Проект «Технологии эффективной социализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Технология «Клубный час»
проект
Дошкольное детство – самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
город Гагарин Смоленской области
Проект «Технологии эффективной социализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Технология
«Клубный час»
2022
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – самый ответственный этап в общем развитии человека, так как в этот период формируются основные качества личности и социальные навыки. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на развитие личности ребенка и учет индивидуальных особенностей и потребностей. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при общении со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста нельзя представить без общего понимания социализации. Социализация это процесс усвоения воспитанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения. Социализация – это непрерывный процесс, который длится всю жизнь человека.
Социализация ребенка — это один из самых волнующих аспектов родительства. Сможет ли малыш подружиться с детьми в садике? Сколько друзей у него будет в школе? От социализации в детстве зависит и взрослая жизнь! Как же научить ребенка быть достойным членом общества, уметь заводить друзей и вести себя уместно?
Одним из критериев социального развития дошкольников является проявление самостоятельности. Показателем уровня развития самостоятельности является наличие у дошкольника потребности в ней. Об этом можно судить по степени активности и инициативности ребенка, проявлению интереса к какому-либо виду деятельности и желания заниматься им, по достижению ее цели. Реализация этой потребности ребенком зависит от владения им необходимыми умениями, навыками. Развитие самостоятельности ребенка в свою очередь, связано с активностью, инициативностью, самоконтролем.
Вот, почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится создание условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, самостоятельность, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности.
Именно коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Педагоги нашего детского сада глубоко в этом убеждены. В приоритет воспитания ставят выполнение совместных занятий, коллективный труд и игры при предоставлении детям самостоятельного выбора действий.
Для выявления уровня сформированности социального опыта на начало учебного года была проведена диагностика детей старшей группы, которая показала результаты: низкий уровень – 6%, средний уровень – 84%, высокий уровень – 10%.
Педагогами была спланирована как индивидуальная работа с детьми, так и групповая форма работы. Одной из форм групповой работы стала работа с использованием технологии «Клубный час».
Данная технология использовалась в работе воспитателей в течение двух лет. На заключительном этапе работы была проведена итоговая диагностика, которая показала, что суммарный уровень сформированности социального опыта детей подготовительной группы равен 100%. Низкий уровень сформированности социального опыта отсутствует. Высокий уровень составил 72%, средний уровень составил 28%.
По представленным результатам можно судить о положительной динамике сформированности выбранных нами в качестве критериев социально значимых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, результаты проделанной педагогической работы подтверждают, что систематическая работа педагога дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на формирование социального опыта ребенка при условии использования системы индивидуальной работы и групповой.
Использование технологии социализации дошкольников «Клубный час» позволило эффективно сформировать и развить у детей саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность. Это те качества, которые необходимы не только для адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе
Паспорт проекта.
Тема | «Технологии эффективной социализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Технология Клубный час» |
Адресация проекта | Проект направлен на социальное развитие ребенка дошкольного возраста. |
Авторы проекта | Руководитель проекта: Довгаль В.М. Участники проекта: Розова Е.И. – музыкальный руководитель, Муравьева Т.Н – руководитель физической культуры, Акимова В.М., Евса Т.А., Андреенкова А.В, Сукач М. Ю. воспитатели МБДОУ «Детский сад «Снежинка». |
Целевая аудитория | Дети старшего дошкольного возраста, педагоги. |
Типовые особенности проекта | По продолжительности: долгосрочный 1 год. По содержанию: творческий, деятельностный. По профилю знаний: межпредметный проект. По уровню контактов: ДОУ. |
Цель и задачи проекта | Цель: развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Задачи: Обучающие: - формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты; - учить детей ориентироваться в пространстве. Развивающие: - развивать умение ребенка делиться впечатлениями, решать спорные вопросы и улаживать конфликты; - развивать стремление выражать свое отношение к окружающим, вежливо выражать просьбу и благодарить. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность и ответственность, желание приобретать свой жизненный опыт. |
Ресурсы проекта | Компьютер, аудиосистемы, художественная литература, дидактические игры, материалы для продуктивной деятельности детей. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагога: методические рекомендации для педагогов ДОУ, конспекты ОД, атрибуты для игры, презентации. |
Реализация проекта
Творческой группой педагогов было принято решение апробировать одно из направлений технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час» в нашем детском саду.
Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
Педагогическая технология «Клубный час» решает задачи, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в вопросах социализации дошкольников:
Обучающие:
- формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты;
- учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
- развивать умение ребенка делиться впечатлениями, решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- развивать стремление выражать свое отношение к окружающим, вежливо выражать просьбу и благодарить.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и ответственность, желание приобретать свой жизненный опыт.
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста.
Принципы:
- Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить, чем он хочет сегодня заниматься: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;
- Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.);
- Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации;
- Принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям;
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка.
В работе «Клубного часа» используется индивидуально-деятельностный подход.
Проведению «Клубного часа» предшествует предварительная работа.
С педагогами и специалистами:
- обсуждается тематика «Клубных часов» и разрабатывается перспективный план на год;
- определяется количество групп, участвующих в мероприятии;
- обсуждаются организационные моменты.
С детьми старшего дошкольного возраста:
- проводятся экскурсии по зданию детского сада (объясняется какие есть помещения в детском саду, как они называются и какие станции в них работают);
- организуется дискуссия на тему: «Что такое «Клубный час»? Какие станции, где расположены и как называются;
- рассматриваются маршрутные листы (карты-схемы);
- обсуждаются правила поведения и штрафные санкции за нарушение дисциплины во время проведения «Клубного часа»;
- изготавливаются сумочки для «Клубного часа» (в них лежат жетоны красного цвета);
- повторяются правила безопасного поведения на лестнице и в коридорах детского сада.
«Клубный час» проводится 1 раз в месяц. Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа», закрываются входные двери в детский сад. Любой сотрудник детского сада может спросить куда идут дети, что они будут делать. Помочь ребенку сориентироваться по маршрутному листу, куда идти. Забрать красный жетон, если ребенок нарушает правила поведения.
Суть «Клубного часа» заключается в том, что дети в течение одного часа могут перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения. На протяжении этого времени дети могут посетить две любые станции на свой выбор. Дети учатся общаться друг с другом, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать. И по окончании возвращаются в группу. Подводя итоги «Клубного часа» проводится рефлексивный круг. Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в круг, и обсуждают, кто, где был, чем занимался, что понравилось, возникали ли какие-нибудь трудности и как с ними справлялись. Все ли жетоны находятся в сумочке, и если нет, выяснить, почему забрали жетон.
В процессе проведения рефлексивного круга дети учатся делиться своими впечатлениями, эмоциями, достижениями и неудачами, сопереживать друг другу и радоваться, высказывать свои идеи.
В нашем детском саду технология «Клубный час» реализуется ежемесячно. Работа ведется по 6 направлениям.
1. Станция «Почемучки». Работая с детьми невозможно стоять на месте, это всегда поиск чего-то нового, интересного, увлекающего. Дети не терпят однообразия, им свойственно постоянное движение, желание познать мир. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего детского сада педагогической технологии по детскому экспериментированию. (Приложение 1)
2. Станция «Очумелые ручки». Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги. Дети перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы и стремятся достичь хорошего качества, демонстрируя конечный результат. В процессе деятельности дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослым, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами. (Приложение 2)
3. Станция «Фитнес-студия» обеспечивает развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей физическую нагрузку. Выполнение различных видов гимнастик, упражнения на степ-платформе, введение новых видов двигательной активности – танец с лентами, стретчинг, тренажеры,
упражнения на релаксацию. (Приложение 3)
4. Станция «Волшебные нотки» заинтересовывает детей волшебным миром музыкального искусства, знакомят с множеством звуков в удивительном инструменте-фортепиано. В процессе занятия у детей формируется начало творческого исполнительства вокальной импровизации. Развиваются певческие и актерские способности, реализуется желание играть в ритмическом оркестре. Педагог в ходе занятия поддерживает радостную атмосферу. (Приложение 4)
5. На станции «Кулинарные шедевры» много полезной информации получают дети о полезной и здоровой пище. Ребята с удовольствием занимаются украшением пряников или других кулинарных изделий, приготовлением салат и бутербродов. У каждого воспитанника есть возможность выразить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе. (Приложение 5)
6. Станция «Лего-конструирование» развивает конструкторские способности детей. Моделирование из Лего-конструкторов позволяет решить сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности. На основе создания общих построек происходит формирование коммуникативных навыков: умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы. (Приложение 6)
После проведения каждого клубного часа на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что с помощью данной технологии в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей: группа в детском саду, кружок, или будущий школьник, а также что немаловажно у детей с помощью данного компонента расширяются представления о социуме, ребенок учится осваивать новые знания и представления.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие проекта | Сроки | Ответственные |
Организационный этап | |||
1. | Обсуждение, постановка целей и задач проекта. | Сентябрь 2021 | Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры. |
2. | Подбор методической литературы и интернет-ресурсов, необходимых для реализации проекта. | Сентябрь 2021 | Воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры. |
3. | Создание условий для реализации проекта в МБДОУ «Детский сад «Снежинка» | Сентябрь 2021 | Заместитель заведующего |
Основной этап.
