проект
проект (старшая группа)

Сащук Н.М

Новый год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_chudesa_v_dedmorozovke_1.docx134.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» дошкольное отделение «Журавушка»

«Чудеса в Дедморозовке»

проектная деятельность Подготовительная к школе группа

Из опыта работы воспитателя Сащук Н.М

г. о. Мытищи


«Чудеса там - где в них верят,

Автор проекта:


и чем больше верят, тем чаще они встречаются.

Дени Дидро.

Сащук Н.М. (воспитатель подготовительной к школе группы);

База внедрения: МБОУ СОШ №9 ДО

Тип проекта:

  • По        доминирующей        в        проекте        деятельности:        познавательно- исследовательский.
  • По содержанию: интегрированный, включает ребёнка и его семью.
  • По продолжительности: среднесрочный (декабрь - февраль)
  • По количеству участников: групповой.
  • Участники        проекта:        дети        подготовительной        к        школе        группы, воспитатели группы, родители детей.
  • По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Возраст детей: 6-7 лет

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Процесс познания – творческий процесс и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше.

Социальная значимость проекта:

Детское экспериментирование - способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои силы.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта

Образовательные задачи:

  • Расширять        представления        детей        об        окружающем        мире        через знакомство с основными физическими свойствами воды, снега, льда;
  • Формировать познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Развивающие задачи:

  • Развить        любознательность,        познавательные        интересы,        внимание, память, речь, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  • Обогащение знаний детей и родителей об экспериментальной деятельности.
  • Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях.
  • Совместная с родителями творческая и экспериментальная деятельность детей.

Этапы реализации проекта:

  1. этап – ПРОБЛЕМА (Погружение в проект, выбор темы).

Идея погружения в проект   появилась   после   начала   чтения   сказки А. Усачева «Чудеса в Дедморозовке» и рассуждения детей о том, какие чудеса могут происходить зимой. После этого было принято решение выяснить, проверить, убедиться во многих природных зимних явлениях. Для того, чтобы придать проекту сказочности, мы выбрали с ребятами день и время, когда в нашей группе зажигался волшебный шар и начинались «чудеса».

  1. этап        ПРОЕКТИРОВАНИЕ        (Планирование        действий        –        разработка проекта. Создание банка идей и предложений).

На        этом        этапе        важно        систематизировать        информацию.        Спланировать совместную деятельность педагогов, детей, родителей.

Деятельность педагога:

  • определение цели и задач проекта;
  • сбор и анализ литературы по данной теме;
  • разработка плана реализации проекта;
  • изучение методической литературы;
  • информирование родителей о предстоящем проекте и сотрудничество с ними;
  • анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье»;
  • подготовка        информационного        стенда,        консультационной        базы        для родителей;
  • подборка        наглядного,        демонстрационного        и        видео        материала        по проекту;
  • подборка стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме;
  • подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме;
  • создание мультимедийной презентации: Вода. Снег. Лёд.»
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • разработка комплексно – тематического плана по теме «Опытно- экспериментальная деятельность»;
  • подготовка материала и оборудования;
  • предварительная работа по реализации проекта.

Формы работы с детьми:

  • опыты и эксперименты с водой, снегом, льдом;
  • просмотр видеоматериалов по теме проекта;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • наблюдение в природе;
  • викторина «Волшебница Зима»;
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • беседы по теме эксперимента;
  • целевые прогулки.

Взаимодействие с родителями:

  • ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
  • предоставление консультативного материала для проведения бесед        и элементарных экспериментов с детьми;
  • участие родителей в реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, материалы и оборудование для проведения опытов и экспериментов, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии).
  1. этап.        ПОИСК        И        ОБРАБОТКА        ИНФОРМАЦИИ        (Осуществление деятельности. Обработка и осмысление информации).

Направления деятельности:

Работа с детьми:

Перспективно-тематическое планирование.

Декабрь.

1 неделя (14.12 – 18.12.)

  • «Чудеса в Дедморозовке» - шоу опытов и экспериментов (открытие проекта)
  • Беседы с детьми: «Три состояния воды», «Что такое снег, снежинка?»,

«Что такое лёд?», «Почему мне нравится зима?».

  • Просмотр презентации «Что такое снег», «Что такое лёд».
  • Просмотр мультфильма для детей «Что такое снег и какие бывают снежинки?»

2 неделя (21.12 – 25.12.)

