Проект "Чудесный мир настольных игр"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144» Кировского района г. Саратова
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ «Детский сад № 144»
__________________ Каширина Н.В.
Приказ №_______ от «_____»_____________г.
ПРОЕКТ
«Чудесный мир настольных игр»
для детей старшей логопедической группы
Разработали и подготовили:
воспитатель высшей квалификационной
категории Богайчук Н.И.
воспитатель высшей квалификационной
категории Гегешко С.К.
г. Саратов 2023 г.
ПРОЕКТ
«ЧУДЕСНЫЙ МИР НАСТОЛЬНЫХ ИГР»
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид проекта: игровой, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Начало проекта: 1февраля 2023 года.
Окончание проекта: 28 февраля 2023 года.
Организаторы проекта: Воспитатели Богайчук Н.И., Гегешко С.К.
Участники: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
В современном мире в каждом доме есть компьютер, планшет, телефон, настольные игры отошли на задний план. Многие родители не понимают, зачем покупать разнообразные игры, если в сети интернет полно доступных развлекательных и развивающих игр? Кроме того, ритм современной жизни настолько быстрый, что, порой, у взрослых нет времени выделить хотя бы полчаса, чтобы поиграть с детьми.
Раньше дети с нетерпением ждали папу с работы, чтобы поиграть в «Домино» или «Лото». Они с удовольствием кидали кости, путешествуя фишками по волшебной стране. Современные дети, хоть и живут в иных реалиях, также любят играть.
Игра - наиболее доступный вид деятельности детей, способ переработки полученных знаний и впечатлений из окружающего мира, способ яркого проявления особенностей мышления и воображения, его эмоциональности и активности, развития потребностей в общении. Одним из условий развития игровой деятельности является самоорганизованная детская общность, в которой одни участники обучают и передают навыки другим. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками оптимальным методом для соблюдения этих условий, является настольная игра. Так как настольная ига дает возможность фантазировать, проявлять инициативу и строить свою реальность, предоставляет возможность активного общения, взаимодействия. Процесс игры является сильнейшим мотиватором для активизации когнитивных процессов ребенка.
Реализация данного проекта докажет, насколько увлекательный и полезный мир настольных игр.
Гипотеза состоит в том, что настольные игры являются одним из методов коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы.
Цель проекта: развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков у детей, через внедрение настольных игр, как эффективного метода коррекционно-развивающей работы с дошкольниками.
Задачи:
- Развивать психические процессы, эмоционально-личностные особенности и коммуникативные навыки дошкольников, через применение настольных игр на занятиях, в совместной и свободной деятельности.
- Создать условия для самостоятельной деятельности дошкольников при создании настольных игр и совместных игр со сверстниками и взрослыми.
- Пропагандировать возможности настольной игры, как универсального метода развития детей среди родителей с привлечением к созданию игр.
- Представить опыт коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием настольных игр.
Ожидаемые результаты:
- Пополнение развивающей предметно пространственной среды группы такими настольными играми, как «Волшебные колпаки», «Доббль», «Игры – ходилки», «Настольный футбол», «Крестики – нолики», «Бизи – чемоданчик», «Кубики Блума», «Magic box», «Геоборд», «Обжорки» и др.; тематическими альбомами «Настольные игры своими руками. Этапы, последовательность действий»; тематическими папками «Беседа с воспитанниками об играх».
- Активное участие детей в создании настольных игр с воспитателями и родителями, и активное их использование в совместной деятельности.
- Сформировать представления у воспитанников о разнообразии настольных игр, их применении, правил и действий в игре.
- Вовлечение родителей и их активное участие в пополнение развивающей предметно пространственной среды группы играми на логическое мышление, ориентацию в пространстве, игры на развитие речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и др.
- Сформировать у родителей и участников проекта представление о том, что настольные игры и их применение – это эффективный способ развивающей работы с детьми как в условиях ДОО, так и дома.
- Доказать родителям и детям, что настольные игры – неплохая альтернатива телефонам, компьютерным играм, современным гаджетам.
Этапы проекта
Этап | Формы работы | Ответственные |
Подготовительный | 1.Подбор и изучение литературы по заданной теме. 2.Входящая диагностика воспитанников по теме проекта через наблюдения за воспитанниками в различных видах деятельности. 3.Анализ результатов психолого-педагогической диагностики дошкольников. 4.Составить перспективный план по теме проекта «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками». | Воспитатели |
Основной | Работа с детьми 1.Цикл бесед с детьми: «Разнообразие настольных игр», «Создание правил при использовании настольных игр», «В какие игры вы бы хотели поиграть?». 2.Создание настольных игр: «Волшебные колпаки», «Доббль», «Игры – ходилки», «Настольный футбол», «Крестики – нолики», «Бизи – чемоданчик», «Кубики Блума», «Magic box», «Геоборд», «Обжорки» и др. 3.Проведение занятий с использованием настольных игр. 4.Использование детьми новых игр в совместной деятельности. Работа с педагогами 1.Проведение мастер-класса «Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» 2.Создание памятки «Как организовать настольную игру» Работа с родителями 1.Создание настольных игр для детей на развитие логического мышления, ориентации в пространстве, на развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики и др. 2.Проведение встречи «Давайте поиграем». 3.Создание буклета «Чудесный мир настольных игр» | Воспитатели Дети Родители |
Заключительный | -официальном аккуа 1.Коллаж «Играем вместе». 2.Презентация проекта: «Чудесный мир настольных игр» на: -официальном сайте ДОО; -официальном аккуанте в Instagram . 3.Повторная диагностика: формулировка выводов, разработка рекомендаций. 4.Создание тематической папки: «Беседа с воспитанниками об играх». 5.Создание тематического альбома: «Настольные игры своими руками. Этапы, последовательность действий». | Воспитатели |
Примеры старинных игр:
СЕНЕТ.
