Слайд 10)
Уголок сенсорных и дидактических игр в младшей группе необходим. Игры в сенсорном уголке играют огромную роль в развитии познавательного интереса у младших дошкольников, а также развивают мелкую моторику, повышают мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности. Моя тема по самообразованию
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». Собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра, формы, величины предмета.
(Слайд11)
Прежде игры, сделанные своими руками.
(Слайд 12) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины
(Слайд 13) Блоки Золтана Дьенеша
(Слайд 14) Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
(Слайд 15)
 Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
В работе ,мне очень важно организовать детскую деятельность так, чтобы воспитанники  упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.

(Слайд 16) Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « РАДУГА» Тема: «Предметно – пространственная среда группы как фактор развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста » Подготовила: Камбалова Л. А. воспитатель первой квалификационной категории с. Мамонтово 2024 г.

Слайд 2

Цель: обогащение предметно- пространственной среды для проявления познавательного интереса, гармоничного развития и саморазвития детей 3-4 лет. Задачи: организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их потребностей и интересов. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной). содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно – пространственной среды в группе.

Слайд 3

Познавательный интерес - это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности.

Слайд 4

Познавательный интерес - это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии познавательного интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Жажда познания побуждает дошкольника интересоваться всем и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться. Познавательный интерес направляет и развивает познавательную деятельность детей.

Слайд 5

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуются через разнообразные виды деятельности

Слайд 7

Уголок экспериментирования

Слайд 8

Уголок творчества

Слайд 9

Книжный уголок

Слайд 10

Уголок сенсорных и дидактических игр

Слайд 12

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины

Слайд 13

Блоки Золтана Дьенеша

Слайд 14

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Слайд 15

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы

Слайд 16

Мне очень важно организовать детскую деятельность так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Презентация проекта: "Управление в создании условий по развитию предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС ДО"

создание условий по развитию предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Какие игрушки необходимы детям для развития предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС в ДОО и дома.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для р...

Предметно-пространственная развивающая среда как пространство развития ребёнка.

                  Статья о предметно-пространственной развивающей среде как о пространстве развития ребёнка....

Развитие предметно - пространственной среды в детском саду.

Создавая предметно – пространственную развивающую среду,  поставила перед собой цель: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, комм...

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду

очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...