Перспективный план работы «Клубного часа» на год.
месяц | Название станций | |||||
Почемучки | Очумелые ручки | Фитнес - студия | Кулинарные шедевры | Волшебные нотки | Лего конструирование | |
сентябрь | «Испарение». Цель: формирование представлений об испарении вода – превращении воды в пар при нагревании. | «Осенние деревья» Цель: Помочь увидеть красоту родной природы, стремление заботиться о ней и беречь ее. Вызвать желание создать осеннее дерево аппликативным методом. | «Тренировка на степ-платформе». Цель: Укреплять мышцы верхнего плечевого пояса; развивать координацию движений, ловкость, глазомер; совершенствовать психофизические качества: гибкость, внимательность, внимание, слуховое и зрительное восприятие; способствовать общему укреплению организма ребенка. | «Овощной Салат» Цель: Формировать у детей заботу о своем здоровье. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | «Я -Композитор» Цель: Заинтересовать детей музыкой, как интересной сказкой. Погрузить детей в мир музыкальных звуков. Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки. | «Осенний лес» Цель: Обучение конструированию по образцу и замыслу, объединение постройки единым сюжетом. |
октябрь | «Удивительные камни» Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами. | «Анимированная осьминожка» Цель: создать и анимировать персонажа. | «Веселые тренажеры» Цель: Совершенствовать психофизические качества в процессе занятий на тренажерах: силу, гибкость, внимательность, глазомер. Воспитывать интерес к занятию физическими упражнениями. | Салат «Заячья радость». Цель: закреплять понятия «овощи», «фрукты», учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук; дать возможность детям побыть в роли взрослого. | «Сказка в музыке» Цель: Заинтересовать детей музыкальной сказкой «Как дружба победила обиду» Т. Ростимашенко. | «Мебель для кукол» Цель: выполнить мебель из блоков лего конструктора. |
ноябрь | «Чудо - вода» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | «Альпинист» Цель: Расширять представления детей о людях покоряющих вершины гор. Составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок. | «Упражнения с лентами». Цель: формировать творческий подход к выполнению упражнений с длинной лентой. | Салат «Красная шапочка» Цель: Закрепить знания детей об овощах и способах их приготовления. Познакомить детей с процессом приготовления холодного блюда - овощной салат. | «Раскрой свой талант» Цель: Вовлечь детей в инсценирование русской народной песни « Тень - тень, -потетень!» р.н.п . обр. В Калинникова. Вызвать желание «забавляться», «развлекать». | «Снегири и синички» Цель: Цель: создание модели Синички и Снегиря из конструктора лего. |
декабрь | «Воздух видимый и невидимый» Цель: расширение представлений детей о свойствах воздуха.