  • Чтение пословиц и поговорок о зиме.
  • Просмотр видео «Зимушка-зима».
  • НОД «Лед и снег – опыты с Ведёркиным».
  • Д/и «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • Д/и «Собери снежинку».
  • Лепка пластилинография «Снежинки».
  • Чтение Е. Тараховской «Живой снежок». В. Шипунова «Чудо из чудес».

3 неделя (28.12. – 30.12)

  • Беседа с детьми: «Почему скрипит снег?», «Зачем зимой снег».
  • Чтение стихотворения А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых». Опыт №1. Свойства снега и льда.

Цель. Совершенствовать знания детей о состояниях воды и основных свойствах снега и льда.

  • НОД «Ледяные ёлочные игрушки».
  • Опыт №2. Исследование чистоты снега.

Цель. Дать детям понятие, что снег бывает не только чистым, но и грязным. Задание на дом: рассказать о пользе снега.

Январь.

4 неделя (11.01 – 15.01.)

  • Беседа с детьми: «Откуда идёт снег».
  • Просмотр мультфильма «Откуда берётся снег».
  • Д/и «Кто что делает зимой».
  • Загадки о зимних явлениях в природе.
  • Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Вьюга-завируха». В. Томилина

«Зима».

  • П/и «Салки со снежками».
  • Опыт №3. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Наблюдения за снежинками.

  • НОД «Рисование на снегу».

5 неделя (18.01 – 22.01.)

  • Чтение сказки Бр. Гримм «Госпожа Метелица».
  • Просмотр видео «Зимушка-зима».
  • Нетрадиционная техника рисования манной крупой и солью «Кружатся снежинки белые пушинки».
  • Д/и «Чьи следы».
  • П/и «Два Мороза».

6 неделя (25.01 – 29.01.)

  • Беседа с детьми: «Почему снег белый?».
  • Просмотр презентации «Почему снег белый».
  • Чтение стихотворения С. Иванова «Каким бывает снег».
  • Опыт №4. Почему снег греет?

Цель.        Помочь        детям        понять,        что        снег        согревает        землю        от промерзания.

  • НОД «Опыты снеговички Косичкиной».

7 неделя (01.02 – 05.02.)

  • Целевая прогулка «Зимняя тропа ДОУ».
  • Опыт №5. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

  • Рассматривание картины
  • И. Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца».
  • Д/и «Найди такую же снежинку».

8 неделя (08.02 – 12.02.)

  • Беседа с детьми «Как заботиться о здоровье зимой»;
  • Опыт №6. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла), выяснить почему снеговик укутанный в шубку тает медленнее.

  • Д/и «Собери снеговика».
  • Д/и «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  • П/и «Чей снежок больше».
  • Опыт №7. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Задание на дом: приметы о снеге.

9 неделя (15.02 – 19.02.)

  • Опыт №8. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

  • Д/и «Собери узор».
  • Спортивный досуг «Зимние забавы от снеговичка Чайникова ».
  • Опыт №9. Ледяной секретик.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

  • Беседа «Осторожно! Зимние травмы».
  • Просмотр презентации «Опасный лёд».

Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей«Детское экспериментирование в семье».
  • Консультации:
  • «Организация        детского        экспериментирования        в        домашних условиях»
  • «Влияние        экспериментирования        на        развитие        познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
  •         «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».
  • Памятки:
  • «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»
  • «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
  • Проведение индивидуальных бесед по теме:
  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», значение экспериментальной деятельности для детей».
  1. этап. ПРОДУКТ
  • Итоговое        мероприятие        «Снеговичок        Кроссовкин        в        гостях        у ОДУВАНЧИКОВ»

На этом мероприятии ребята продемонстрировали Снеговичку Кроссовкину свои знания о свойствах воды, снега и льда, наглядно показали это на примере элементарных опытов.

Достигнутые результаты:

Исследовательская деятельность вызывала огромный интерес у детей, предоставила ребенку возможность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования дети получили возможность почувствовать себя ученым, исследователем. Дети научились ставить цель, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования у детей сформировались не только интеллектуальные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения. Исследования - огромная возможность

для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Обогатились знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробужден интерес к окружающему миру. Дети применяют свои знания в жизни.

Используемая литература:

  1. Камерина Н. Деловое построение развивающей среды//Детский сад. Управление.2003, №2
  2. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании//Детский сад. Управление.2004, №2
  3. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.
  4. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика- синтез, 2012
  5. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.

  1. Иванова А. И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
  3. Интернет-ресурсы.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436134-proekt-po-poznavatelno- issledovatelskoj-dejat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...