Предметно-пространственная развивающая среда как пространство развития ребёнка.
консультация (младшая группа) на тему

Гордина Ирина Ивановна

 

                    Статья о предметно-пространственной развивающей среде как о пространстве развития ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда как пространство развития ребёнка.

Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребёнок получает в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний социального опыта и развития ребёнка является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Исследования последних лет со своей очевидностью показали особую значимость для маленького ребёнка социальных условий жизни, которые складываются из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Именно в ДОУ организация такой среды возможна, которая способствует развитию личности дошкольника. При этом окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, может быть: и поддерживающей, и развивающей, и насыщенной, и комфортной. Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно, без создания современной предметно - пространственной развивающей среды. Вышедшие в 2011 году Федеральные Государственные требования предусматривает требования к  условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, то есть условия и требования к предметно-развивающей среде. Поэтому эта тема актуальна как никогда и в настоящее время, кому как не нам, педагогам-дошкольникам, это не знать.

В современной дошкольной педагогике на первый план ставятся задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей и их полноценного развития. Решения этих задач невозможно, без создания современной предметно-развивающей среды.

«Развивающая предметная среда (по доктору психолог. наук С.Л. Новосёловой)– это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащённая развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребёнка».

        Создавая развивающую среду в нашем детском саду, мы стараемся отвечать всем главным требованиям к интегральной среде всестороннего развития ребёнка (по В.А. Петровскому):

  • среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять как взаимосвязанные жизненные моменты;
  • среда должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребёнка, так со стороны взрослого;
  • среда должна достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;

Также стараемся учитывать и основные принципы построения предметно-развивающей среды с учётом психолого-педагогических требований:

  • принцип организации пространства для общения ребёнка и взрослого «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми (уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога);
  • принцип активности, творчества, самостоятельности осуществляется в спортивном и музыкальном зале, а также групповых зонах (модулях): «Дом», «Строительный», «Гараж», «Строительный»;
  • принцип, позволяющий свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу;
  • принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей (считается, что зачатки полоролевой специфики нужно начинать уже с 2-3 лет).

Принципы можно было бы перечислять бесконечно, в зависимости от условий детского сада, его материальной базы.

Задача нас, педагогических работников ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила бы ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

        Таким образом, организовать среду необходимо так, чтобы ребёнок с самого начала располагал необходимыми степенями свободы не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Капризы и упрямство

Упрямство - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • В недовольстве, раздражительности, плаче.
  • В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

Нельзя хвалить за то, что:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

Нельзя наказывать и ругать когда:

  1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
  4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
  5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать, т.е. наказывать "на всякий случай" -  нельзя.
  3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Форма проведения: традиционное

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.

Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Речь  не  передается  по  наследству. Малыш перенимает опыт  речевого  общения  у  окружающих  его  взрослых и прежде  всего

родителей, т.е. овладение  речью  находится  в  прямой  зависимости  от  

окружающей  ребенка  речевой  среды. Поэтому  очень  важно, чтобы    он  слышал  правильную, грамотную  речь.

Родители  должны  знать, что  важной  стороной  речевого  развития  

является  правильное  произношение  звуков. Ошибки  в  произношении  - основа  многих дальнейших   трудностей. Кроме  того, дети с нечеткой  речью  не  уверены в  себе, неохотно  вступают в  общение  со  сверстниками  и  взрослыми.

Эмоциональное  общение  родителей  с  ребенком  с  младенческого  возраста.

Первый звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.  

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого начинают развиваться. На улыбку родителей малыш отвечает улыбкой. Эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Общение ребенка со сверстниками

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя. Первое, что бросается в глаза, - это чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно - кричат, визжат, хохочут, носятся, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций, чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, "смотрясь в сверстника", как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Развивая речь малыша, не забудем и подготовить органы артикуляции к правильному произнесению звуков речи. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для развития артикуляционного аппарата детей  мы используем артикуляционную и дыхательную гимнастику, различные речевые игры.

Речь  взрослых - образец

У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Известно, что ребёнок учится говорить, подражая нам, взрослым. Однако, дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.

Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование.

Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых.

Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Развитие  мелкой  моторики  рук

Одним, из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Доказано, что  речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга.

Вследствие  чего  улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, обогащается словарь, речь становится чище.

          Чтение  детям  художественной  литературы        

          Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей и выражать свои чувства нужными словами, порой заимствованными из литературных произведений, с которыми их познакомили ранее взрослые.

Художественное слово помогает детям понять красоту звучащей родной речи. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.

Чтение развивает речь человека. Делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

          Речь - чудесный дар природы. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду

очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...

Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"

На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...

Проект «Построение предметно-развивающей среды социального пространства развития дошкольника в ДОУ»

Назначение проектапроект предназначен для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в реализации задач построения образовательной среды социального пространства развития. ...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....