Планирование воспитателем образовательных ситуаций в режимных моментах.
статья (средняя группа)
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДОУ. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитателем образовательных ситуаций
в режимных моментах.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребёнка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДОУ.
«формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Хотелось бы обратить внимание на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребёнка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Основными составляющими общей культуры являются:
Культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности
жизнедеятельности);
Культура социальная (культура поведения и общения, культура деятельности).
При планировании режимных моментов следует обратить внимание:
Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребёнка.
Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.
В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Организация режимных моментов должна «строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей».
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием по организации режимных моментов является режим дня, (который утверждается заведующим).
Режим дня предусматривает организацию совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, как в режимные моменты, так и между ними.
Варианты организации различных видов деятельности в различные режимные моменты очень разнообразны и зависят от возраста детей, их интересов, сезонности и событий.
В режиме дня мы можем выделить следующие режимные моменты:
Приём детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Игры и детские виды деятельности
НОД
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
Подготовка ко сну, дневной сон
Подъём после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
Игры, самостоятельная деятельность детей
Ужин
Прогулка, уход домой
В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приёма и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап (подготовка к завтраку, завтрак, завершение завтрака).
Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты):
Подготовка к режимному моменту (к прогулке, к приёму пищи и т.д.)
Сам режимный момент (прогулка, приём пищи, сон)
Завершение режимного момента (возвращение с прогулки, постепенный подъём и т.д.) Следует не забыть и о других формах работы при организации режимных моментов:
Дежурство;
Взаимодействие с родителями;
Встреча детей;
Осмотр;
И т.д.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика.
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, приемной или на участке. Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.
В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей - они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.
В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.
Игры и детские виды деятельности.
В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда - с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.
Непосредственная образовательная деятельность
Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.
Подготовка к прогулке, прогулка
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов в средней группе
перспективное планирование образовательной работы для средней группы на первую неделю сентября по теме "День Знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-570622-1431388368.jpg)
ЦИКЛОГРАММА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ
циклограмма планирования образовательной деятельности составленна на основе примерной основной общеобразовательной программы "Детство". Формы образовательной деятельности распределны с учетом как возр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770700-1458492078.jpg)
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в режимных моментах
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в режимных моментах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-454032-1401899841.jpg)
Примерное планирование образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Творческая мастерская Направление «Изобразительная деятельность» Средняя группа
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не ...
Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности (конспект режимных моментов в первую половину дня)
Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности(конспект режимных моментов в первую половину дня)...
Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности (конспект режимных моментов во вторую половину дня)
Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности(конспект режимных моментов во вторую половину дня)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-660958-1554400358.jpg)
Мастер класс "Решение образовательных ситуации ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"
Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности....