Планирование воспитателем образовательных ситуаций в режимных моментах.
статья (средняя группа)

Тыганова Ульяна Хабиевна

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДОУ. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитателем образовательных ситуаций

в режимных моментах.

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДОУ.

«формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»

Хотелось бы обратить внимание на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.

Основными составляющими общей культуры являются:

        Культура         здоровья         (культура         питания,         культура         сна,         культура         безопасности

жизнедеятельности);

Культура социальная (культура поведения и общения, культура деятельности).

При планировании режимных моментов следует обратить внимание:

Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребёнка.

Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.

В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Организация режимных моментов должна «строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей».

В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов является режим дня, (который утверждается заведующим).

Режим дня предусматривает организацию совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, как в режимные моменты, так и между ними.

Варианты организации различных видов деятельности в различные режимные моменты очень разнообразны и зависят от возраста детей, их интересов, сезонности и событий.

В режиме дня мы можем выделить следующие режимные моменты:

Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игры и детские виды деятельности

НОД

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Подъём после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

Игры, самостоятельная деятельность детей

Ужин

Прогулка, уход домой

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приёма и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап (подготовка к завтраку, завтрак, завершение завтрака).

Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты):

Подготовка к режимному моменту (к прогулке, к приёму пищи и т.д.)

Сам режимный момент (прогулка, приём пищи, сон)

Завершение режимного момента (возвращение с прогулки, постепенный подъём и т.д.) Следует не забыть и о других формах работы при организации режимных моментов:

Дежурство;

Взаимодействие с родителями;

Встреча детей;

Осмотр;

И т.д.

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.

Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, приемной или на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.

При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

Подготовка к прогулке, прогулка

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов в средней группе

перспективное планирование образовательной работы для средней группы на первую неделю сентября по теме "День Знаний"...

ЦИКЛОГРАММА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

циклограмма планирования образовательной деятельности составленна на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство". Формы образовательной деятельности распределны с учетом как возр...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в режимных моментах

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в режимных моментах...

Примерное планирование образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Творческая мастерская Направление «Изобразительная деятельность» Средняя группа

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не ...

Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности (конспект режимных моментов в первую половину дня)

Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности(конспект режимных моментов  в первую половину дня)...

Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности (конспект режимных моментов во вторую половину дня)

Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности(конспект режимных моментов  во вторую половину дня)...

Мастер класс "Решение образовательных ситуации ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"

Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является  формирование его познавательной активности....