Сенет является старейшей настольной игрой в мире. Наборы для этой игры были найдены в погребальных камерах, датированных 3500 до н.э.. К примеру, в известнейшей гробнице Тутанхамона было найдено 4 комплекта для этой игры.
ТАФЛ.
Тафл был очень популярной игрой среди викингов. Суть игры состоит в том, что один игрок стремится провести своего короля от центра доски к краю, в то время как другие делают все возможное, чтобы захватить его. Тафл распространился по всей Европе и стал по сути шахматами того времени.
МАНКАЛА.
Манкала – серия однотипных настольных игр, которые распространены по всему миру. Некоторые учёные полагают, что манкала еще старше, чем сенет. Для игры нужен всего лишь пятачок мягкой земли и горстка семян или гальки. На земле делаются лунки, которые игроки по очереди засевают камнями. Цель игры - захватить как можно больше камней противника.
ОСОБНЯК СЧАСТЬЯ.
Особняк Счастья - поучительная морально-развлекательная игра, которая была издана в Великобритании. В 1843 в неё начали играть и в США. Игра была полностью сделана на основах христианской морали и должна была обучать детей добродетелям настоящего христианина.
ЧАУПАР.
Индийская игра чаупар и практически идентичная ей пачиси являются предтечей известных сегодня игр типа «крест и круг». На Западе самой известной является намного более упрощенная версия этой игры под называнием людо . Игроки стремятся как можно быстрее обойти фишками по внешнему периметру доски и завести их в «дом».
Примеры современных игр:
ШАХМАТЫ.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей. В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.
ИМАДЖИНАРИУМ.
Суть игры – выбрать наиболее подходящую карточку к заданной ассоциации. Карточки поражают воображение. Требуется от 4-х игроков.
ИГРЫ БРОДИЛКИ.
Эти игры разнообразны по темам. Учат детей соблюдению правил. Игроки по очереди кидают камень и делают ход. Кто первый придет к финишу, тот победитель.
БУМ.
Игра «БУМ» – нужно угадывать различных персонажей – это могут быть кто угодно и вымышленные герои и ученые, и авиаконструкторы.
КЛЮЭДО.
Быть детективами легко – ведь мы можем строить сложные логические цепочки и раскрывать ужасные преступления!
МИЛЛИОНЕР.
В игре закладывается первоначальная финансовая грамотность детей.
Вывод:
Настольная игра является универсальным методом для реализации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, с ее помощью можно охватить все виды детской деятельности, а через них развивать ребенка во всех образовательных областях.
Список используемой литературы
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
- Воспитание детей в игре / Под ред. Д. В. Менджерицкой – М.: Просвещение, 1979.
- Карпова С.И., В.В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. // Творческий центр. Санкт-Петербург, 2010.
- Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2013.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой – М.: Просвещение, 1982 .
- Микляева Н.В., Решетило Е.А., Лопатина О.Г. Игровая среда в домашних условиях// Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011.
- Микляева Н.В., Ю.Н.Родионова. Развиваем способности дошкольников // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2010.
- Пенькова Л.А., Коннова З.П., Малышева И.В., Перкова С.В. Развитие игровой активности дошкольников // Управление. М.: Творческий центр, 2010.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Под ред. М. А. Васильевой – М.: Просвещение, 1986.
- Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Из опыта работы. М., 2006.
- Щетинина А.М. Учим дошкольников думать // Библиотека воспитателя. М.: Творческий центр, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольная книга методиста ДОУ.
В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения.Книга предназначена для методистов, воспитателей и руководите...
Настольно-печатная игра по социально-личностному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"..
•Важно отметить, что социально-эмоциональное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и по...
Настольная игра "Я живу в России"
Предлагаю Вашему вниманию авторскую игру для детей 2,5 до 7 лет "Я живу в России". Игра создавалась для детей живущих в Санкт-Петербурге. Но эту игру можно адаптировать или сделать по аналогии для люб...
Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»
Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок подчиняется правилам игры...
Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»
Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...
Самоанализ ООД открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»
Содержание:1. Подготовка к ООД;2. Организация ООД;3. Методы и приемы обучения;4. Итоги ООД....
Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»
Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...