| «Фенакистископ» Цель: создать фенакистископ, знакомство с мультипликацией | «Школа мяча» Цель: Создать у детей интерес к самостоятельной двигательной деятельности, Воспитывать дружеские взаимоотношения. | «Салат Оливье» Цель: формирование навыков самостоятельного приготовления пищи: подготовка к самообслуживанию. | «Что это за голоса» Цель: узнать, какие звуки издают окружающие нас предметы. | «Олени Деда Мороза» Цель: расширять знания детей о северном олене через конструирование модели оленя. |
январь | «Сравнение свойств песка и камня» Цель: познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и камень, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются. | «Тауматроп. Волшебная игра — иллюзия» Цель: создать тауматроп. | «Баскетбол» Цель: Упражнять детей в перебрасывании мяча с отскоком от пола друг другу, в ведении мяча, в бросании мяча в цель. | «Салат Винегрет». Цель: Познакомить детей с процессом приготовления холодного блюда – салат Винегрет. | «Где найти песню и как её искать?» Цель: Формировать начало творческого исполнительства вокальной импровизации. | «Три белых коня» Цель: формировать умение конструировать по образцу и наглядной схеме. |
февраль | «Тайны снега и льда» Цель: развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования. | «Пилотка» Цель: учить детей складывать пилотку способом оригами. | «Веселый баскетбол» Цель: Упражнять детей в перебрасывании мяча друг другу способом «от груди», в ведении мяча по прямой, в бросании мяча в корзину. | «Веселый бутерброд» Цель: Познакомить детей с различными видами бутербродов (открытые, закрытые, канапе) | «Посудный и ореховый оркестр» Цель: познакомить детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. | «Вертолет» Цель: создание модели вертолета из конструктора лего. |
март | «Как происходит извержение вулкана» Цель: познакомить детей с природным явлением-извержением вулкана. | «Подснежники для мамы» Цель: Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представления о первоцветах. | «Ты катись веселый обруч» Цель: Формировать умения детей прокатывать обруч по прямой, вращению обруча. | «Фруктовый салат» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления холодного блюда - фруктовый салат. | «Ритмический оркестр» Цель: формировать восприятие внутреннего музыкального слуха. | «Цветы для мамы» Цель: формировать навыки конструирования на заданную тему по схеме. |
апрель | «Секретное письмо» Цель: формировать умение проводить опыты (писать «секретное» письмо ватной палочкой, обмакивая ее в молоке.) | «Космический корабль» Цель: учить детей складывать космический корабль способом оригами. | «Космическая подготовка» Цель: Удовлетворить естественную потребность детей в движении. Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей физическую нагрузку. | Салат «Фруктовая радость» Цель: Закрепить знания детей о фруктах и способах их приготовления. Познакомить детей с процессом приготовления холодного блюда - фруктовый салат. | «Смешной хор» Цель: Формировать у детей творческое восприятие музыкального исполнительства | «Космическая станция» Цель: Вызвать интерес к космосу, через конструирование космической станции из конструктора. |
май | «Ветер - неведимка» Цель: уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей. | «Ромашки» Цель: Развитие творческих способностей через изготовление поделки в технике объемной аппликации. | «Мяч через сетку» Цель: Упражнять детей в ведении мяча по прямой, вокруг себя, в бросании мяча в корзину, в передаче мяча через сетку. | Бутерброд «Божья коровка» Цель: Продолжать поддерживать интерес к приготовлению пищи. | «Буду музыкантом». Цель: Увлечь и воодушевить детей игрой на музыкальных инструментах. Играть в ансамбле. | «Спасение леса. Вертолет» Цель: создание модели вертолета из конструктора лего. |
Заключительный этап. | ||
Публикация материалов об итогах проекта на официальном сайте ДОУ. Распространение педагогического опыта среди дошкольных образовательных учреждений города и района.(выступление на районном методическом объединении). Оценка и анализ результатов реализации проекта. | Май 2022 | Заместитель заведующего |
Литература
1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М.: Речь, 2004. – 272 с.
2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217
4. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты
занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017. -320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы по использованию фитнес-технологий в физкультурно-оздоровительной работе....
Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.
Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....
Использование инновационных технологий в физкультурно оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выступление из опыта работы на тему: "Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста "...
Семинар-практикум для воспитателей «Логопедическая ритмика - один из эффективных видов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
Актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это, по моему мнению, результат замены живого общения детей современными технологиями: теле...
Использование технологии "клубный час" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В данной стье описывается технология "клубного часа" и то, как можно применять ее в работе с дошкольниками....
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
Формирование основ финансовой грамотности через технологию эффективной социализации и коммуникации у обучающихся старшего дошкольного возраста средствами театрализации
Тема интегрированного занятия " Формирование экономических компетенций через технологию эффективной социализации и коммуникации у обучающихся старшего дошкольного возраста. Этикет в о...