Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка чрез театрализованную деятельность
методическая разработка
Добрый день, уважаемые педагоги!
Позвольте мне начать свое выступление со стихотворения Якова Козловского «Ни бельмеса»
Раз в театре детском пьесу
Довелось смотреть балбесу.
Он сидел, ушами хлопал,
Он смотрел, конфеты лопал,
А в антрактах, говорят,
Пил шипучий лимонад.
Кто-то ради интереса
Через день спросил балбеса:
- Ты в театре был, не так ли?
Что понравилось в спектакле?
И сказал балбес в ответ:
- Мне понравился буфет!
Хороша была ли пьеса
Зря расспрашивать балбеса,
Что узнаешь от него:
Он не понял ни бельмеса,
Это значит - ничего!
Конечно, Вам уже понятно, что я буду вести речь о формировании общей культуры ребенка через театрализованную деятельность. И наша с Вами роль, как педагогов в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном и театральном искусстве, литературе).
Успехи развития общей культуры дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.
Организация театрализованной деятельности в ДОУ предусматривает тесное сотрудничество воспитателей с музыкальным руководителем. Элементы театрализации могут присутствовать как на музыкальных занятиях, в утренниках и развлечениях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность включает в себя:
Ø просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Ø игры-драматизации;
Ø разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Ø упражнения по формированию выразительности исполнения;
Ø упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театр должен одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений
В совместной практике музыкальный руководитель и воспитатель часто используют игры с элементами театрализации, которые включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения.
4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией знакомых детям сказок и произведений. Так же имеет большое значение тесное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, при подборе пособий и атрибутов, дидактических музыкальных игр, аудиовизуальных пособий. Развитие общей культуры через театрализованную детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, доступность, а также их достаточное количество. Становление общей культуры ребенка в условиях детского сада возможно при создания специальной предметно-развивающей среды.
Воспитатели получают записи песен и стихов по сценарию спектакля, музыкальных произведений, которые дети слушают и исполняют на занятиях. Это способствует лучшему запоминанию материала, повышению интереса к произведениям.
В театральной зоне расположены пособия и атрибуты к театрализации и драматизации различных сюжетов и произведений, а также находятся различные виды театров.
Конечно для того, чтобы у детей постоянно поддерживать интерес к деятельности время от времени нежно обновлять пособия в музыкально-театрализованном уголке.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. И самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Театрализованная – музыкально – драматическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию общей культуры.
По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_teatr_.pdf | 1.22 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии общей культуры ребенка через театрализованную деятельность в соответствии с ФГОС"
Представленный материал позволит создать модель взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО....
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка в соответствии с ФГОС
Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесно...
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?...
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ".
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам).Содержит методическую информацию, анкету для воспитателей, методические рекомендации....
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников»...
конспект консультации для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"
Познакомить воспитателей с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности....
Консультация для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ"
В консультации раскрываются вопросы по взаимодействию воспитателя и музыкального руководителя, функции обоих педагогов в непосредственной образовательной и свободной деятельности....